Художественно - творческая деятельность младших школьников во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО




В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени детей младшего школьного возраста. Школа после уроков - это мир творчества и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего внутреннего потенциала. Здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Нам важно заинтересовать детей занятиями после уроков, чтобы гимназия стала для них вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание духовно богатой свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание возможно осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, дополнительных объединений, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований, и т.д. Посещая кружки, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучают материал. На занятиях педагоги стараются раскрыть организаторские, творческие, музыкальные способности учащихся, что играет немаловажную роль в духовном развитии младших школьников. Деятельность внеурочных занятий направлена на каждого ученика, чтобы он мог проявить индивидуальность ощутить свою востребованность.

Внеурочная воспитательная деятельность по направлению «Художественно-эстетическое воспитание, развитие творческих способностей учащихся» в нашей гимназии представлена работой кружков: «Хореография», «Проектная деятельность», «Красота Божьего Мира», «Хор», «Вокал».

В концепции музыкального воспитания хоровое пение рассматривается как самый доступный и активный вид творческой деятельности. В гимназии, наряду с уроками музыки, создана система музыкально-эстетического воспитания детей на основе хорового и вокального пения, а так же церковного пения. На базе гимназии осуществляет музыкальное образование учащихся филиал МБДОУ ДШИ №1 г. Курска. Визитной карточкой гимназии является хор и вокальный ансамбль. Ни одно мероприятие, будь то праздник, линейка, концерт, встреча гостей и др., не обходится без выступления гимназического хора, которое всегда радует зрителей высокой культурой исполнения. Педагоги стремятся посредством музыки способствовать духовному возрастанию детей.

Занятия хореографического кружка ориентированы на потребность ребёнка чувствовать и выражать свои эмоции через танец; реализацию потребности ребенка в движении; создание и поддержание атмосферы творчества на занятиях, помогают полноценному эстетическому совершенствованию детей, их гармоничному духовному и физическому развитию. Плоды совместного творчества педагога и юных танцоров – яркие красивые хореографические композиции, являющиеся украшением концертов на гимназической сцене, в классе на утренниках для родителей.

Программы кружков «Проектная деятельность» во 2-4 классах направлены на духовное воспитание личности ребёнка, расширение кругозора, развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Одним из любимых видов творчества младших гимназистов, является участие в проекте «Поздравительная открытка». Открытка – универсальный подарок и самый простой способ выразить свое внимание и отношение к тому или иному человеку или событию. Человек, получивший в подарок открытку ручной работы, понимает, что к процессу выбора подарка для него подошли тщательно и с душой. Поэтому дети с особенным чувством стараются при создании открытки к празднику День матери. Во время творческого процесса у детей формируются эстетический вкус, чувство любви и уважения к старшему поколению. Разработка и реализация проекта «Поздравительная открытка» на 23 Февраля и 9 Мая способствуют воспитанию патриотизма, уважения к подвигу воинов - защитников. В День Победы 9 мая мы отправляемся на мемориал, чтобы поклониться подвигу наших солдат и возложить цветы к памятнику погибшим воинам, подарить открытки и поздравить с Днём Победы ветеранов войны и трудового фронта, пожилых людей. Самыми яркими и радостными получаются у наших ребят открытки к Великим Праздникам Рождества и Пасхи. Дети вкладывают душу, старание и все свои умения в создание таких открыток, ведь они готовят подарки ближнему, чтобы поделиться светлой радостью. К давним традициям гимназии относится декоративное украшение окон к Великим Праздникам Рождества Христова и Пасхи. В эту творческую деятельность включаются все дети, учителя и родители наших учеников. Каждый класс готовит свою композицию с огромным желанием сделать самый красивый подарок и с любовью поздравить с Великим Праздником всех. Но если мы, учителя, родители вместе с детьми делаем общее дело — именно сердцем, если мы трудимся ради какой-то очень важной мысли, которую хотим донести до людей, если только она благая, эта мысль, и если еще при этом проявляем творчество, то, конечно, происходит чудо. Наши Рождественские и Пасхальные окна всегда неповторимы. Ведь мы трудились и творили во Славу Божию.

В программе кружка «Проектная деятельность» имеют место театральные занятия, которые способствуют раскрытию творческих способностей, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребёнок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.

Основное направление в содержании программы кружка «Красота Божьего Мира» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. Творческий подход реализуется через активное познание православной культуры и традиций своего народа, ценностное отношение к прекрасному, формирование представлений об эстетических ценностях; ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Задача педагогического процесса в гимназии — создание духовно-нравственной и культурной атмосферы, когда священник – педагог –учащийся – родители — не есть сумма людей, осуществляющих учебный процесс, а живая семья, единый организм, соборная «малая Церковь».

Взаимодействие педагогов и родителей может быть успешным только в том случае, если оно будет носить характер сотрудничества и сотворчества, при которых родители станут союзниками в процессе образования, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, поможет избежать конфликтов.

Хотелось бы остановиться на основных формах организации сотрудничества детей, родителей и гимназии: коллективно-творческие занятия, направленные на создание творческого продукта в процессе урочной и внеурочной деятельности: Рождественские и Пасхальные окна, поделки к конкурсу осенних композиций, детско-родительские проекты на заседании научной ассамблеи «Лествица», семейные путешествия, вернисажи, родословные древа, герб и девиз семьи, знакомство родителей с портфолио учеников, семейные паломничества; совместные экскурсии: посещение храмов, монастырей, выставок, театров, музеев и виртуальные экскурсии; классные часы, проводимые с участием родителей, экскурсии по историческим и культурным местам, туристические поездки; проекты о православных праздниках и православных святых; организация выставок поделок и конкурсы рисунков к Рождеству и Пасхе; проведение совместных праздников в гимназии: День Ангела, День матери, Рождество, Масленица, Пасха, День Победы; проведение благотворительных акций. Родители с удовольствием проводят творческие мастер-классы, делясь умением делать цветы из бумаги, лепить украшения из солёного теста, расписывать пасхальные яйца, плести из бисера и т.д. Результатом совместной работы является заинтересованность родителей в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и способностей, необходимых для самоопределения и самореализации.

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Потребности личности ребёнка в достижениях связываются не только с учебной деятельностью. В соответствии с этим направленность внеурочной деятельности в нашей гимназии можно охарактеризовать следующим образом:

· направленность на сотрудничество с людьми, оказание помощи и поддержки окружающим, ответственности за общее дело;

· направленность на формирование коммуникативной компетентности, способности к эффективному межличностному взаимодействию, совместной работе в коллективе и группе;

· направленность на формирование устойчивой самооценки, чувства собственного достоинства.

Эффекты воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.

Значимость обсуждаемой проблемы можно выразить словами Святейшего Патриарха Кирилла: «От того как будет воспитываться молодежь, будет напрямую зависеть не только благополучие, а само существование суверенной России. От того, как будут воспитываться сегодня молодые люди, зависит также и их счастье, счастье их семей».

Литература

1. E.Е. Витовская " Основы духовности и нравственности поведения" // Начальная школа, 1993. С.47-51.

2. Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений./ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012. С 4-5.

3. Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В. Лиходей - М., ТЕИС, 2007.

Ирина Анатольевна Татаренкова,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

руководитель МО учителейначальных классов

МБОУ«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №32

им. прп. Серафима Саровского» города Курска,

член УМО учителей начальных классов города Курска,

Почетный работник общего образования РФ;

Татьяна Анатольевна Конарева,

заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОУ «Больше-Бутырская основная

общеобразовательная школа»,

Мантуровский район, Курская область.

 

«Село моё родное,

Милый сердцу дивный уголок!»

Одним из видов работы по формированию социальной активности школьников является работа в рамках сетевого образовательного взаимодействия.

Ученики моего класса МБОУ «Школа № 32 им.прп.Серафима Саровского» города Курска активно участвуют в проектно – исследовательской деятельности, которая помогает комплексному изучению традиций, географических и культурно - исторических объектов Курской области, сочетает в себе характерные черты проектной технологии и исследования.

Мы в рамках сетевого взаимодействия ведём сотрудничество с одной из сельских школ Курской области.

- Почему именно сельской?- спросите вы.

Рамки города не могут, на мой взгляд, в полной мере передать ощущение родного края, своей малой родины.

Знакомство детей с историко-культурными, национальными, природными особенностями формируют такие черты характера, которые помогут им осознать величие своего края, своей страны.

Именно живое общение со сверстниками сельской школы, посещение, пусть и виртуальное, отдельных уголков области, позволяют формировать основы нравственно- патриотического воспитания.

Наша задача, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, знакомить с наиболее значимыми объектами, традициями, соотечественниками родного края, учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции.

Из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая страна. И именно эти уголки останутся в душах у ребят на долгие годы.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Так возникла идея создания общего проекта «Люби и знай свой родной край» с Больше - Бутырской основной общеобразовательной школой Мантуровского района, Курской области.

В рамках проекта работали «Исследовательские мастерские» в 3 – ем классе Больше - Бутырской школы под руководством учителя начальных классов Конаревой Татьяны Анатольевны и в 4 «А» классе МБОУ «Школа № 32 им. прп. Серафима Саровского» города Курска под моим руководством.

Так, одним из наиболее значимых проектов в моём классе стала работа Белоус Маргариты «Особенности традиционного русского народного костюма Курской губернии», которую она представляла в очной форме в Москве на Всероссийском конкурсе исследовательских и творческих работ «Мы - гордость Родины» и заняла 2 место.

А вашему вниманию я хочу представить фрагменты «Исследовательской мастерской» учеников Больше - Бутырской основной общеобразовательной школы, Мантуровского района, Курской области «Село моё родное, милый сердцу дивный уголок!»

По архивным данным село возникло в начале 18 века. Первыми жителями села были три двора братьев Коршиковых, которые переселились на эту землю из соседнего села Репец. Эти дворы расселились не вместе, а в разных местах. Один двор разместился на востоке села, на левом берегу реки Камышенка. Два других двора поселились на правом берегу реки между двумя большими балками. Село носит название Большие Бутырки, что означает отдельные дворы.

Из архивных документов ребята узнали, что село не всегда имело такое название.

До 1910 года село называлось Репецкие Бутырки. Село входило в состав Тимского района, Солнцевского района, в настоящее время относится к Мантуровскому району.

Интересный факт, что сёла с названием Бутырки, встречаются в Орловской, Воронежской, Белгородской и других областях нашей страны.

Село Большие Бутырки не осталось в стороне в годы Великой Отечественной войны. На территории села находится братская могила и памятник воинам, погибшим в этой страшной войне. Здесь захоронен Герой Советского Союза Никифоров Степан Никифорович. Ученики школы ухаживают за могилой, следят за порядком вокруг, участвуют в акции «Бессмертный полк».

Пионерская дружина школы носит имя земляка, героя Советского Союза, Санькова Ивана Гавриловича. Иван Гаврилович Саньков родился в селе БольшиеБутырки в семье крестьянина. Детство и юность Иван Гаврилович провёл в родном селе, с 1942 года сражался на фронтах Великой Отечественной войны. В январе 1944 года Саньков Иван погиб в бою. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года майор Иван Саньков посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Во время оккупации в селе Большие БутыркиМантуровского района было создано комсомольское подполье. О нем ребятам рассказала местная жительница Мария Ильинична Семенова.

Достопримечательностью села Большие Бутырки является родник Морозов Ключ. На простом участке бережка пробивался родник. В конце 1980 г. заботами тогдашнего председателя колхоза Валерия Алексеевича Мелентьева была произведена расчистка и установлено обрамление. Благодаря золотым рукам народных умельцев были собраны из резных фигурных деталей и досок рукотворные малые архитектурные формы: чудо-беседка, похожая на небольшую часовенку, купель с удобными поручнями, красивые воротца, ветряная мельница.

А под молодыми ракитами нашлось место колодезному срубу с настоящим деревенским журавлем над ним.

Этот Морозов Ключ - наглядный урок и пример юному поколению, как надо беречь, содержать и приумножать красоту русской земли!

В 2009 г. источник осветили, теперь он носит имя святого Дмитрия Солунского. (8 ноября - день святого Дмитрия Солунского, в селе БольшиеБутырки - престольный праздник).

Ученики Б-Бутырской школы поддерживают чистоту и порядок у источника.

Мало кто знает, что на территории села Большие Бутырки находится заповедник «Букреевы Бармы». В нём сохранились растения, которые произрастали до ледникового периода. В 1969 году в состав Центрально - Чернозёмного Заповедника имени В.В. Алёхина вошёл участок «Букреевы Бармы». Последнее оледенение не захватило территорию Курской области, но вблизи ледника существовали суровые условия, сравнимые с альпийской зоной гор Кавказа и Средней Азии. Сформировалась растительность, похожая на тундровую и альпийскую.

В заключении я предлагаю Вам совершить экскурсию в это чудное место в заповедник «Букреевы Бармы» и вы узнаете, откуда взялось такое необычное название.[1]

Литература и интернет - ресурсы

1. Жидких В. Статья «Есть родниковый ключ в Больших Бутырках…», газета «Курская правда», 31 октября 2009 г.

2.Справочная книга о церквах, приходах и причтах Курской епархии. В трёх частях за 1908 год.- Курск. Электрическая Типо-Литография П.З.Либерман, 1909.

3.Списки населённых мест Российской Империи. Курская Губерния. - Санкт Петербург, 1863.

4. [2] Воля к свободе. [Электронный ресурс]

https://riakursk.ru/volya-k-svobode/

5. [1] Наш Мантуровский район. [Электронный ресурс] https://yandex.ru/video/preview?filmId=10189107035269108025&text=%D0%BD%D0%B0%D1%88%20%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1572970715529070-1591835227814363805100106-man1-5482&redircnt=1572970720.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: