Елена Адольфовна Новикова,




учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 55

имени Александра Невского»

города Курска,

Почетный работник общего образования

 

Школьный театр как форма внеурочной деятельности

Досугово-развлекательной деятельности во внеурочное время

 

Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь.

Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра…

Н.В. Гоголь

 

В российскую школу пришёл новый образовательный стандарт. Интересным является то, что в рамках ФГОС НОО представлен совершенно новый раздел «Внеурочная деятельность». Это нововведение важно как для педагогов, так и для детей.

А как привлечь детей в театральные кружки? Ну, конечно же, личным примером.

В нашей школе 5 лет назад был создан коллектив, который ежегодно показывает и представляет учащимся театральные постановки. Театр был назван «Быть Может».

Само название говорит о себе. Возможно всё! И даже создание педагогического театра. То есть, наш театр состоит из учителей нашего педагогического коллектива.

Очевидно, что театр своей многогранностью, своей многоликостью и многомерностью способен помочь раздвинуть рамки постижения мира, увлечь добром и на первых порах это делает наш педагогический театр.

В коллективе нашего театра есть и опытные учителя и, конечно же, мы стараемся привлечь молодых специалистов. Сейчас в нашем коллективе 15 человек.

Наши спектакли: «Новогоднее приключение Маши и Вити», «Бременские музыканты», «Приключения Буратино», «Летучий корабль» принимаются детьми на УРА!

Уроки есть уроки! А когда школьник видит на сцене своего педагога, да ещё, в необычной роли - это, конечно, здорово!

Наш театр «Быть Может»- это ещё и коллектив волонтёров. Все представления нашего театра бесплатные. Коллективы детских садов №122, №123, №128, №134 ежегодно посещают наши спектакли.

Выезжаем мы и на гастроли. Посетили интернат №2 в посёлке Моква, где после представления, вместе с детьми, пили чай, и каждый ребёнок мог сфотографироваться, с полюбившемся ему героем сказки.

29 июня 2019 года мы стали участниками театрального десанта «По обе стороны кулис». Педагогический театр посетил Детский Оздоровительный Лагерь «Заря» Оздоровительного центра «Монолит». Как писали о нас газеты: «Это уникальная практика – театральный коллектив состоит исключительно из учителей».

Заинтересовался нашим коллективом и наш мэр Виктор Николаевич Карамышев. За круглым столом «Социокультурное проектирование театров» мы были приглашены со своим спектаклем «Летучий корабль» на открытие Курского регионального фестиваля школьных театров.

Видя, творчество своих учителей, заинтересовались театром и дети. Они стали участниками нашей театральной деятельности.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают науку театрального мастерства, приобретают навыки работы с партнёром, учатся общаться со зрителем, работать над характером персонажей, а ещё учатся не только выразительному чтению, но и работе над репликами.

Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр и его постановки.

Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе и возможность нравственного воспитания. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок замечает их в себе и учиться преодолевать их.

Театральное творчество не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра – основной вид деятельности, постоянно нарастающий в обучении.

Наша детская театральная студия ещё очень молода, но есть уже свои достижения. Маленькие актёры театральной студии стали победителями Областного фестиваля «Юные таланты за безопасность».

Школа – это большой театр, а мы все в ней АКТЁРЫ!

Литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997.

2. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М.: Школьная пресса, 2003.

3. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса, 2000.

 

Анжелика Николаевна Орлова,

заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43

им. Г.К. Жукова» города Курска,

лауреат муниципальной премии «Признание»,

призер городского конкурса профессионального

мастерства «Учитель года - 2009»,

лауреат Всероссийского конкурса в области

педагогики «За нравственный подвиг учителя»,

победитель конкурса на получение денежного

поощрения лучших учителей образовательных

организаций РФ - 2015

Мастер-класс

«Краеведческий курс «Моя малая Родина» как средство формирования познавательных компетенций младших школьников»

 

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов в области формирования познавательной активности младших школьников на основе краеведческого материала.

Задачи мастер-класса:

1. Познакомить педагогов с УМК «Курсковедение»;

2. Рассмотреть возможность использование краеведческого материала как средства формирования познавательной активности младших школьников;

3. Выполнить практические заданий, взятые и рабочих тетрадей «Моя малая Родина».

Ход мастер-класса

Добрый день!

Эпиграфом сегодняшнего мастер-класса я выбрала стихотворение «Свободный разговор» Маргариты Бузальской:

— Поговорим?
— О чем?
— О разном и о прочем.
О том, что хорошо,
И хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты.
А что-то мне известно.
Поговорим?
— Поговорим.
Вдруг будет интересно.

Теоретическая часть.

Уважаемые коллеги! Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «малая Родина»?

Почему эти слова важны для человека?

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования содержится описание портрета будущего выпускника:«Выпускник начальной школы будущего это патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность с судьбой Родины»

На мой взгляд, самоидентификация ребёнка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины.

Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах.

Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего края, историю своей семьи, ребёнок получает неповторимый чувственный опыт, позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие.

Краеведческая работа расширяет у детей кругозор, развивает детское словесное и изобразительное творчество.

Краеведение дает возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях, живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты - их историческое продолжение, значит ты - частица истории края, частица истории страны.

Использование краеведческого материала дает возможность развивать как познавательную активность младших школьников, так и его творческую сторону.

Использовать краеведческий материал можно на различных уроках.

Например, на уроке окружающего мира по теме: «Мы - граждане России» можно построить следующий диалог.

Учитель:Как называется наша Родина? Назовите столицу России. А как называется наша малая Родина?

Учитель:Как называют жителей нашей страны? (россияне) А как назвать жителей нашего родного города? (куряне) А как назвать жителей городов Курской области?

- Рыльска – рыляне;

- Железногорска – железногорцы;

- Дмитриева – дмитриевцы;

- Курчатова – курчатовцы;

- Льгова – льговчане;

- Обояни – обоянцы;

- Суджи – суджанцы;

- Фатежа – фатежане;

- Щигров – щигровцы.

Учитель:У каждого государства есть свои символы. Назовите символы Российского государства (герб, флаг, гимн). Давайте поработаем в учебнике и рассмотрим государственные символы России. Но не только у нашей страны есть свои символы, они есть и у городов. А кто хочет узнать о символах города Курска? Об этом мы поговорим на занятии по «Курсковедению».

На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с произведениями курских поэтов и писателей. Для этого используется хрестоматия «Край родной, навек любимый» (сост.: С.Б. Каменцкая и др.)

Например, после изучения рассказа М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб», я предлагаю учащимся познакомиться с отрывком из повести «Мишкино детство» Михаила Максимовича Горбовцева «Заячий хлеб».

Учитель:Ребята, я предлагаю вам поискать вместе с родителями информацию об авторе этого произведения - Михаиле Максимовиче Горбовцеве и поделиться этой информацией с одноклассниками на занятии по «Курсковедению». А также предлагаю посетить литературный музей города Курска, чтобы лучше познакомиться с жизнью и творчеством этого писателя, нашего земляка.

Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Поэтому мною был создан УМК «Моя малая Родина» по курсу «Курсковоедение».

Эти занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности один раз в неделю с 1 по 4 класс. Формы организации занятий разнообразны:

· беседы;

· экскурсии;

· заочные путешествия;

· виртуальные экскурсии;

· защита проектов (составление генеалогического древа своей семьи, «Мой любимый Сеймский округ», «Город будущего», «Герб моей семьи», «Города и районы Курской области», «Игрушки из бабушкиного сундучка», «Мы разные, но мы вместе!» и т.д.)

В курсе «Курсковедение» запланировано много экскурсий в музеи, к памятникам, в уголки природы. Активно ведется работа по программе музейной педагогики «Здравствуй, музей!» совместно с Курским областным краеведческим музеем. Бывая на занятиях в краеведческом музее, дети вместе с родителями не ограничиваются только рамками занятия, у них появляется желание посетить другие экспозиции краеведческого музея, побывать в других музеях Курска, городов и районов Курской области, отправиться на родину известных курян, в места, где до сих пор существуют различные народные промыслы.

По материалам занятий, экскурсий учащиеся совместно с учителем и родителями готовят различные проекты, фотовыставки, выступления, участвуют в театральных постановках, школьных и внешкольных конкурсах, викторинах и т.д.

Практическая часть.

Давайте попробуем выполнить задания из рабочей тетради.

Вы получили листочки с заданиями. Обратимся к тетради и послушаем задание.

1. Расшифруй, где было сделано первое упоминание о городе Курске

 

                           

 

 

Ч К Д Е Ф П Т И Я О Ж Р С Г

 

 

                                                 
                                                 

 

2.

Кйрцауеквнегдшчзехсфквипймрулздежй
Прочитай слова, убрав каждую вторую букву, и ты узнаешь какой музей был самым первым открыт в городе Курске.

 

 

3. Расположи буквы в порядке убывания результатов выражений, и ты узнаешь фамилию и имя известного музыканта, нашего земляка.

61 - 47 =И 16 + 35 =И 77 + 13 =Р 56 - 48 =Д 89 - 74 =Р
51 - 24 =С 88 + 6 =Г 40 - 23 =И 98 - 79 =В 45 + 19 =Г
65 - 28 =Й 11 - 7 =В 14 + 77 =О 86 + 7 =Е 21 - 16 =О

 

Вы видите, что задания в тетради разнообразны.

Какие у Вас есть вопросы?

Рефлексия.

А в конце нашего мастер-класса, я Вас попрошу одним словом охарактеризовать нашу с вами работу.

Литература

1. Курск. Краеведческий словарь-справочник / Под ред. Ю.А. Бугрова. – Курск: ГУИПП «Курск», 1997.

2. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 160 с.

3. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование»: Стандарты второго поколения /Под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: