Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности.




Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности. 4

2. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов.......................................................................................................... 9

3. Соотнесите основные положения психоаналитических концепций и их авторов:........................................................................................................................ 13

Заключение.................................................................................................... 14

Список использованной литературы........................................................... 15

 

 

Введение

В нашей обыденной жизни мы достаточно широко используем слова “психология”, “психолог”, “психологический” и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием.

Между тем слово “психология”, возникшее в XVIII веке (его создателем был знаменитый немецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смысле означает “учение о душе”.

Истории исследования в области психологии личности уже более ста лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения практических задач.

Психология без практики лишена своего главного смысла и цели - познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно. Так, в западной психологии именно интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятся к общим проблемам психологии личности. В частности, дискуссионным остается вопрос о ведущем начале в развитии личности: рассматривать ли его, как предлагают многие представители гуманистического направления в психологии, как постепенное разворачивание заложенного в человеке потенциала, который толкает человека на самореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборов самого человека.

Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности.

 

Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе З.Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. [3; 76] Фрейд открыл, что за покровом сознания укрыт глубинный "пласт" не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться предпосылкой нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления собственных пациентов от конфликтов меж тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так появился фрейдовский способ исцеления души, названный психоанализом. [1;89]

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области – системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собой в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем (сознательного и бессознательного) характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. [3;76]

Для Фрейда быть сознательным - означает иметь непосредственное и надежное восприятие. Говоря же о восприятии в сфере бессознательного, он сравнивает восприятие сознанием бессознательных действий с восприятием органами чувств внешнего мира. Рассматривая вопрос об отношениях меж сознанием и бессознательным, Фрейд исходит из того, что всякий душевный процесс существует поначалу в бессознательном и лишь позже может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание - это отнюдь не обязательный процесс, ибо, по мнению Фрейда, далеко не все психические акты стают сознательными. По мысли Фрейда психически реальное существует в разных действиях точно так же, как бессознательное психическое может проявляться в разнообразных выражениях. Независимо от того, с чем имеет дело человек, с наружной ли реальностью либо с какими-то мысленными продуктами деятельности, будь то фантазия, грезы либо иллюзии, все это может восприниматься им в качестве психической действительности. Более того, для Фрейда фантазия оказывается таковой формой человеческого существования, в которой индивидуум освобождается от каких или притязаний со стороны наружной действительности не обретает былую свободу, ранее утраченную им в силу необходимости считаться с окружающим его настоящим миром. [4;58]

В итоге творческой эволюции З. Фрейд разглядывает компанию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами разные психические инстанции, обозначенные определениями: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Это называют структурой личности по модели З.Фрейда. Под Оно (Ид) (бессознательное) понималась более примитивная инстанция, которая обхватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу наслаждения и ничего не понимающее ни о действительности, ни об обществе. Она вначале иррациональна и аморальна. Её требованиям обязана удовлетворять инстанция Я (Эго). [5;45]

Что же представляет собой бессознательное?

Характеризуя бессознательное как «закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наша психическая деятельность», Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:

1) оно – несловесное (невербальное);

2) «оно никогда не умирает», не теряет своей динамической силы и энергии;

3) ему закрыт прямой доступ в сознательное;

4) по динамике своего образования бессознательное есть вытесненное, формирующееся на протяжении всей жизни человека без всякого участия сознания;

5) законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное живет «всевременно», - сразу прошлым, настоящим и будущим. [3;77]

В качестве важнейших структурных элементов бессознательного выделяет ошибочные действия, сновидения, влечения. К ошибочным действиям Фрейд относит оговорки, обмолвки, описки, забывание, которые возникают в результате интерференции (наложения) двух различных намерений. Сновидения представляют собой психические реакции на действующие во сне раздражители. Особое внимание Фрейд уделяет влечениям. Именно они составляют основной фонд бессознательного. Влечения подразделяются на две группы:

- влечения «Я», цель которых – самосохранение индивида;

- сексуальные влечения (libido), цель которых – продолжение рода; [3;78]

Драматизм человеческого существования, по Фрейду, «усиливается тем, что среди бессознательных влечений имеется склонность разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в «инстинкте смерти», противостоящему «инстинкту жизни». [2;260]

Вторым пластом психической структуры следует считать «предсознательное Я (Эго)». Оно находиться между «Оно»(бессознательное) и «Сверх-Я», связывая их как посредник. [3; 81]

Эго - следует принципу действительности, вырабатывая ряд устройств, позволяющих приспособиться к среде, управляться с её требованиями. Эго посредник меж стимулами, идущими как из окружающего мира, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних действий в памяти, избежание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от Ид).

Особенное значение придается третьему пласту психической системы, «Сверх-Я» (Супер-Эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. [5; 49]

Система «Сверх-Я» формируется под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения «добра» и «зла». [3;80] Оно возникает в раннем детстве и остается фактически постоянным в следующие годы. «Сверх-Я» появляется благодаря механизму идентификации (отождествлением) дитя с папой, который служит для него моделью. Если Я (Эго) воспримет решение либо совершит действие в угоду Оно (Ид), но в противовес «Сверх-Я» (Супер-Эго), то оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку «Сверх-Я» черпает энергию от Ид, постольку «Сверх-Я» частенько действует жестоко. От напряжений, испытываемых под давлением разных сил, «Я» (Эго) спасается с помощью особых "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение значит непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание на более простой уровень поведения либо мышления. Сублимация - один из устройств, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивидуума и общества. Разновидностью сублимации является творчество. Учение Фрейда прославилось до этого всего тем, что проникло в тайники бессознательного, либо, как время от времени говорил сам автор, "преисподнюю" психики. [4;62]

Трехкомпонентная модель личности позволяла разграничить понятие о «Я» и о сознании, истолковать «Я» как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий собственную роль в организации поведения. Правда, вводя этот фактор и ориентируясь на него как на главную опору в психотерапевтической процедуре избавления субъекта от невроза, Фрейд не отступал от своего давнего сравнения отношения «Я» к «Оно» с отношением всадника к своей лошади. Наездник определяет цель и направление движения, но энергия последнему придается лошадью, т. е. исходит из того же самого котла влечений и аффектов, который заложен в организме как биологической системе. Предвзятое положение о том, что мотивационные ресурсы личности начисто исчерпываются энергией нескольких квазибиологических влечений, которые «Я» как ядро личности вынуждено подчинять тирании навязанного ему с детства квазисоциального «Сверх-Я», лишило Фрейда возможности объяснить динамику развития «Я», пути наращивания его собственных сил, его преобразований в континууме жизненных встреч с социальным миром. Проведя демаркационную линию между «Я» и сознанием, показав, что «Я» как психическая (а не гносеологическая) реальность - это особая подсистема в системе личности, решающая свои задачи благодаря тому, что оперирует собственными психологическими (а не физиологическими) "снарядами", указав на драматизм ее отношений с другими подсистемами личности, Фрейд столкнул психологию с областью, которая хотя и имеет жизненно важное значение для бытия человека в мире, однако, оставалась для науки неизведанной. [9]

Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что "психология - это и есть Фрейд". Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу. [9]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: