Для того чтобы с картой можно было работать необходимо ее подготовить. Подготовка карты к работе включает:
- ознакомление с картой;
- склеивание её листов;
- складывание склеенной карты.
Ознакомление с картой заключается в уяснении её характеристик: масштаба, высоты сечения рельефа, года издания, поправки направления. Эти данные входят в зарамочное оформление каждого листа карты. Особенно твердо необходимо запомнить расстояние на местности, соответствующее 1 см на карте; крутизну скатов при заложении в 1 см или 1 мм; расстояние на местности, соответствующее расстоянию между линиями координатной сетки карты. Все это значительно облегчает работу с картой.
Склеивание карты (рис.1) выполняют в такой последовательности:
- раскладывают листы карты согласно их номенклатуре и намечают поля, которые требуется срезать;
- срезают намеченные поля, пользуясь острым ножом или лезвием безопасной бритвы. Обычно у всех листов, кроме крайних справа, срезают правые (восточные), а также нижние (южные) поля, кроме нижних листов склейки;
- склеивают листы сначала в колонны (снизу вверх), а затем колонны между собой (справа налево).
Рис.1. Склеивание карты
Складывание склеенной карты (рис.2) осуществляют так, чтобы удобно было пользоваться ею без полного развертывания и носить в полевой сумке. Карта складывается гармошкой. Для этого надо, определив на карте район действий, подогнуть соразмерно с шириной полевой сумки ненужные края и сложить полученную полосу карты так, чтобы сгибы не приходились по линии склейки листов.
Рис.2. Складывание карты «гармошкой».
Измерение расстояний по карте. Умение определять расстояние по карте потребуется сержантам-разведчикам при подготовке к выполнению задачи, ориентировании на местности, нанесении целей на карту и в других случаях. Чтобы определить расстояние между двумя точками, вначале измеряют это расстояние на карте, а затем, пользуясь масштабом карты, узнают действительное значение этого расстояния на местности.
В практике очень часто приходится измерять расстояния не по прямым, а по ломаным или извилистым линиям, например протяженность маршрута по дорогам. В этом случае можно измерить расстояние циркулем, курвиметром.
Шагом циркуля называется небольшой его раствор. Длина шага зависит от степени извилистости дороги, но, как правило, берется 1 см. Одну иглу циркуля ставят в начальную точку маршрута, а вторую - в направлении измеряемой линии (рис.3). Поворачивая циркуль относительно одной из игл, “шагают” по маршруту.
Общая длина маршрута равна числу шагов, умноженному на шаг циркуля в масштабе карты, плюс остаток, измеренный по линейному масштабу.
Курвиметр - прибор для измерения кривых линий. Основанием курвиметра служит колесико, длина окружности которого известна. Вращение колесика передается на стрелку, поворачивающуюся по круговой шкале. Зная число оборотов колесика, катящегося по измеряемой линии, легко определить и ее длину. При измерении расстояния нужно стрелку установить на нулевое деление и прокатить колесико вдоль маршрута. Полученный в сантиметрах отсчет умножают на величину масштаба и в результате получают расстояние на местности.
Рис. 3. Измерение протяженности маршрута циркулем
Расстояние, измеренное по извилистым дорогам, не будет соответствовать действительному расстоянию. В этом легко убедиться путем проверки результатов по спидометру автомобиля или БРМ (БТР); расстояние по карте окажется меньше, чем показание спидометра. Таких проверок сделано очень много. Проверяли на различной местности, а расстояния определяли по карте разных масштабов. В результате определений получили коэффициенты увеличения расстояний, данные в таблице № 1
Таблица 1