Подготовка карты к работе.




Для того чтобы с картой можно было работать необходимо ее подготовить. Подготовка карты к работе включает:

- ознакомление с картой;

- склеивание её листов;

- складывание склеенной карты.

Ознакомление с картой заключается в уяснении её характеристик: масштаба, высоты сечения рельефа, года издания, поправки направления. Эти данные входят в зарамочное оформление каждого листа карты. Особенно твердо необходимо запомнить расстояние на местности, соответствующее 1 см на карте; крутизну скатов при заложении в 1 см или 1 мм; расстояние на местности, соответствующее расстоянию между линиями координатной сетки карты. Все это значительно облегчает работу с картой.

Склеивание карты (рис.1) выполняют в такой последовательности:

- раскладывают листы карты согласно их номенклатуре и намечают поля, которые требуется срезать;

- срезают намеченные поля, пользуясь острым ножом или лезвием безопасной бритвы. Обычно у всех листов, кроме крайних справа, срезают правые (восточные), а также нижние (южные) поля, кроме нижних листов склейки;

- склеивают листы сначала в колонны (снизу вверх), а затем колонны между собой (справа налево).

 

Рис.1. Склеивание карты

 

Складывание склеенной карты (рис.2) осуществляют так, чтобы удобно было пользоваться ею без полного развертывания и носить в полевой сумке. Карта складывается гармошкой. Для этого надо, определив на карте район действий, подогнуть соразмерно с шириной полевой сумки ненужные края и сложить полученную полосу карты так, чтобы сгибы не приходились по линии склейки листов.

Рис.2. Складывание карты «гармошкой».

 

Измерение расстояний по карте. Умение определять расстояние по кар­те потребуется сержантам-разведчикам при подготовке к выполнению задачи, ориентировании на местности, нанесении целей на карту и в других случаях. Чтобы определить расстояние между двумя точками, вначале измеряют это расстояние на карте, а затем, пользуясь масштабом карты, узнают действительное значение этого рас­стояния на местности.

В практике очень часто приходится измерять расстояния не по прямым, а по ломаным или извилистым линиям, например протяженность маршрута по дорогам. В этом случае можно измерить расстояние циркулем, курвиметром.

Шагом циркуля называется небольшой его раствор. Длина шага зависит от степени извилистости дороги, но, как правило, берется 1 см. Одну иглу цир­куля ставят в начальную точку маршрута, а вторую - в направлении измеряемой линии (рис.3). Поворачивая циркуль относительно одной из игл, “шагают” по маршруту.

Общая длина маршрута равна числу шагов, умноженному на шаг циркуля в масштабе карты, плюс остаток, измеренный по линейному масштабу.

Курвиметр - прибор для измерения кривых линий. Основанием курвиметра служит колесико, длина окружности которого известна. Вращение колесика пе­редается на стрелку, поворачивающуюся по круговой шкале. Зная число оборо­тов колесика, катящегося по измеряемой линии, легко определить и ее длину. При измерении расстояния нужно стрелку установить на нулевое деление и про­катить колесико вдоль маршрута. Полученный в сантиметрах отсчет умножают на величину масштаба и в результате получают расстояние на местности.

 

Рис. 3. Измерение протяженности маршрута циркулем

 

Расстояние, измеренное по извилистым дорогам, не будет соответство­вать действительному расстоянию. В этом легко убедиться путем проверки ре­зультатов по спидометру автомобиля или БРМ (БТР); расстояние по карте окажется меньше, чем показание спидометра. Таких проверок сделано очень много. Про­веряли на различной местности, а расстояния определяли по карте разных мас­штабов. В результате определений получили коэффициенты увеличения рас­стояний, данные в таблице № 1

 

 

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: