Жизненный путь Иоанна Касимова до 1917 года.




Глава I.

Касимов Иван Гаврилович (см. I приложение) родился 18 (31) марта (по ст. ст.) 1888 года, в деревне Крещенные Казыли (в дореволюционных источниках как Верхние Крещеные Казыли) в семье крестьянина Гавриила Васильевича и “законной жены его Марии Константиновны”[1]. В документе указано, что крестили его через два дня после рождения 20 марта (по ст. ст.). Крещение совершил священник Александр Нурминский и диакон Михаил Агатицкий в соседнем селе Казыли в Благовещенской церкви (см. II приложение).

Деревня Крещеные Казыли была большой и проживала в ней в 1897 году 706 человек[2]. Деревня основана в период Казанского ханства. Жители этой деревни были из кряшен. В 1904 году здесь была построена деревянная церковь в честь Живоначальной Троицы (смотри приложение III) [3], где служили выпускники Крещено-татарской школы и Казанских миссионерских курсов.

К сожалению, мы не обладаем сведениями о жизни И. Касимова до 1905 года. Но стоит упомянуть один факт. В анкете допроса о.Иоанн указал,что общий стаж его учительства составляет 16 лет. Зная дату его хиротонии, можно предположить, что он стал учителем в 1905 году. В протоколе допроса он указывает, что в 1905 году он учился во второклассной школе села Бетьки Лаишевского уезда (см. прил. IV) [4]. Второклассные школы представляли собой учебные заведения, в которых готовили учителей для школ грамоты. Учеба длилась 3 года. Открывались такие школы с разрешения училищного совета при Св. Синоде. Учились люди православного вероисповедания с получением начального образования.

После этого в анкете указывается (см. прил. V),[5] что о.Иоанн окончил Церковно-учительскую школу. В эту школу брали только после окончания второклассной школы. Учительская школа представляла собой учебное заведение для подготовки лиц для преподавания в церковно-приходских школах. Занятия в школе вели люди, окончившие богословские курсы или имевшие разрешение на преподавание от епархиального управления. В этих школах учились юноши и девушки 15-17 лет. Срок обучения длился 3 года.

В биографии другого кряшенского священника Иакова Емельянова упоминается, что его перевели учителем в Центральную крещено-татарскую школу для подготовки к хиротонии во диакона. Можно предположить, что Иоанна Касимова перевели учителем в ЦКТШ именно для подготовки к рукоположению.

24 декабря 1909 года, в Сочельник, Иоанн Касимов был рукоположен во диакона к церкви при Казанской центральной крещенно-татарской школе. Хиротонию совершил архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский) [6]. В отчете Братства св. Гурия указано, что он состоял диаконом-учителем славянского языка, истории и географии в этой же школе[7].

Хотелось бы отметить, что представляла собой Центральная крещено-татарская школа (см. прил. VI). Находилась она на Арском поле рядом с Казанской духовной академией. Школа целиком существовала, на народные деньги, без какой либо государственной помощи. Школа имела большую популярность среди кряшенского населения и желающих поступить в нее было очень много. Приведем выдержку из Известий по Казанской епархии относительно школы: " Школа представляла собой неполное среднее учебное заведение, в которое на казённое содержание или за мизерную плату принимались выпускники начальных школ Братства Святителя Гурия и миссионерских школ, открытых в большинстве кряшенских деревень. Обучение в школе продолжалось четыре года, для завершения среднего образования необходимо было доучиваться в старших классах учительской семинарии. Школа сыграла важную роль в ликвидации неграмотности среди кряшен, по существу, явилась колыбелью формирования кряшенской интеллигенции и становления института священства среди кряшен.

За 50-летний период своего существования с 1863 по 1913 гг. в школе обучилось 4454 мальчика и 1885 девочек, из них удостоены звания учителей 636 и учительниц – 260 человек. К 1914 году 398 чел. трудились на ниве образования в Казанской, Уфимской, Вятской, Пермской, Самарской, Оренбургской, Астраханской, Томской, Тобольской, Пензенской губерниях; 167 выпускников носили священнический сан [8]”.

Приведем воспоминания генерала А.Е.Яковлева (см. прил. VII), воспитанника о.Иоанна (Касимова), о школе: «... »Но случилось это уже после окончания Кряшенской учительской семинарии в 1921 году. Семинария до революции называлась Центральной крещено-татарской школой. В эту школу, которая располагалась на Арском поле в Казани (здание, существующее и по ныне, ул. Николая Ершова, 20. Занято сейчас под общежитие Ветеринарного института), я поступил в 1914 году с целью получить звание учителя по рекомендации незабвенного Ивана Гавриловича Касимова и провел там шесть счастливых лет. Я пишу «счастливых» потому, что тогда далеко не каждому удавалось продолжить образование после сельской школы, да и начальные классы не всем удавалось оканчивать. Бедность, заботы о ведении хозяйства отрывали многих детей от учебы уже в 8-9-летнем возрасте. Говорю «счастливых» и потому, что поступить в Центральную крещено-татарскую школу было не так-то просто: на одно место подавалось до десяти и более заявлений, потому что окончивший ее непременно находил достойное место в жизни.
Престиж этой учительской школы был в те годы довольно высоким. О ней, о содержании учебно-воспитательного процесса в ней написаны горы книг и статей. Много писалось до революции и после нее. И прежде всего потому, что здесь впервые экспериментировались новые методы обучения, внедрялась на практике педагогическая система Ильминского, по которой преподаватель должен был видеть в ученике не «инородца», а воспитать из него преданного сына России.
Объективная истина состояла в том, что эта школа и ее филиалы в Бирске Уфимской губернии и казачьем поселке Фершампенуаз Оренбургской губернии (по отношению к последним Казанская школа и называлась центральной) уже к 1913 году подготовили около полутора тысячи подобных Ивану Гавриловичу Касимову народных учителей, которые трудились на ниве просвещения во всех уголках России, в киргизских степях и Туркестане. Из стен этой школы с 1914 года вплоть до ее закрытия в 1930 году (к тому времени она уже была преобразована в Кряшенский педагогический техникум) вышло еще примерно столько учителей «... ».[9]

Школу удостаивали своим посещением высокие государственные деятели. Например, школу посетили император Александр 2, обер-прокурор Св. Синода К.П.Победоносцев и.т.д. Лица правящий династии при посещении Казани старались побывать в этом учебном заведении.

После нескольких лет преподавания в школе о.Иоанн, вероятнее всего, уехал в свои родные края. Во время работы в сельской школе, он, скорее всего, женился. Жена Евдокия Евдокимовна 1884 года рождения (девичья фамилия не известна). В 1911 году у Касимовых рождается первый сын -Николай. Вероятнее всего, о.Иоанн уехал из Центральной крещено-татарской школы из-за нехватки средств к существованию, так как в ЦКТШ могла платить небольшое жалование своим преподавателям. Эти факты не подтверждены архивными данными, но стоит отметить то, что о.Иоанн говорил на допросах следственных органов, что до Первой мировой войны он был учителем в деревне Иванаево Лаишевского уезда Казанской губернии (ныне Рыбно-Слободский район РТ). Эти данные подтверждаются воспоминаниями генерала А.Е.Яковлева. Он пишет, что И. Касимов был учителем в деревне Иванаево (старое название Туплат или Тукпулат) Шумбутской волости Лаишевского уезда.

Вот что пишет генерал А.Е.Яковлев: «... » Однако же, кроме отца был у меня в жизни и другой наставник – это учитель братской школы Иван Гаврилович Касимов. Братская школа – это та же церковно-приходская школа, отличалась она от последней тем, что содержалась на частные средства. Иван Гаврилович Касимов, воспитанник педагогической системы Ильминского. Был одареннейшим педагогом, настоящим народным учителем. Добрейший, внимательный, ласковый, он в тоже время был предельно строгим по отношению к ученикам, и эта справедливая строгость вывела в «люди» не одно поколение тукпулатовцев. Он жил в такое время, когда в деревне ни агрономов, ни врачей, ни других специалистов не было, и учитель в жизни сельчан занимал самое видное место. Он давал крестьянам советы по ведению хозяйства, знакомил с новшествами в земледелии, занимался санитарным просветительством. Он и одевался лучше, вернее, опрятнее и чище других, и говорил сдержанно, вразумительно. Таким оставался Иван Гаврилович Касимов всю свою жизнь. И авторитет его был непререкаем.
Теплоты, ясного света осталось от Ивана Гавриловича много. Он был замечательным краеведом, историком, биологом. И вот помню. Ребята побежали по тропинке вверх, быстро исчезли за поворотом. Возбужденные веселые голоса растаяли в прозрачном воздухе. Приятно после долгих часов сидения за партой очутиться на природе <...>.
- А вы знаете, ребята, - между тем начинал рассказывать Иван Гаврилович, - почему в названиях многих наших соседних поселений присутствует слово «челны»? Уреево-Челны, Бердибяково-Челны, Козяково-Челны, Кутлубукашево-Челны, Нижние Челны, Тебердино-Челны, Мамли-Козяково-Челны. А всего три десятка наберется таких названий в нашем крае. Неспроста это должно быть, правда? А слово «Челны» на языке наших предков означало «белокаменный». Может быть, свои новые поселения наши предки назвали Челнами в память тех белокаменных городов, в которых жили в старину. Кто знает…
А еще, ребята, невдалеке, за лесом есть Большие и Малые, Верхние и Нижние Удельные и просто Меретяки – сразу шесть кряшенских поселений, названия которых явно указывают на летописную мерю. Был такой народ, проживавший прежде на берегах озер у города Ростова Великого. Вот о чем может рассказать «язык земли. Мы, затаив дыхание, слушаем своего учителя, задумчиво смотрим вдаль, где петляет наша Каменка…<...>.
Более семидесяти лет прошло с тех пор, как я расстался со своим первым учителем Иваном Гавриловичем Касимовым, а он и сейчас перед глазами. Вон, стоит в светлом березняке, и в глазах его голубое небо «... »[10].

Из слов генерала Яковлева мы видим, что в деревне Иванаево было школа Братства св.Гурия, но подтверждение тому, что школа была братской не имеем, так как в списках отчетов Братства св.Гурия эта деревня не значится уже с 90-х гг. XIX столетия. Вероятнее всего, братскую школу передали в подчинение земской Управы.

Школы Братства и земские имели некоторое различие между собой. Земские школы целиком существовали на средство государства и массово появились после реформ народного образования. Относились они к управлению Министерства народного просвещения. В земских школах учителям платили в двое большое, чем в братских. Преподавание в них было поставлено лучше чем в церковно-приходских и братских. Земские школы имели лучшее материальное обеспечение, чем в братские.

Школы братства св.Гурия были миссионерскими учебными заведениями и строились в деревнях, населенных “инородцами” (кряшенами, чувашами, удмуртами и.т.д). Работали школы по программам, составленных советом Братства св. Гурия на основе просветительских идей Н.И.Ильминского. Стоит отметить, что эти школы существовали на частные средства, и денег на содержание часто не хватало.

Во время учительства в Иванаево, вероятнее всего, о.Иоанн был диаконом или псаломщиком в село Уреево-Челны Лаишевского уезда Казанской Губернии (ныне Рыбно-Слободский район Республика Татарстан) в храме вчесть Казанской иконы Божьей Матери. Подтверждение архивными данными пока нами не найдено. В 1913 году рождается его сын Яков.[11]

После начала Первой мировой войны до 1916 года о.Иоанн был учителем в Иванаевской школе. После чего его призывают в Царскую армию на Первую мировую войну. Согласно протоколам допроса, он был на Румынском фронте в окрестностях города Роман (сейчас город Роман, Румыния) и служил старшим писарем (см. прил. VIII) [12]. На эту должность брали людей грамотных, в их обязанность входила работа с документами при штабе.

Глава II.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: