Вопрос 3. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, порядок осуществления. Смета бюджетного учреждения




ТЕМА 15. Правовые основы государственных и муниципальных расходов и финансирования

Вопрос 1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов

Осуществление государственных и муниципальных расходов является составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Государственные и муниципальные расходы – это непрерывные затраты государства и муниципальных образований, осуществляемые в ходе общественных отношений по распределению и использованию денежных фондов в целях обеспечения задач и функций государства и муниципальных образований.

Государственные и муниципальные расходы можно классифицировать:

В зависимости от форм собственности расходуемых денежных средств:

1. Федеральные;

2. Региональные;

3. Местные.

По характеру использования:

1. Расходы на финансирование оборотных средств (текущие расходы);

2. Расходы на финансирование капитальных вложений;

3. Расходы на создание резервов.

По источникам денежных средств:

1. Централизованные – осуществляемые за счет средств бюджета;

2. Децентрализованные – осуществляемые МУпами и ГУПами за счет средств, оставшихся в их распоряжении после распределения прибыли.

Понятия «государственные и муниципальные расходы» и «бюджетные расходы» нетождественны, так как государственные и муниципальные расходы могут осуществляться за счет средств внебюджетных фондов, а также, как указывалось выше, за счет прибыли государственных и муниципальных предприятий, оставшейся в их распоряжении.

Участниками правоотношений по осуществлению государственных и муниципальных расходов могут быть финансовые органы государства и муниципального образования, государственные и муниципальные предприятия, организации и учреждения, их вышестоящие органы, банки, через которые производится выплата средств, а также негосударственные (немуниципальные) организации, если приняты специальные решения о выделении им денежных средств.

Вопрос 2. Финансирование расходов. Понятие, принципы, правовые режимы

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования.

Финансирование государственных или муниципальных расходов – это урегулированное правовыми нормами выделение государственных или муниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основах, для обеспечения деятельности предприятий, организаций, учреждений в соответствии с их задачами и функциями.

Принципы финансирования расходов:

1. Плановость;

2. Соответствие планируемых расходов объему предполагаемых доходов;

3. Целевое направление средств – определение объемов финансирования конкретных мероприятий, на которые данные средства могут быть использованы;

4. Безвозвратность и безвозмездность выделения средств (за исключением случаев, установленных законом);

5. Прозрачность расходования средств;

6. Контроль за использованием государственных и муниципальных средств и применение ответственности за нарушение законодательства.

Основными правовыми режимами финансирования выступают:

1. Финансирование государственных и муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения;

2. Финансирование государственных и муниципальных учреждений, относящихся к некоммерческим организациям, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления (сметно-бюджетное финансирование).

В последние десятилетия в российскую правоприменительную практику вошла также новая форма финансирования – выделение грантов (единовременных безвозмездных и безвозвратных сумм), которые предоставляются на конкурсной основе при условии выполнения определенных требований.

Вопрос 3. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, порядок осуществления. Смета бюджетного учреждения

Правовой режим сметно-бюджетного финансирования имеет широкое применение (например, в соответствии с указанным режимом происходит финансирование органов государственной власти, правоохранительных органов, учреждений образования, здравоохранения и пр.).

Сметно-бюджетное финансирование – это порядок выделения средств из бюджетов и внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе бюджетных смет для осуществления их основной деятельности.

Принципы сметно-бюджетного финансирования:

1. Получение денежных средств из бюджета, соответствующего их подчиненности;

2. Осуществление финансирования на основе бюджетных смет;

3. Планирование и финансирование деятельности на основе экономических нормативов.

Важнейшим субъектом общественных отношений по осуществлению сметно-бюджетного финансирования является получатель бюджетных средств.

В соответствии со ст. 162 БК получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1. Составляет и исполняет бюджетную смету;

2. Принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

3. Обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

4. Вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

5. Ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

6. Формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

7. Исполняет иные полномочия.

В соответствии со ст. 6 БК РФ получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Бюджетная смета является финансово-плановым актом. Выделяют индивидуальные сметы, сводные сметы и сметы централизованных мероприятий.

Индивидуальная смета составляется каждым казенным учреждением с учетом особенностей определения объемов его финансовой деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной сфере деятельности, объединяются соответствующими ведомствами в сводные сметы.

Сметы расходов на централизованные мероприятия составляются уполномоченными органами для осуществления централизованных мероприятий.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 г. № 112н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений». Бюджетная смета разрабатывается на основе бюджетной классификации.

При составлении сметы казенным учреждением учитываются производственные показатели деятельности (например, число учащихся). На каждую единицу показателя установлен определенный норматив расходов.

Норматив расходов – установленные размеры затрат на расчетную единицу (например, расход продуктов на одного посетителя столовой).

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

По итогам финансового года составляется отчет об исполнении сметы.

За расходованием денежных средств, выделенных в порядке финансирования, уполномоченные органы осуществляют финансовый контроль.

Тема 16

Вопрос 4. Полномочия Центрального банка РФ (Банка России) в области кредитования: банковское регулирование и банковский надзор за деятельностью кредитных организаций

В соответствии со ст. 56 ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора.

Согласно ФЗ ЦБ РФ (Банк России) выполняет (среди прочих) следующие функции:

1. принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

2. устанавливает правила проведения банковских операций;

3. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

В порядке банковского регулирования Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России – «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Ряд актов ЦБ, определенный ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)» опубликованию не подлежит. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы:

1. предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

2. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков – определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка. Максимально допустимое числовое значение норматива устанавливается в размере 25%.;

3. максимальный размер крупных кредитных рисков – выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств кредитной организации. Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5 процентов собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800 процентов размера собственных средств кредитной организации;

4. нормативы ликвидности кредитной организации;

5. нормативы достаточности собственных средств (капитала);

6. размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

7. минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

8. нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

9. максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам) – определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Указанный норматив не может превышать 50 процентов.

Обязательные нормативы банков определяются ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)» и Инструкцией ЦБ от 16.01.2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков» и др. актами.

Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: