Второй арест и нахождение в лагере




В 1938 году во время богослужения на Рождество о.Иоанна прямо в храме арестовали. 7 января 1938 года был составлен ордер на обыск и арест. Документ обвинения датируется 8 января (см. прил. XVIII)[30]. В нем сказано, что “Касимов Иван Гаврилович достаточно изобличается в том, что являясь служителем культа систематически ведет контрреволюционную агитацию”. Обвинение предъявлено по статье 58.10 части 2 с избранием содержания под стражей.

Напомним о содержании статьи Уголовного кодекса от 1926 года: «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст. 58—2, 58—9 настоящего Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой лишение свободы на срок не ниже шести месяцев. Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собой меры социальной защиты, указанные в ст. 58—2 настоящего Кодекса ».

8 января 1938 года была составлена анкета арестованного. Из новых фактов нам стало известным, что отец Иоанн не имел паспорта (потому что после первого ареста был ущемлен правах), был беспартийным. Местом работы указано, что был священником Старо-Бурецкой православный религиозной общины. В особых внешних приметах указано, что он имел средний рост и черные волосы. В документе также указано, что был заключен под арест в Малмыжской тюрьме Малмыжским отрядом НКВД 8 января 1938 года [31].

10 января 1938 года составлен протокол допроса начальником Малмыжского РО УНКВД Кировской области. В начале допроса также была составлена анкета. Касательно национальности указано, что Касимов из крещенных татар, что в отношении к военной службе был “снят по возрасту” (см.прил.XIX).

Потом идут показания. На наш взгляд, не лишним будет привести протокол допроса (орфография и пунктуация сохранены) (см. прил. XX).

Вопрос: Материалами следствия установлено, что вы являетесь членом контрреволюционной организации, признаете ли вы это?

Ответ: Нет не признаю.

Вопрос: Вы врете, следствие требует от Вас признания и рассказать о своей контрреволюционной деятельности, которую вы проводите среди граждан села Бурца.

Ответ: Категорически отрицаю я к-р агитацией среди граждан села Бурца не проводил, только были у меня разговоры со своей семьей. Когда мои дети мне предъявили некоторые требования на мануфактуру то я им говорил: "где я могу достать, т.к. мануфактуру на рынке и в кооперации нет " такую критику на политику советской власти по отношению торговли я допустил два раза и мое выражение было следующего содержания: "Что уж это не могут наладить торговлю мануфактурой в сельской местности, а так же и в городах где мануфактуры должна быть, но часто ее не бывает.Кроме того при детях восхвалял лучшую сторону прежней власти: "Когда я был в ваших годах, то моим родителям было легче достать мануфактуры, тогда ее везде было много не как властвующее время".При разговорах в то время присутствовали посторонние лица. Весной 1937 года в силу недостатка хлева и отсутствия его в сельской кооперативной лавке я выражал недовольство политикой советской власти.

Вопрос: Продолжайте о Ваших контрреволюционных настроениях.

Ответ: 10 октября 1937 года около 5 часов вечера я пришел в дом гражданки единоличницы села Бурца Яниковой Татьяны Григорьевны для совершения молебна т.к. она меня она пригласила, в доме в то время присутствовала гражданка Треева Варвара, были или еще другие не помню. После этого я увидел у окна с улицы стоял молодой человек, и я решил пойти домой в это время, ко мне обратилась Треева Варвара: "Вот батюшка я боюсь и думаю кабы церковь матушку не закрыли "на заданный вопрос я Треевой ответил:"Церковь нашу не закроют если сами верующие от неё не откажутся. После этого меня спрашивали пойти ли на выборы: "Я ответил положительно и сам вместе с Треевой Варварой пошел не дорогой, а по огородам в другой дом.16 декабря 1938 года на моей квартире работал портной из села Бурца Забегалов Михаил Карпович. Последний во время беседы с ним меня спросил о налогах и вновь избраний Высшей власти, которая не уменьшала налоги. Я на это ответил: "Надо полагать, что налоги не отменятся, а по необходимости будут даже увеличиваться или уменьшаться т.к. не одно государство не обходится без налогов. 2 августа 1937 года я по приглашению ходил в д.Ахпай в гости к кулаку Дектереву Анисиму Ивановичу, в доме которого в присутствии гостей и меня обсуждалось статья где говорилось о восстановление в гражданстве лишенцев в Сталинской конституции. Дектерев Анисим в присутствии меня и других, говорил: "В своем восстановление в правах нас я ожидал возвращение имущества хотя часть принадлежащего или дома.Тут же были разговоры среди нас о выборах, о сроках и как будет голосовать. Дектерова я считал бывшим кулаком.

Вопрос:Следствие уличает вас показание следствия Толмачевой, в том что 10 октября сорвали занятия кружка, по проработке положения о выборах в Верховный Совет. Признаете вы это?

Ответ: Я не срывал, а был приглашен для совершения молебна в доме гражданки Татьяны и других.

Вопрос: Сколько молебнов было совершено вечером 10 октября 1937 года и у кого?

Ответ:10 октября 1937 года вечером много было совершено молебнов, у гражданина Треева Ивана Васильевича, Янинковой Татьяны, Бусыгина и у соседа Бусыгина фамилию отчества и имя не знаю.

Вопрос:Вы еще уличаетесь показаниями свидетеля Чепарухина Ивана Васильевича, что вы сорвали работу кружка?

Ответ: Срывать работу кружка я не думал.

Вопрос:Вы врете, тогда с какой целью вы служили молебен вечером, а почему не днем?

Ответ: Службу в домах перечисленных граждан производил вечером только по призыву гражданки Сорокиной.

Вопрос: Вы знаете гражданина Ульянова Николая Ивановича?

Ответ: Да знаю, этого гражданина из деревни Нового Бурца, раскулачен, а сейчас живет в селе Старом Бурце.

Вопрос: Ульянов Николай бывал на вашей квартире?

Ответ: Да бывал.

Вопрос: Расскажите о Ваших разговорах с Ульяновым?
Ответ: Ульянов в моей квартире был два раза не точно, месяц и число не помню, как мне помнится он был в моей квартире один раз после 10 октября 1937 года. Разговор кажется с Ульяновым у меня был об аресте в селе Кукморе группы троцкистов валенной фабрике, в то же время мы беседовали о моем хождении с молебном в селе Бурец, когда имел разговоры на комсомольском собрании и меня обвинили в этом, в том что якобы я был у единомышленников с молебнами и агитацией против выборов. Других разговоров с Ульяновым не помню.

Вопрос:Зачитываю Вам показание Ульянова. Подтверждаете ли Вы это?

Ответ: Показание Ульянова только подтверждаю только то: Разговор об аресте в селе Кукморе троцкистов, о конституции, выборах и моем хождение с молебнами пред выборам компании, а в отношении,увеличения налогов, будут драть крестьян и нас, а так же о восстании отрицаю, таких разговоров совершенно не было.

Вопрос: Следствием установлено, что при Вашей церкви, проживали две монашки, с которыми Вы во время лета 1937 года, распространили среди верующих святое письмо золотыми буквами. Признаете Вы это?

Ответ: Да две монашки при Бурецкой церкви жили, одна из них Шелехова Прасковья проживала постоянно, а вторая Бабушкина Пелагия, оба происходят из деревни Нижние Тетмы Вятско-Полянского района. В распространении святого письма виновным себя не считаю, а только об письме слышал от Шелеховой Прасковеи, которая мне заявила, что ее вызывали на допрос, о святом письме.

Вопрос:Зачитываю Вам показания гражданина Москина,подтверждаете ли вы это?

Ответ: Показания полностью отрицаю.

Вопрос: Следствие уличает Вас показаниями второго свидетеля Чепарухина Василия признаете ли вы это?

Ответ: Категорически отрицаю.

Вопрос: Вы проводили нелегальные собрания в Церкви в августе месяце в 1937 году?

Ответ:Нет не проводил.

Вопрос: Следствием установлено,что 2 августа в 4 часов утра Вы с группой мужчин и женщин выходили из Церкви. Признаете ли Вы это?

Ответ:Я это отрицаю, таких случаев не было.

Новый протокол допроса датирован 25 мая 1938 г.;

Вопрос: Вы где проживали в 1905 году?

Ответ: В 1905 году я учился во второклассной школе селе Бетьках, Рыбно-Слободского района, ТАССР.

Вопрос: Следствие имеет данные, что Вы с 1905 года являетесь эсером?

Ответ:к эсерам я не примыкал.

Вопрос: Вы от следствия скрываете, Вы еще в 1917 году примыкали к эсерам и дали голосование за кандидатов-эссеров в Учредительное собрание. Расскажите следствие об этом подробнее?

Ответ: 1917 году находясь на Румынском фронте в окрестностях города Романа я действительно на равне с остальными солдатами выходцами из крестьян голосовал за кандидатов в Учредительное собрание, той партии которая имела лозунг "Земля и воля", но понятия о партии в то время не имел.

Вопрос: Вы врете, так как у вас эсеровские взгляды остались до сих пор. А поэтому следствие требует от Вас признания?

Ответ: Это я категорически отрицаю.

Вопрос: Вы для совершения религиозного обряда 10 октября 1937 года получали разрешение от сельского совета?

Ответ: Да разрешение от сельского совета на совершение религиозного обряда, я от сельского совета не требовал и в известность сельский совет не поставил.

Вопрос: Вы совершили религиозный обряд в праздник или нет?

Ответ: Праздника не было, а был третий день Иванова дня.

Вопрос: Вы ведь, знали что во время вечера в селе Бурце сельский совет проводил учебу по изучению положения о выборах в Верховный совет ССР, на которых ходили все граждане, а вы пошли совершать вечером религиозный обряд и граждан задержали?

Ответ: Для совершения религиозного обряда, а так же и для меня требовался тоже вечер так как вечером все граждане бывали дома а днем были заняты своими и колхозными работами. Кроме того я не знал что гражданам нужно пойти на учебу и о работе кружков мне было не известно.

Вопрос: Вы врете, Вам было известно о работе кружков так как проводились предвыборная компания по выборам в Верховный совет.

Ответ:Нет мне не было известия, я только узнал в конце ноября 1937 года, может быть потому не знал что я не обращал внимание на плакаты.

Вопрос: 10 октября 1937 года в доме Янинковой Татьяны, Вы что говорили о выборах в Верховный Совет?

Ответ:В доме Янинковой после совершения религиозного обряда, меня спрашивали присутствии соседки Треевой Варвары "что Батюшка я боюсь кабы нашу Церковь не закрыли ", а я ответил "Если вы сами верующие не откажитесь так ни кто не закроет".После этого меня Варвара спросила:"говорят нас всех погонят на выборы ",Я ответил:"Да почти, надо".

Вопро с:Вы показанием Янинковой и Треева уличены, что Вы заявили Варваре и Татьяне "Вас всех погонят на выборы нового царя ".

Ответ: Таких слов я не говорил.

Вопрос:При аресте Вас,что вы сельсовете говорили; в присутствии Москина. Расскажите следствию.

Ответ: Я ни чего не говорил.

Вопрос: Вам засчитывается показание Москина.Признаете вы себе виновным в этом?

Ответ: Нет не признаю, так же разговоров я не вел.

Вопрос: Что еще можете показать?

Ответ:Больше ни какие показания не могу дать.[32]

“Дополнительный протокол допроса” от 26 мая 1938 года:

Вопрос:Признаете Вы себя виновным в предъявляемым вам обвинением по ст.58 п.10 часть 2 УК РСФСР?

Ответ: Виновным себя не признаю, так как контрреволюционную агитацию не вел, а если был у меня разговор со своими членами семьи, то это я не отрицаю, но с посторонними не говорил.

Вопрос: Вы высказывали недовольство по отношению советской власти Забегалову Михаилу Карповичу в отношении налогов, что вас душат. Признаете ли вы это?

Ответ:Нет не признаю, Забегалов сам обиделся, что у него высокие налоги и дальше мною лично были даны показания на первичном допросе по этому вопросу подтверждаю.

1 июня 1938 года было объявлено обвинительное заключение по следственному делу за номером 7436. Далее процитируем документ: "Касимов в 1937 году систематически вел антисоветскую агитацию среди населения. Например, 10 октября 1937 года в целях срыва занятия в кружке по изучению положения выборов Касимов организовывал нелегальные молебствования по домам колхозников, вследствие чего занятие было сорвано, одновременно Касимов распространял клеветнические измышления о выборах в Верховный Совет СССР. 5 ноября и 16 декабря 1937 года Касимов распространял клеветнические измышление о политике советской власти. Будучи допрошен в качестве обвиняемого Касимов признал себя частично виновным. Изобличается 3 свидетельскими показаниями. На основе вышеизложенного обвиняется: Касимов Иван Гаврилович 1888 г.р. происходит из села Крещенные-Казыли Рыбно-Слободского района ТАССР, проживал село Бурец Малмыжского района Кировской области, женат, семья 7 человек, из них детей до 15 лет 1 человек, беспартийный, служитель культа, судим 1929 году по статье 61 УК приговорен 1 году лишению свободы и 5 лет выселки. В том, что: В 1937 году проводил антисоветскую агитацию, т.е. в преступлении предусмотренным ст.58 п.10.ч.2 УК РСФСР. С 8 января 1938 года находится под стражей в тюрьме №2 города Малмыж [33] ".

10 августа 1938 года священнику И.Касимову был вынесен приговор. Его приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с последующим поражением в правах. “Под арестом с 8 января 1938, меру пресечения оставить без изменения”. о.Иоанну была дана возможность обжаловать приговор в Верховном суде РСФСР в течении 72 часов.[34]

12 октября 1938 года о. Иоанн прибывает в лагерь Устьвымлаг. Управление Устьвымлагского Исправительно-Трудового Лагеря НКВД СССР составляет учетную карточку на о.Иоанна. Из этой учетной карточки мы узнаем, что отец Иоанн знал 2 языка русский и арабский [вероятней всего, ошибка в документе, вместо “арабский” следует подразумевать “татарский” - П.С.].Здесь же указаны особые приметы о.Иоанна: “выше среднего роста, полного телосложения, цвет волос черный, карие глаза, особые приметы: на правой руке средний палец согнутый (см. прил. XXI).

Во время пребывания в лагеря о.Иоанн хотел обжаловать приговор и поэтому писал в Верховный Суд РСФСР.[35]

19 января 1938 года Судебная коллегия Верховного суда РСФСР рассматривало в том числе и дело о.Иоанна. Дальше по документу: “Приговор по настоящему делу не может быть оставлен в силе по следующим основаниям. Суд обосновал приговор на показаниях Ульянова и Забегалова. Между тем показания данные на предварительном следствии свидетелем Ульяновым о к-р агитации Касимова, в значительной степени находится в противоречии и отличаются от показаний, данных этим свидетелем на судебном следствии. Суд не выяснил причины указанных противоречий свидетеля Ульянова. Показания свидетеля Забегалова также изменена на суде в сравнение с показаниями которые он давал на предварительном следствии. Остальные свидетели не подтвердили на суде к-р агитации со стороны Касимова. Поэтому коллегия определяет: приговор суда отменить и дело передать в тот же суд на новое рассмотрение со стадии судебного следствия [36].

Но несмотря на отмену приговора, уже 15 сентября 1939 года это же Судебная коллегия постановила, чтобы приговор суда оставить в силе и жалобу осужденного Касимова оставить без удовлетворения. В этом же документе указывается, что верить показаниям свидетелей не следует, так как между свидетелями и осужденным были враждебные отношения.[37]

10 октября 1939 года выездная сессия Судебной коллегии суда г. Малмыж о.Иоанна приговорила по статье 58 п.10 ч.2 к шести годам исправительно-трудовых лагерей (и 3 года лишения в правах). “Приговор окончательный, без права на обжалование”. Обвинение звучало так, что “в своем доме в разговорах со свидетелями высказывал клеветнические измышления в адрес сталинской конституции и налоговой политики в СССР” [38].

Во время пребывания в лагере к о.Иоанну приезжали его родные. Так в личном деле осужденного имеется разрешение на свидание с женой (Евдокия Евдокимовна) и дочкой (Пелагея) от 11 октября 1939 года (см. прил. XXII)[39]. За 10 ноября 1939 года имеется документ о том, что отцу Иоанну передали продукты. Нужно сказать несколько слов об этом лагере. Усть-Вымский лагерь находился в Усть-Вымском районе Коми АССР (ныне Усть-Вымский район Республики Коми). Лагерь ориентирован был на лесозаготовки лесопереработку и сельскохозяйственные работы. Из воспоминаний узника лагеря :«... » В бараках стояли двойные нары. Мы разместились на голых нарах. На следующее утро ещё раненько в бараке пошел шум. У некоторых товарищей украли вещи; воры были здесь же в бараке, уголовники, подсаженные к нам в Кирове. О краже заявили администрации пересылки, но администрация никаких мер не приняла. Утром нам выдали по пайке хлеба в 600 грамм, а завтракать повели в рядом стоящую зону 11-20 л/п. Так как у нас, как вновь прибывших не было: ни миски, ни ложки, то нам все это пришлось заимствовать у старых заключенных, заплатив за это 200 гр. хлеба. После завтрака нас погнали на работу, на лесной склад: перебирать, сортировать и складывать в штабеля доски». Один из узников Устьвымлага, будущий епископ Саратовский Вениамин (Милов) писал: «... » Морозы у нас нынче столь суровые… Ртутный столбик так и скачет к 50 градусам. Отсюда — частые обморожения «... » [40].

В четвертом квартале 1938 года за октябрь, ноябрь, декабрь была дана трудовая характеристика о.Иоанну: “к труду относится добросовестно, замечаний не имеет. Работал рабочим в кухне. Поведение в быту хорошее, административных взысканий не имеет, в культурно-массовой работе не участвует”. В карте зачете рабочих дней за первое полугодие 1939 г. о.Иоанн проработал практически все дни. Например, в январе он работал 31 день. Поэтому можем заключить, что вследствие этого его здоровье и было подорвано. Из этого документа ясно, что о.Иоанн работал конюхом. За этот период была дана трудовая характеристика: “Работает удовлетворительно, порученную работу выполняет посредственно. Поведение в быту хорошее, административных взысканий не имеет, в культурно-массовой работе не участвует (см. прил. XXIV)[41].

В 1942 г. о. Иоанн находится в лагерном лазарете (ОПП - оздоровительно-профилактический лагерный пункт). Родные получили оттуда от него несколько писем. О.Иоанн пишет, что пока что жив и здоров, беспокоится о том, что детям его был закрыт путь к получению образования, советовал как-то продолжать обучение.

Приведем сохранившееся письмо к дочери Пелагее Касимовой от 14 октября 1942 года:
«Здравствуй, Поля! Письмо твое получил вот уже месяц тому назад. Спасибо тебе за это. С ответом сам задержался за неимением письменных принадлежностей, главным образом бумаги. Очень радуюсь за здоровье каждого по отдельности из Вас, Е.Е-на с Еленой в особенности. Немало горького за задержку и перерыв учебы Павлика. Неужели нельзя было его направить в какой из нибудь из техникумов, где может быть еще обучение бесплатное, а то в среднюю школу с платой хотя бы в тех же Вятских Полянах? Квартира у тебя, а содержание его на общий счет. Могли бы помочь на это дело саратовцы или же его приютить у себя, так? Да видно так уже было суждено ему прервать учебу. Но что прошло, того не вернешь! А пока что усвоенное и пройденное не надо ему забывать, а заняться чтением книг и самообразованием, как тебе самой тоже. Не сумеешь ли ты сама попасть на какие-то курсы для повышения квалификации? Постарайся туда попасть как-нибудь. Сам я пока что жив и здоров. Нахожусь в настоящее время на оздоровительном профилактическом пункте "О.П.П". Короче говоря, отдыхаю. Условия жизни не плохие при нынешнем положении,так что, Поля,обо мне лично сильно не беспокойтесь, а только сами, каждый из Вас не упускайте случаев для приобретение знания и опыта, несмотря на настоящие трудное положение, ибо это общее для всех и к тому же временное явление.

Пока, до приятного свидания. Привет Вам всем с пожеланием здоровья и успехов в Ваших делах. Ваш...И.Г. Касимов ».
Из письма к Пелагее Касимовой от 27.11.1942г.:
«Здравствуй Поля! Отвечаю на второе письмо от 1 ноября сего года, получил я его 25 ноября сего года. На первое письмо твое 42-го года ответил я письмом от 15 октября, но ты не успела получить его и, наверняка, должна получить тогда же вскоре за вторым своим письмом. Пока я живу по-прежнему, здоров,питание и бытовое условия тоже сносные. Отбывать мне остается 1 год и 40 дней. Конец срока - 6 января 1944г. Надеюсь и жду, что увидимся не в далеком будущем. Пока значит вы все благодаря Богу живы и здоровы за исключение Паши, от которого пишешь, что нет письма. Может быть она еще здорова. Жалко, не можем устроить всеми силами, коллективно, хотя бы на учебу Павлика! Время ведь его уходит. Передайте ему, чтобы он занялся во что бы то ни стало чтением книг и повторением всего пройденного и пусть ни на минуту не забывает, что он должен продолжать образование и учебу. На какой работе Павлик в колхозе? Сама ты думаешь ли продолжить образование?Не забудь и о себе! Как вы там живете и питаетесь, Е.Е. с Павликом в особенности? Пишет ли Лена и как она служит и живет? Пока всего хорошего, будьте здоровы и благословенны.

Ваш И.Г.Касимов

Адрес старый: Коми АССР,Кожвинского района,Ст.Косью,Центральный лазарет 11\2. Пока, до свидания.Жду ответа. И.Касимов » [42].

25 марта 1943 года был составлен акт освидетельствования об инвалидности. Видимо, здоровье отца Иоанна было подорвано полностью. Был выявлен целый ряд заболеваний, появившихся во время заключения в лагере. С 1942 года о.Иоанн начинает болеть пеллагрой - заболеванием, которое возникает из за неполноценного питания. В освидетельствовании было сказано, “что питание было резко-пониженным. Отсутствовали 17 зубов, появилось ослабленное дыхание, слух и зрение ослабли, отсутствует различение вкуса. Диагноз - хроническая пеллагра. Освобожден от физического труда. Прогноз неблагоприятный”.[43]

Определением Трибунала войск НКВД от 11 мая 1943 года в поселке Абезь (Коми АССР), о.Иоанна освобождают по состоянию здоровья из заключения. 5 июня 1943 года дают справку о том, что он “освобождается из исправительного лагеря и должен выбыть в Алакский район Алма-Атинской области, на проезд выдано до ст.Лепсы”.[44]

2 июля 1943 года в лазарете №6 1-го отделения Печлага был составлен акт о том, что “умер находившийся на лечение освобожденный инвалид Касимов Иван Гаврилович от пеллагровой диареи, осложненной резкой кахексией” [45].

3 июля 1943 года в первом отделении лазарета №6 “был погребен освобожденный инвалид Касимов Иван Гаврилович, тело в гробу было одето в нательное белье, могила глубиной 1,5 метра, на могиле сделана насыпь до 60 см. Личных вещей не было” (см. прил. XXV)[46].

Известно, что сыновья Касимова Николай и Яков проживали в городе Саратове. Другой сын — Михаил жил в селе Суханки Артынского района Свердловской области. Жена Евдокия Евдокимовна с дочерями Пелагеей, Еленой и сыном Павлом проживали в Старом Бурце Кировской области. После ареста о.Иоанна, вероятней всего, они переехали в Вятские Поляны той же области, откуда и приходили письма о.Иоанну. По словам настоятеля Владимирской церкви села Старый Бурец протоиерея Анатолия Дрябкова, дочь Елена Ивановна была учительницей в Вятских Полянах, но после переехала в Саратов.

Постановлением Президиума Верховного суда РСФСР от 6 декабря 1989 года о.Иоанн был реабилитирован. "Президиум Верховного Суда РСФСР установил: Свою вину в антисоветской агитации Касимов отрицал. Его обвинение основано на показаниях единственного свидетеля Ульянова, пояснившего, что Касимов отрицательно отзывался о больших налогах с населения, которые в связи с новой конституцией не уменьшились. Однако высказывания Касимова, о которых показал свидетель, не является по своему содержанию антисоветской агитацией, так как не содержит призывов к свержению, ослаблению или подрыву Советской власти. Следовательно в действиях Касимова отсутствуют состав преступления и дело о нем подлежит прекращению. Исходя из изложенного, соглашаясь с протестом и руководствуясь пунктом вторым ст.378 УПК РСФСР, Президиум Верховного суда РСФСР Постановил:

Приговор Кировского областного суда от 10 октября 1939 года и определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 15 ноября 1939 года в отношении Касимова Ивана Гавриловаича отменить, дело производством прекратить за отсутствием состава преступления” [47].

 

Заключение

Нами впервые была составлена полная биография репрессированного кряшенского священника Иоанна Касимова на основе архивных данных, опубликованных и неопубликованных источников. Нами введены в научный оборот сведения, которых нет в свободном доступе: протоколы допросов, источники личного характера (письма, воспоминания) и др. Были исследованы документы, свидельствующие о поведении о.Иоанна на допросах и в заключении.

К 37-му году XX века были закрыты практически все церкви в кряшенских селениях, многие священники и церковнослужители, подобно о.Иоанну отбывали свои сроки в тюрьмах и лагерях, а кто-то был расстрелян. История жизни этих пастырей и верующих ждет своих исследователей.

Изучив архивные материалы и воспоминания, мы пришли к выводам: что на основе этих документов можно с уверенностью сказать, что о.Иоанн мужественно, достойно христианину претерпел все страдания, выпавшие на его долю. Мы на примере одного священника из кряшен показали дальнейшую судьбу миссии, основанной Н.И. Ильминским.

Пусть наше исследование окажется небольшим вкладом в дело изучения истории христианства в Казанском крае и истории христианского просветительства среди кряшен в частности, а также в дело увековечения памяти пострадавших ради Христа.

 

Список источников и литературы:

Архивные источники:

1.1. Казанская духовная консистория. — НАРТ. Ф. 4.

1.2. Казанское епархиальное управление. — НАРТ. Ф-1172.

1.3. Личное дело Касимова Ивана Гавриловича. — Государственный архив социально-политической истории Кировской области (ГАСПИ КО). Ф. Р-6799.

1.4. Личное дело Касимова Ивана Гавриловича. —Информационный центр при МВД по Республике Коми. Ф.118.

Источники личного происхождения:

2.1. Письмо Касимовой Е.И. (г.Саратов) от 11 мая 2004 года// Личный архив настоятеля Владимирской церкви с.Старый Бурец протоиерея Анатолия Дрябкова.

2.2. Письма Касимова И.Г. от 1943 года (Усть-Вымлаг Коми ССР)// Личный архив настоятеля Владимирской церкви с.Старый Бурец протоиерея Анатолия Дрябкова.

 

Литература:

3.1. Журавский А.В. Во имя правды и достоинства Церкви. — М: Изд. Сретенского монастыря, 2004. - 864 с.

3.2.Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — СПб.: ВЛАДОС: Изд. Филол. фак., 2002. — Т.1 — 688 с.

3.3. Сизов Димитрий, свящ. Кряшенское духовенство в СССР// Доклад, подготовленный к научной конференции «Иван Максимов (1903-1981) и кряшенское национальное движение в СССР», состоявшейся в Казани 2 ноября 2013 г. — Казань.

3.4.Яковлев А. Е. Сквозь огонь: (Записки генерала). — Казань: Татар. кн. изд-во, 1985. – 206 с.

Периодические издания:

4.1. Известия по Казанской епархии //Казань, 1910. — 694 с.

4.2. Известия по Казанской епархии //Казань, 1914. — №2. —646 с.

4.3. Матушка-Церковь // Вятский епархиальный вестник. —Киров, 2011. — №10. — 16 с.

Опубликованные источники:

5.1. Отчет о деятельности Братства св.Гурия за 1910 год // Казань, 1911 — 48 с.

Электронные источники:

5.2. Народный каталог православной архитектуры// [Электронный ресурс]

https://sobory.ru/article/?object=21202

5.3. Морозова Н.А., Азарова О.И. Узники священной реки// [Электронный ресурс] https://little-histories.org/2016/05/30/gulag_flag/

 

Приложение I

Фото Иоанна Касимова

 

 

Приложение II

Метрическая книга за 1888 год

НАРТ Ф. 4, Оп.176, Д.497 Метрическая книга за 1888 год

 

Приложение III

Церковь в Крещенных Казылях, современный вид.

https://sobory.ru/photo/245251

 

Приложение IV

Об учебе в селе Бетьки

 

Приложение V

Об учебе в церковно-учительской школе

 

 

Приложение VI

Фото Центральной крещено-татарской школы

 

 

Приложение VII

Яковлев Алексей Ефимович (24.9.1903, д. Иванаево Лаишевского у. Казанской губ. - 8.6.1991, Москва), гвардии генерал-лейтенант (1945). Из крещёных татар. Окончил Казанскую центральную крещёно-татарскую школу (1917). В 1929-35 заместитель начальника 6-й объединённой татаро-башкирской военной школы в Казани. С 1939 командир батальона Одесского пехотного училища. В Великую Отечественную войну командир дивизии, начальник штаба и командующий армией. В 1945-69 командир Эстонского корпуса, начальник кафедры Военной академии имени М.В.Фрунзе и флота Академии Генерального штаба Вооруженных сил СССР имени К.Е.Ворошилова.

 

 

Приложение VIII

Служба в армии

 

Приложение IX

Служба в армии

 

 

Приложение X

Проект церкви в Ковалях и современное состояние

Приложение XI

Список священников по Лаишевскому уезду Казанской губернии за 1929 год.

Приложение XII

Анкета составленный по Лаишевскому уезду.

 

Приложение XIII

Список благочинного по 4-му благочинию по Лаишевскому уезду о поддержке обновленцев

Приложение XIV

Заявление на сбор доходов

Приложение XV

61 статья УК по которому был осужден о.Иоанн

 

 

Приложение XVI

Удостоверение об освобождение о.Иоанна

 

 

Приложение XVII

Храм в с.Старый Бурец и настоятель храма

Фотографии из личного архива.

Приложение XVIII.

Постановление об аресте.

 

Приложение XIX

Анкета арестованного

Приложение XX

Одна из страниц протоколов допроса

Приложение XXI

Фото о.Иоанна из заключения

 

 

Приложение XXII

Разрешение на свидание

 

Приложение XXIII

Карточка заключенного

 

Приложение XXIV

Акт опогребении

 

Приложение XXV.

Отпечатки

пальцев о.Иоанна


[1] Метрические книги за 1888 год.НАРТ Ф. 4, Оп.176, Д.497

[2] История села Крещеные Казыли \\ [Электронный ресурс] https://nailtimler.com/rayony_pages/rybno_slobodsky_rayon/rybno_slobodsky_kreshchyonye_kazyli.html

[3]Народный каталог православной архитектуры// [Электронный ресурс], https://sobory.ru/article/?object=21202

[4] ГАСПИ КО Ф.Р-6799, О. 7 Д. 9256

[5] Протокол допроса.-ГАСПИ КО Ф.Р-6799,Оп. 7,Д. 9256

[6] Известия по Казанской епархии за 1910 год.- Казань, 1910..№4 – С. 101.

[7] Отчет о деятельности Братства Св.Гурия за 1910 год.-Казань,1911 год.-С. 48.

[8] Известия по Казанской епархии за 1914 год.- Казань, 1914., № 2. –– С. 109 – 110.

[9] А. Е. Яковлев; Сквозь огонь: (Записки генерала) Казань: Татар. кн. изд-во, 1985. – С. 88-91

[10] А. Е. Яковлев; Сквозь огонь: (Записки генерала) Казань: Татар. кн. изд-во, 1985. – С. 75-86

 

[11] Протокол допроса ГАСПИ КО Ф. Р-6799,Оп. 7,Д.-су-9256 лл 12-12об.

[12] Протокол допроса ГАСПИ КО Ф. Р-6799,Оп. 7,Д.-су-9256 лл 12-12об.

[13] Протокол допроса ГАСПИ КО Ф. Р-6799,Оп. 7,Д.-су-9256 лл 12-12об..

[14] Протокол допроса ГАСПИ КО Ф. Р-6799,Оп. 7,Д.-су-9256 лл 17-17об.

[15] Протокол допроса ГАСПИ КО Ф. Р-6799,Оп. 7,Д.-су-9256 лл 12-12об.

[16] Протокол допроса ГАСПИ КО Ф. Р-6799,Оп. 7,Д.-су-9256 лл 12-12об.

[17] Карточка заключенного.- ИЦ при МВД по Республике Коми Ф. 118,Оп. 36п, Д.899

 

[18] Доклад благочинного.- НАРТ Ф. Р-1172, Оп.3, Д.498, л.53 об,54

[19] Журавский А.В "Во имя правды и достоинства Церкви"-М:Изд.Сретенского монастыря, 2004.-С-204 стр.

[20] Кряшенское духовенство в СССР,Священник Димитрий Сизов.

[21]Доклады благочинных.- НАРТ Ф. Р1172, Оп.3, Д.844, л.9

[22] Протоколы заседаний Лаишевского кантона.- НАРТ Ф. Р1172, Оп.3, Д.847, л.54

[23] Протоколы заседаний Лаишевского кантона.-НАРТ Ф. Р1172, Оп.3, Д.847, л.24

[24] Протокол допроса.- ГАСПИ КО Ф.Р-6799,Оп-7,Д.-су-9256 лл 17-17об.

[25] Кряшенское духовенство в СССР,Священник Димитрий Сизов

[26] УК Кодекс РСФСР за 1926 год

[27]Удостоверение.- ГАСПИ КО Ф.Р-6799,Оп. 7,Д. су-9256 лл 8-8об.

 

[28]Матушка-церковь "Вятский епархиальный вестник" Киров.2011. №10-стр.6

[29]Матушка-церковь "Вятский епархиальный вестник" Киров.2011. №10-стр.6

 

[30] Постановление.- ГАСПИ КО Ф. Р-6799, Оп. 7, Д.су-9256 лл 9.

[31] Анкета арестованного.- ГАСПИ КО Ф.Р-6799, Оп.-7, Д.-су-9256 лл 12-12об.

[32] Анкета арестованного.- ГАСПИ КО Ф.Р-6799,Оп. 7, Д. су-9256 лл 18 об

[33]Обвинительное заключени.- ГАСПИ КО Ф.Р-6799,Оп.-7, Д.-су-9256 лл 45 об.

[34] Приговор.-ГАСПИ КО Ф.Р-6799, Оп.-7, Д.-су-9256 лл 57-57об.

[35] Учетно-статистическая карточка.- ИЦ при МВД по Республике Коми Ф. 118, Оп. 36п, Д. 899

[36]Определение судебной коллегии.- ГАСПИ КО Ф.Р-6799, Оп. 7, Д. су-9256 лл 61.

[37] Определение Судебной коллегии.- ГАСПИ КО Ф.Р-6799,Оп. 7,Д. су-9256 лл 123-123 об.

[38] Приговор.- ГАСПИ КО Ф.Р-6799, Оп.7, Д.-су-9256 лл 113-113 об.

[39] Разрешение.- ИЦ при МВД по Республике Коми Ф. 118, Оп. 36п, Д. 899

[40] Н.А. Морозова, О.И. Азарова. " Узники священной реки" [Электронный ресурс]// https://little-histories.org/2016/05/30/gulag_flag/

 

[41] Карта зачета рабочих дней.-ИЦ при МВД по Республике Коми Ф. №118, Оп. 36п, Д. 899

[42] Письмо Е.И.Касимовой (г.Саратов) от 11 мая 2004 года//Архив настоятеля Владимрской церкви с.Старый Бурец священника Анатолия Дрябкова

[43] Акт.-ИЦ при МВД по Республике Коми Ф. 118, Оп. 36п, Д. №899.

[44] Справка.- ИЦ при МВД по Республике Коми Ф. 118, Оп. 36п, Д. 899.

[45] Акт о смерти.- ИЦ при МВД по Республике Коми Ф. 118, Оп. 36п, Д. 899.

[46] Акт о погребении.- ИЦ при МВД по Республике Коми. Ф.118, Оп. 36 п, Д. 899.

[47] Постановление. - ГАСПИ КО. Ф. Р-6799. Оп. 7. Д. 9256. Л. 131.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: