Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов.




Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психолога К.Юнга. Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, Карл Юнг в отличие от Фрейда отвергает пансексуалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а «психическая энергия как таковая». [3;84]

Юнг выделил в «Оно», помимо «личностного бессознательного» как отражение в психике индивидуального опыта, еще и более глубокий слой – «коллективное бессознательное», которое является отражением опыта предшествующих поколений. [2;261]

Характеризуя «коллективное бессознательное» как такую психическую систему, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов» Юнг выделяет следующие его особенности:

1) своим существованием коллективное бессознательное обязано исключительно наследственности;

2) оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;

3) его содержание в основном представлено архетипами – буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми. [3;85]

Архетипы столь близки инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктивного поведения». [6;73] Юнг отмечает, что архетипов ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуации. По его мнению, активизация архетипа происходит, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу. Тогда, подобно инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле прокладывает себе путь. При этом конкретная форма архетипа реализуется символическим путем через архетипический образ в психике индивида. Архетипические образы обнаруживают себя через определенные символы в сновидениях, в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при расстройствах психики. [3;85]

Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. [2;261]

Проблема бессознательного и сознательного развивалась и другими представителями психоанализа. Альфред Адлер психоаналитического направления в психологии. Создал научную школу «индивидуальной психологии». По убеждению Адлера, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса, определяя его как врожденный потенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей. Подобный интерес развивается в детстве по мере накопления опыта. В противоположность Фрейду, Адлер минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в большей степени не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения. Если Фрейд полагал, что поведение определяется преимущественно прошлым, то Адлер подчеркивал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое нынешнее поведение. Например, человек, который живет в постоянном ожидании вечного проклятья после смерти, неминуемо будет вести себя иначе, чем тот, у которого таких ожиданий нет. Если Фрейд подразделял личность на несколько частей, то Адлер, наоборот, всячески подчеркивал единство и согласованность личности. В основе его концепции - представление о единой движущей силе, лежащей в основе структуры личности и направляющей все ее ресурсы на достижение самой главной цели, предающей смысл всему существу личности. Такой целью, по его мнению, является стремление к превосходству и самоутверждению. Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению реализации нашего Я.. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно обнаружить во всех аспектах проявления личности. Концепция творческой силы Я составляет, безусловно, вершину и кульминацию всей его теории. Адлер высказал предположение, что мы можем сами формировать свою личность в соответствии с собственным уникальным стилем жизни. Это творческая сила составляет активный принцип человеческого существования. Ее можно уподобить традиционному понятию души. Мы строим свое поведение на основе определенных способностей и того жизненного опыта, которым обладаем благодаря нашей наследственности и влияния окружающей среды. Но именно от нас зависит, как именно воспринимать и истолковывать этот опыт, что собственно, и создает основу нашего стиля жизни. А это значит, что мы способны сознательно влиять на формирование собственной личности и свою судьбу. Адлер считал, что, скорее, мы сами определяем свою судьбу, нежели оказываемся объектом воздействия прошлого опыта. [8]

Карен Хорни, американский психолог. Разделяя основные положения психоанализа о решающей роли бессознательного, об антагонизме природного и социального, Xорни акцентировала значение воздействий окружающей социальной среды на формирование личности. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства — “коренной тревоге”, которая возникает у ребенка из-за “изолированности и беспомощности в потенциально враждебном мире”. Это чувство заставляет человека стремиться к безопасности, в нем заключена потребность к самореализации. Эти положения легли в основу неофрейдизма. Каждый индивид может и хочет совершенствовать свой личностный потенциал, но когда это естественное стремление блокируется внешним социальным влиянием, возникает невротический конфликт. Чтобы подавить его, человек использует защитные механизмы в виде определенных “стратегий” поведения, таких, как движение к людям, от людей, против людей.

Теория Карен Хорни представляет собой уникальный синтез идей Фрейда и Адлера. К.Хорни подчеркивает важность мощных неосознаваемых интрапсихических конфликтов. От ортодоксального психоанализа она значительно отходит в нескольких аспектах:

- отказывается от конструкта либидо;

- отвергает предположение об обусловленности поведения всех людей врожденными запретными инстинктами, такими как инцест и деструктивность;

- подчеркивает в большей степени социальные, чем биологические детерминанты личности. [7]

Наиболее видным представителем современного фрейдизма, является немецко-американский психолог и социолог Э.Фромм. Он выступил против биологизации бессознательного и подверг критике теорию З.Фрейда за провозглашенный им антагонизм между сущностью человека и культурой. Одним из наиболее важных факторов развития человека, полагает он, является противоречие, вытекающее из его двойственной природы, человек является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно он и субъект, наделенный разумом, существо социальное.

Человек, по Фромму, биологически неприспособленный индивид, следствием чего и является его социальное развитие. Но до конца развить свои социальные способности он тоже не может, ибо смертен. Поэтому человек – существо «незавершенное и неполное», существование которого характеризуется внутренними противоречиями. Поведение человека оказывается обусловленным все-таки побуждениями и конфликтами в области бессознательного.

Согласно Фрому, новая эпоха связанная с функционированием рыночных отношений в условиях «развитого капитализма», рождает «человека нового типа», которого он описывает как «рыночный характер». Человек, обладающий рыночным характером, воспринимает всё как товар – не только вещи, но и саму личность, включая её физическую энергию, навыки, знания, чувства, даже улыбки, и его главная цель – в любой ситуации совершить выгодную сделку» [2;262-263]

 

 

3. Соотнесите основные положения психоаналитических концепций и их авторов:

а) бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях;

б) концепция о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп;

в) концепция «рыночного социального характера», определяющего влияние социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.

 

1) А.Адлер;

2) К.Юнг;

3) Э.Фромм.

 

Ответ:

а) 1; А. Адлер считал, что основным движущим инстинктом является воля к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях;

б) 2; К.Юнг считал, что в качестве фундамента психики индивида, придающего определенную форму ее содержанию, выступает «коллективное бессознательное»;

в) 3; Э.Фромм считал, что в условиях «развитого капитализма», рождается «человек нового типа», которого он описывает как «рыночный характер».

Заключение

Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда конкретно-исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих вехи истории общества и ее собственного жизненного пути.

Основные подходы к анализу психики личности были разработаны в 30-60-е годы ХХ века. Огромный вклад в изучении психологии человека внес австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализаЗигмунд Фрейд.Основным предметом в учении Фрейда стал феномен бессознательного. Предполагалось, что главную роль в психической жизни человека играют не ощущения или формы восприятия, а мотивы, которые, преломляясь в аффектах, определяют психологический строй жизни личности. Альфред Адлер считал, что основной движущий инстинкт - не половой, а воля к власти, а основная проблема - это комплекс неполноценности. Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного». Его содержание – это архетипы, врожденные формы психики, образцы поведения, которые всегда существуют потенциально и при актуализации предстают в виде особых образов. К.Хорни подобно Адлеру пытается социологизировать бессознательное, делая акцент на социокультурные условия бытия.

В настоящее время в психологии существует множество теорий личности. Они позволяют прогнозировать личностные характеристики индивида, его поведенческие реакции и мотивации, а также характер и способы межличностных отношений.

 

Список использованной литературы

1. Виттельс Ф. «Фрейд. Его личность, учение и школа»; М., Эго, 1991

2. Лавриненко В.Н. «Концепции современного естествознания»; М., Юнити, 2002

3. Лавриненко В.Н. «Психология и этика делового общения»; М., Юнити, 2003

4. Лейбниц В.М. «Фрейд, психоанализ и современная западная философия»; М., Политическая литература, 1990

5. Фрейд З. «Введение в психоанализ», лекции, М., 1990

6. Юнг К. «Аналитическая психология: Прошлое и настоящее». М., Мартис, 1995

7. www.wikipedia.ru К. Хорни, интернет - энциклопедия «Википедия»

8. www.psiholog.ru А.Адлер

9. www.psiholog.ru Психоанализ З.Фрейда

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: