Задания контрольной работы. 1. Восстановите определения.




1. Восстановите определения.

1. Это процесс и результат количественных и качественных изменений человека – развитие.

2. Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности – личность.

3. Процесс вхождения индивида в социальную среду - социализация.

4. Это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие – среда.

5. Все многообразие занятий человека; все то, что он делает – деятельность.

6. Передача от родителей к детям определенных качеств и свойств – наследственность.

7. Своеобразие и неповторимость психики и личности – индивидуальность.

8. Специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса – воспитание.

9. Характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические качества – возрастные особенности.

10. Любое педагогическое явление, ставшее движущей силой другого явления – педагогический фактор.

 

2. Установите соответствие между методами научно-педагогического исследования и их характеристиками.

Методы Характеристика методов
1. Наблюдение В. Способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств
2. Теоретический анализ Г. Выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений  
3. Анкетирование Д. Метод массового сбора материала с помощью анкеты
4. Беседа Б. Прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности
5. Эксперимент А. Искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза

 

3. Установите соответствие между структурными компонентами процесса обучения и их характеристиками.

Компоненты Характеристика
1. Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения В. Предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых в целях установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения  
2. Оценочно-результативный компонент процесса обучения Е. Объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности
3. Целевой компонент процесса обучения А. Представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета)
4. Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения   Д. Отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов
5. Операционно-действенный компонент процесса обучения Б. Отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства
6. Содержательный компонент процесса обучения Г. Это содержание обучения, определяемое государственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями

 

4. По описанию характерных особенностей определите соответствующие виды обучения.

1. Основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях – проблемное обучение.

2. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание, прежде всего, на выполнение учебной программы – сообщающее обучение.

3. Процесс усвоения, выработки умения управляется программой – программированное обучение.

4. Этот вид обучения требовал полного согласия с мнением учителя, изрекаемые им истины, не подвергались сомнению – догматическое обучение.

5. Этот тип обучения сводится к формированию теоретического мышления - развевающее обучение.

6. Этот тип обучения нацелен на улучшение управления учебным процессом – программированное обучение.

7. Цель этого типа обучения - усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков – традиционное обучение.

8. Характерной особенностью этого вида обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения – модульное обучение.

 

5. Укажите принципы обучения, определения которых приведены ниже.

1. Направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося - принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

2. Отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества - принцип научности содержания и методов учебного процесса.

3. В каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока - принцип систематичности и последовательности.

4. Одним из направлений реализации принципа является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами - принцип связи обучения с практикой.

5. Требует учета особенностей развития учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок - принцип доступности.

6. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала – принцип наглядности.

7. Педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний: учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения - принцип сознательности и активности учащихся в обучении.

8. Требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения – принцип прочности.

9. Принцип нацеливает учителя на использование в организации учебной деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры и др. – принцип научности.

10. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения в целом - принцип систематичности и последовательности.

 

6. Определите вид учебных программ

Вид учебной программы Характеристика
1. Типовая учебная программа Б. Очерчивает обобщенный круг вопросов, знаний, навыков, умений; даны общие рекомендации методического характера
2. Рабочая школьная программа В. Отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности потенциала учителей, технического обеспечения, уровень подготовленности учащихся
3. Авторская программа А. Отличается логикой построения курса, глубиной поднимаемых в них вопросов, характером их освещения  

 

7. Установите тип учебного плана по его характеристике.

Тип учебного плана Характеристика
А. Типовой учебный план 3. Разрабатывается на основе государственного базисного учебного плана и утверждается Министерством образования
Б. Собственный учебный план школы 2. Разрабатывается с учетом текущих условий и утверждается педагогическим советом школы
В. Рабочий учебный план 1. Разработан на основе базисного учебного плана на длительный период и отражает особенности конкретной школы  

8. Из перечисленных методов выберите методы обучения:

1) рассказ; 2) работа с книгой; 3) поручение; 4) приказ; 5) анализ литературных источников; 6) режим; 7) коллоквиум; 8) упражнение; 9) самостоятельная работа; 10) инструктаж; 11) исследовательский метод; 12) беседа; 13) школьная лекция; 14) наблюдение; 15) методы иллюстрации и демонстрации; 16) репродуктивный метод; 17) поощрение.

 

9. Из перечисленных средств обучения выберите наглядные:

1) диаграммы; 2) средства наглядности; 3) речь; 4) письмо; 5) условные обозначения; 6) чертежи; 7) коды; 8) схемы; 9) диаграммы.

 

10. Выберите правильный ответ.

1. Самой древней формой организации обучения является:

а) классно-урочная; б) индивидуальная; в) Белланкастерская; г) групповая.

2. Научное обоснование классно-урочной системе обучения впервые дал: а) К. Д. Ушинский; б) Дж. Локк; в) И. Гербарт; г) Я. А. Коменский.

3. В каком типе учебного заведения была впервые применена классно-урочная система обучения: а) в начальной школе; б) в средней школе; в) в братской школе; г) в гимназии.

4. Когда впервые появилась классно-урочная система обучения: а) в период античности; б) в средние века; в) в XVI веке; г) в XVII веке.

5. Белланкастерская система является системой: а) совместного обучения; б) парного обучения; в) группового обучения; г) взаимного обучения.

6. Кто автор Батавской системы обучения: а) И. Зиккингер; б) Дж. Кеннеди; в) Е. Пархерст; г) Э. Торндайк.

7. Кто автор Мангеймской системы обучения: а) В. Келер; б) К. Кафка; в) И. Зиккингер; г) Е. Пархерст.

8. Как в системе взаимного обучения назывались лучшие ученики, назначаемые для обучения других: а) декурионы; б) мониторы; в) консультанты; г) десятники.

9. Как назывался видоизмененный Дальтон-план, используемый к советской школе: а) бригадно-лабораторный метод; б) групповой метод; в) липецкий метод; г) метод проектов.

10. Какая система обучения органически сочетает в себе коллективные, групповые и индивидуальные формы обучения: а) классно-урочная; б) план Трампа; в) Мангеймская; г) индивидуально-групповая.

 

11. Определите педагогические требования, сопутствующие структурным элементам урока.

Этап урока Педагогические требования к уроку
1. Организационный А. Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования; организационная четкость проведения урока; подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО.
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности Б. Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках
3. Усвоение новых знаний В. Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала
4. Закрепление знаний Г. Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий
5. Контроль и самоконтроль знаний Д. Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий; выявить недостатки в знаниях и способах действий учащихся; установить причины выявленных недостатков; обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.
6. Подведение итогов Е. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.
7. Информация о домашнем задании Ж. Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию.

 

12. Из предложенных ниже понятий выберите методы контроля:

1) программированный опрос; 2) зачет; 3) устный экзамен; 4) дидактические тесты; 5) контрольные работы- 6) проверочные работы; 7) изложения; 8) индивидуальный опрос; 9) сочинения; 10) диктанты; 11) лабораторный контроль.

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. «Отцы-основатели» дидактики (Ратке, Я.А. Коменский и др.). Содержание понятия «обучение». Сущность воспитания и его взаимосвязь с обучением.

2. Образование как педагогическая категория. Развитие – результат образования личности.

3. Основные дидактические категории. Взаимосвязь педагогических и дидактических категорий.

4. Законы и закономерности процесса обучения. Взаимосвязь между ними.

5. Всеобщие законы: закон целостности, закон всеобщей взаимосвязи явлений и процессов, закон бесконечности познания, закон развития.

6. Общие законы: законы философии и законы педагогики.

7. Специфические законы и вытекающие из них закономерности обучения.

8. Принципы и правила процесса обучения. Принципы гуманизации.

9. Принципы природосообразности.

10. Принципы культуросообразности.

11. Принципы комплексности.

12. Принципы системности.

13. Принципы социальной обусловленности.

14. Принципы научной обоснованности.

15. Принципы креативности педагогического процесса.

16. Цели и задачи педагогического процесса.

17. Факторы обучения: дидактические причины и факторы, факторный анализ в дидактике, комплексное влияние факторов, кривые обучения.

18. Мотивация учения. Мотивы – движущие силы познания. Изучение и формирование мотивов, стимулирование учения.

19. Обучение как способ организации педагогического процесса. Обучение как объект дидактики, его характеристики и особенности. Методологические основы обучения.

20. Функции процесса обучения: обучающая, воспитательная, развивающая. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

21. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.

22. Виды обучения и их характеристика (традиционное обучение, программированное обучение, модульное обучение и др.).

23. Характеристика основных концепций развивающего обучения.

24. Современные подходы к разработке теории личностно развивающего обучения.

25. Понятие «педагогическая технология». Специфика технологического подхода в образовании.

26. Классификация современных педагогических технологий. Педагогические технологии сотрудничества.

27. Развивающие технологии обучения.

28. Проектные технологии обучения.

29. Коммуникативные технологии обучения.

30. Технологии педагогических измерений.

31. Сущность содержания образования как распредмеченной культуры и его исторический характер.

32. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования.

33. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

34. Государственный образовательный стандарт и его функции.

35. Состав содержания обучения: знания, способы деятельности (умения и навыки), опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений).

36. Материализация содержания обучения в государственных документах и учебной литературе.

37. Сущность понятия «метод обучения», метод как многомерное явление. Функции методов обучения.

38. Классификации методов обучения. Классификация методов обучения по источнику знаний.

39. Классификация методов обучения по познавательной активности школьников.

40. Классификация методов обучения по составу социального опыта.

41. Содержание методов обучения. Выбор методов обучения.

42. Дидактические средства обучения.

43. Формы обучения. Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

44. Организационные формы обучения: основная и вспомогательные.

45. Урок как основная организационная форма обучения. Типы уроков и их структура.

46. Нестандартные уроки.

47. Подготовка урока. Целеполагание на уроке.

48. Педагогический анализ урока.

49. Образовательные системы: классно-урочная, семестрово-зачетная, модульная.

50. Контроль в процессе обучения. Диагностика обученности. Диагностика обучаемости. Контроль успеваемости. Тестирование достижений и развития.

 

 

Начальник отдела аттестации педагогических,

научно-педагогических и научных кадров И.П. Масюченко

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: