Как средство приобщения младших школьников к культуре и традициям родного края в свете реализации ФГОС НОО




Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники.

Д.С.Лихачев

 

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (273-ФЗ от 29.12.2012 г.) определены требования к воспитательной деятельности школы в свете современных тенденций развития образования, где среди приоритетных задач выделены воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Именно туристско-краеведческая деятельность, организованная во внеурочное время, способствует решению этих задач и является актуальной для нашего времени, для современных детей и родителей. Она является важным средством оздоровления и физического развития учащихся, в процессе которой расширяется сфера общения детей, приобретаются навыки социального взаимодействия, накапливается положительный опыт поведения, формируются нравственные качества личности.

Туризм и краеведение дополняют друг друга и осуществляют комплекс образовательно-воспитательных, спортивно-оздоровительных и научно-познавательных задач. Туризм – это путешествие в свободное время, вид активного отдыха, средство оздоровления. Он помогает эффективно решать задачи через самоуправление и самообслуживание (оценить ситуацию, принять решение и самостоятельно действовать). Туризм по своей природе содержит элементы познания края. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая. Краеведение способствует формированию любви к малой Родине, бережного отношения к культуре и традициям родного края, к тому, что досталось от предыдущих поколений, будь то природные богатства, памятники культуры или обряды и традиции наших предков.

Основными целями туристско-краеведческой деятельности являются:

- формирование у учащихся положительной мотивации к данной деятельности;

- развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала младших школьников через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой, экскурсионной работы;

- приобретение краеведческих знаний, умений и навыков;

- формирование коммуникативных и организаторских навыков.

Реализация целей предусматривает решение следующих задач:

1. Личностных: воспитание патриотизма, бережного отношения к окружающему миру, обеспечение социальной адаптации учащихся; их психического и физического здоровья, привитие навыков здорового образа жизни.

2. Метапредметных: формирование познавательного интереса, выработка навыков поисково-исследовательской работы.

3. Образовательных: расширение кругозора, повышение уровня краеведческих знаний.

Совместная практическая деятельность младших школьников должна основываться в первую очередь на интересе, увлечении конкретным делом; во вторую – на знаниях теоретического и практического характера, где особое место занимают наблюдения, когда учащиеся, выполняя самостоятельные действия, примеряют на себя роль исследователей, совершают новые для себя открытия. Туристические походы, экскурсии, соревнования, проводимые на природе, разряжают напряженную учебную обстановку, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают детям огромный заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроением. После педагогически правильно организованных экскурсий и походов дети в течение нескольких дней чувствуют себя физически хорошо, спокойно. А это, в свою очередь, способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Формами работы в школе, которые составляют содержание туристско-краеведческой деятельности, являются прогулки, экскурсии, слеты, соревнования, семинары, посещение выставок, музеев. Это разнообразие форм обеспечивает комплексный характер в обучении, воспитании, оздоровлении.

Следует выделить основные группы мероприятий, которые являются ядром туристско-краеведческой деятельности.

Экскурсии бывают обзорные и тематические.

Школьная экскурсия – это организованный выход учащихся за пределы школы под руководством учителя. Обзорные экскурсии, как правило, многоплановые, затрагивают несколько тем. Тематические экскурсии (исторические, природоведческие, литературные, искусствоведческие) проводятся на одну тему.

По месту проведения экскурсии бывают загородные, городские, музейные, производственные.

Прогулка – это непродолжительная экскурсия в природу (в лес, парк, водоем) с целью оздоровления, ознакомления с интересными объектами. В таких прогулках часто затрагивается вопрос охраны природы и воспитания у школьников бережного отношения к окружающей среде. Это может быть «экологический десант» на берег водоема или в лесопарк. Под умелым руководством учителя дети могут оказать неоценимую услугу по охране природы.

Плановые экскурсии (походы) – это путешествия, организованные через туристическую фирму. Они проводятся по оплаченным путевкам с питанием, экскурсионным обслуживанием.

Экскурсия на объект, в музей - это коллективное посещение с целью изучения достопримечательностей, предметов старины, исторических источников.

К массовым формам туристско-краеведческой деятельности относятся: олимпиады, КВН, диспуты, коллективно-творческие дела, встречи с интересными людьми.

К индивидуальным формам туристско-краеведческой деятельности относятся: создание проектов, альбомов, гербариев. Индивидуальная работа носит творческий, исследовательский характер.

В рамках сетевого взаимодействия учителей начальных классов школ города Курска на базе нашей школы были проведены такие мероприятия, как творческая гостиная «Душа соловьиного края» и туристический квест «По тропинкам малой родины». Творческая гостиная дала возможность присутствующим приобщиться к драгоценным крупицам фольклора родного края, начиная с загадок, скороговорок Курской области и заканчивая традиционными обрядами и танцами. Во время туристического квеста учащиеся и педагоги школ города получили возможность в игровой форме пройти по зашифрованному маршруту в микрорайоне «Химволокно», узнать об истории и традициях данного поселка.

В заключение хочется отметить огромное желание детей участвовать в туристско-краеведческой деятельности, где они могут проявить свои положительные черты характера и раскрыть организаторские способности, ведь им предстоит внести свой вклад в развитие города, области, всей страны. Это под силу только людям образованным, думающим, культурным.

Литература

1. Константинов Ю.С., Митрахович С.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе. Учебно-методическое пособие. - М.: ИСВ РАО, 2011.

2. Лаврова Л.Н., Чеботарёва И.В. Экология и краеведение в проектной деятельности с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: