Понятие и структура деловой журналистики




 

Понятие "деловая журналистика" очень объемно, в связи с этим ученый А.А. Грабельников предлагает разделить понятия " деловая пресса " и " деловая журналистика". По мнению исследователя, деловая пресса включает в себя издания, в которых активно используются журналистские тексты, особенно аналитические; распространяет законодательную и нормативную информацию, информирует читателей "о мире бизнеса". При этом А.А. Грабельников подразделяет деловую периодику на качественные издания для элитных групп: корпоративные и ведомственные издания; популярные издания для широкого читателя; отраслевые аналитические издания. Деловая журналистика содержит газеты и журналы, где можно и не обнаружить журналистских текстов. Их заменяют биржевые сводки, котировки, товарные прейскуранты, объявления и реклама (издания, обслуживающие оптовую и розничную торговлю и сферу услуг) [125].

Е.И. Мордовскаяуточняет понятие деловой прессы - "это тип печатных изданий, призванных в первую очередь обеспечивать информационные потребности предпринимательства посредством публикаций тех или иных материалов (журналистских, статистических, законодательных, рекламно-информационных и др.) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса" [157].

А.В. Еременкопредлагает более емкое определение: " деловая пресса - это особая информационная система, функции которой состоят в обеспечении бизнес-коммуникации, с единым категориальным признаком - деловой проблематикой, раскрывающей экономическую природу анализируемого предмета" [121].

Д.П. Гавра считает, что деловой формат журналистики может быть выявлен абсолютно в любых изданиях. Он различает деловую, экономическую и бизнес-журналистику. Деловая журналистика - "это журналистика, связанная с обеспечением необходимой информацией субъектов экономического действия". То есть она в широком смысле предназначена для всех уровней аудитории, в отличие от бизнес-журналистики, предназначенной для субъектов предпринимательской деятельности [152].

В.С. Кулевввел следующее понятие деловой прессы: "Рассчитана на вполне конкретную аудиторию. Ее задача - формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности предпринимателей, пропаганда принципов рыночной экономики, распространение законодательной и нормативной информации, создание положительного имиджа отечественного бизнесмена, широкое информирование читателя о мире бизнеса. Это, прежде всего, качественные издания для элитных групп, корпоративные издания, аналитические издания". Это деловые газеты и журналы, предназначенные для специалистов - вопросы экономики, политики, науки, культуры [147].

Деловая журналистика - специфически обособленная сфера профессиональной деятельности, развитие которой обусловлено не только общественно-политическими, но и экономическими процессами, происходящими в мире и стране: глобализацией финансовых рынков, появлением доступных для анализа баз данных финансово-экономической информации (в частности, в Интернете), отчетов коммерческих предприятий, фактов, отражающих существенные стороны развития предприятий [152].

Область деятельности бизнес-журналиста - экономико-аналитическая, маркетинговая, исследовательская и предпринимательская деятельность в бизнес-среде. Деловая пресса отражает ситуацию на экономических рынках, рассказывает о функционировании предприятий, внедрении новых технологий в промышленную сферу.

Структурно-функциональная специфика деловой журналистики обусловлена тремя группами факторов: объектно-предметным наполнением; методом ("журналистской призмой"); характером аудиторий, с которыми она реализует коммуникативные отношения.

Объектно-предметную областьделовой журналистики составляют все стороны и сферы общественной и частной жизни в экономико-производственном измерении. Деловая журналистика связана с обеспечением необходимой информацией субъектов экономического развития.

Гавра Д.П. выделяет три уровня аудиторийделовой журналистики:

бизнес-субъекты - субъекты профессионального бизнес-действия;

субъекты профессионального непредпринимательского поведения, связанного с производством стоимостей;

субъекты обыденного экономического поведения [152].

В результате можно выделить три уровня деловой журналистики в зависимости от типа аудиторий:

в узком смысле - бизнес-журналистика, для бизнес-субъектов;

в расширенном смысле - профессиональная (специализированная) деловая журналистика - экономическая журналистика;

в широком смысле - для всех уровней аудитории [152].

М.А. Бережная характеризует аудиторию деловых СМИ по уровням:

· Аудитория экономической журналистики (менеджеры, экономисты, финансисты, бухгалтеры, логистики, снабженцы);

· Аудитория деловой неэкономической журналистики (квалифицированные специалисты-профессионалы);

· Аудитория общей деловой журналистики - субъекты обыденного (непрофессионального) экономического действия [152].

Большинство исследователей печати делят весь сектор деловой информации на:

· Экономическая информация;

· Биржевая и финансовая информация;

· Деловые новости;

· Статистическая информация;

· Коммерческая информация [152].

Ранее деловые СМИ рассматривались в структуре экономических СМИ. С середины 1990-х годов появляются публикации, анализирующие деловую прессу с точки зрения разных научных подходов.

За два последних десятилетия сложилась система деловых СМИ. В их составе выделяют деловые издания ( только деловая информация - новости и комментарии из сферы экономики) и издания для деловых людей ( обеспечение деловых людей как деловой, так и другой необходимой информацией).Сегодня выпуском деловых изданий занимаются:

· Медиа-группы;

· Бизнесмены, для которых издательская деятельность не является профильной;

· Органы власти;

· Организации и фонды, работающие в сфере экономики [152].

Деловые издания развиваются и в регионах. Этому способствует экономическая жизнь регионов, работа всех структур и организаций, действующих в разных сферах бизнеса (банки, страховые компании, торговые и выставочные фирмы, различного рода финансовые институты, производители; логистика; менеджмент; управление предприятием; налогообложение; недвижимость; управление качеством; электронная коммерция; строительство; транспорт; торговля; ценные бумаги; фондовый рынок; туризм; право; бухучет и аудит; предпринимательство; электронная коммерция и др.). Региональные издания выступают в качестве одного из секторов региональной инфраструктуры - информационного. Нередко местные газеты становятся не только единственным источником удовлетворения потребностей определенного региона, публикуя всю актуальную информацию - от рейтингов ресторанов до предложений банков, - но и незаменимым ресурсом для рекламодателей.

Региональные деловые издания различаются в зависимости от:

· Материала носителя (бумажные, электронные);

· Регулярности выхода (периодические, непериодические);

· Целей использования информации [152].

Читатели деловых журналов - руководители и собственники компаний, промышленных предприятий, менеджеры среднего звена, представители органов власти, люди, желающие начать свой бизнес. В массе своей издания заявляют именно такую аудиторию. Чаще всего эта аудитория подразумевается, но не всегда выявляется, - "социально активная часть общества, имеющая стабильно высокий доход, преимущественно мужчины 35-50 лет". Издания имеют подзаголовки в шпигеле: "журнал для деловой элиты", "для первых лиц", "для состоятельных людей", "журнал представительского класса". Встречаются примеры обращения к руководителям и специалистам предприятий и номинирующие себя как "популярный деловой" журнал [152].

Все исследователи феномена деловой прессы сходятся в том, что ее содержанием является деловая информация - текстовые и цифровые материалы, предназначенные для обслуживания и развития предпринимательства. Специальные постоянные рубрики или разделы, помещающие деловую информацию, содержатся в таких изданиях, как "Эксперт", "Итоги", "Деловой мир", "Финансовая газета", "Экономика и жизнь".

В.С. Кулевв зависимости от целей и характера использования выделяет следующие виды деловой информации: фиксирующая, аналитическая, оперативно-справочная, рекламно-коммерческая [147].А. А. Грабельниковвыделяетоперативно-справочную, рекламно-коммерческую [125].

Мисонжников Б.Я. условно делит деловые СМИ на:

· Деловые издания общего профиля - издания, которые, сохраняя безусловные признаки данной типологической модели, отличаются достаточной тематической универсальностью;

· Деловые издания политико-экономической направленности - издания, в которых усилен, прежде всего, теоретический политико-экономический компонент и через его призму рассматриваются важные социально-политические события;

· Деловые издания финансовой ориентации - издания, в которых освещается динамика банковского капитала, действия финансовых учреждений, тенденции и уровни кредитования, курсы валют и т.д.;

· Биржевыеделовые издания - издания, в которых отражены стороны биржевой жизни: купля-продажа ценных бумаг, котировка акций и т.д.;

· Качественные издания - особый тип ежедневной газетной периодики, венчающей всю типологическую модель и образованный вследствие длительного эволюционирования лучших деловых изданий мира. Качественные издания характеризует высокий аналитический, журналистский и полиграфический уровень. Здесь публикуется экономическая и финансовая информация для принятия самостоятельных управленческих решений со стороны читателя - промышленника, банкира, финансиста, коммерсанта, которому для этого необходимы точность, всесторонность, оперативность газетной продукции. Эти издания не просто пишут о бизнесе, они обслуживают его (например, "Die Welt"). Здесь ценятся не столько публицистические рассуждения журналистов, сколько мнения компетентных специалистов. Для оперативного сбора и обработки большого объема информации в таких изданиях существует развитый в структурно-функциональном отношении редакционный аппарат ("Финансовые известия", "Ведомости", "Эксперт"). Б.Я. Мисонжников: "Ее редакция - это фактически аналитический центр глобального значения, причем обладающий возможностью независимого выражения взглядов и мнений, располагающий сетью собственных корреспондентов в ведущих зарубежных странах". Обычно качественное издание тематически сконструировано следующим образом: политическая жизнь, социальная сфера, экономика, культура, спорт, тематические выпуски (наука, образование, туризм и т.п.). Тиражи качественных изданий уступают тиражам массовых газет: "Times" - 400 тыс. экз., "Мой район" СПб - более 1 млн. экз. [155].

Таким образом, фундаментальными признаками, по которым СМИ можно отнести к деловому типу, являются:

· Аудиторный: целевой аудиторией для журнала "Эксперт" являются люди, причастные к процессам, происходящим в экономической жизни страны. Аудитория журнала (по оценкам 2006 г.) была структурирована следующим образом: "руководители" - 42, 1%, "специалисты" - 28,6%, "служащие" - 11,3%, "рабочие" - 4%, "студенты, учащиеся" - 3,9% [115; 20].

· Предметно-тематическая направленность: главной темой журнала "Эксперт" является экономика - экономический журнал.

· Целевое назначение: деловые СМИ служат для обеспечения целевой аудитории необходимой ей информацией о происходящем в мире экономики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: