Ориентирование по карте в движении.




 

До начала движения надо по карте хорошо изучить выбранный или указанный маршрут, определить и за­помнить общее направление движения относительно сторон горизонта, распо­ложения своих войск и войск противника. Затем выбрать и отметить на карте ориентиры по маршруту. В качестве таких ориентиров могут быть населенные пункты, перекрестки основных дорог, отдельные рощи, характерные высоты и другие местные предметы. После этого измерить и записать на карте расстоя­ние между ними, определить общую протяженность маршрута и время, необ­ходимое для движения. Двигаясь от одного ориентира к другому, надо сличать карту с местностью и определять на ней место своего нахождения, используя для этого показания спидометра. Особенно тщательно надо проверять правиль­ность движения при выезде из населенных пунктов, на перекрестках и развил­ках дорог. Въезжая в лес или на местность, бедную ориентирами, необходимо заметить время по часам, а затем, учитывая скорость движения, проверять по карте свое местоположение по ориентирам, определяя пройденное до них рас­стояние по времени движения.

При подготовке к движению ночью ориентиры по маршруту движения вы­бираются на более близких один от другого расстояниях. В качестве ориентиров надо выбирать такие местные предметы, которые легко могут быть опознаны в темноте. Движение ночью вне дорог совершается, как правило, по азимутам.

При движении в горном районе надо учитывать естественные особенно­сти горной местности, которые иногда могут нанести гораздо больший урон, чем противник. Поэтому при планировании маршрута передвижения следует изучить во всех подробностях и всеми доступными способами рельеф окру­жающей местности и предусмотреть либо обход опасных участков, либо при­нятие защитных мер от снежных лавин, селевых потоков, обвалов скал и льда, в том числе и вызываемых искусственно.

Для обеспечения надежного ориентирования и выдерживания маршрута движения в любых условиях местности и видимости широко применяются спе­циальные приборы. Наибольшее распространение получил простой и надежный прибор - гирополукомпас. Преимущество гирополукомпаса состоит в том, что его ось ни при каких условиях не отклоняется от заданного направления. При прямолинейном движении машины отсчет на шкале прибора остается неизмен­ным. Изменение отсчета дает сигнал об отклонении от заданного направления. Для восстановления нужного направления надо развернуть машину так, чтобы индекс показал прежний (начальный) отсчет.

При подготовке к движению на машине с гирополукомпасом, необходимо на карте провести прямую линию, соединяющую исходный и конечный пункты движения, и определить ее азимут. На исходной точке с помощью компаса оп­ределяется направление, соответствующее этому азимуту, и намечается на ме­стности самый удаленный ориентир, расположенный по направлению линии заданного движения. Затем включается гирополукомпас, машина становится так, чтобы она была направлена точно в сторону намеченного ориентира. В этом положении замечается на шкале прибора отсчет, фиксирующий положе­ние оси гироскопа. Во время движения нужно следить за постоянством отсчета, и заданное направление будет выдерживаться.

Широкие возможности для ориентирования на местности представляют портативные (размером приблизительно 5 см х 15 см х 3 см и весом 250 - 300 гр.) спутниковые навигационные приемники, работающие по сигналам космиче­ских радионавигационных систем ГЛОНАСС (Россия) и ОР8 (США).

Приемники позволяют автоматически определять координаты местополо­жения, производить непрерывное счисление пройденного пути, определять сред­нюю скорость и направление движения и др. Получаемые результаты выводятся на табло приемника в виде цифровых данных или в виде светящейся точки (сим­вола), перемещающегося по намеченному маршруту на фоне карты местности.

Для обеспечения устойчивой работы спутникового навигационного при­емника нужно соблюдать следующие основные правила:

1. Углы закрытия горизонта в точке работы с приемником не должны пре­вышать 15°, а сектор закрытия (по горизонту) не должен быть больше 90°.

2. Не следует работать с приемником вблизи высоких зданий и сооруже­ний, железобетонных и кирпичных заборов и т. п.

3. Нежелательно вести наблюдения вблизи работающих транспортных и электроэнергетических установок, а также вблизи действующих высоковольт­ных линий электропередачи и подземных кабельных сетей.

4. В зоне леса место для наблюдений следует набирать так, чтобы не на­ходиться под кронами деревьев. Лучше, если это будет поляна.

5. Не рекомендуется использовать приемник во время грозы, а также при сильной электризации воздуха.

Для работы приемника более предпочтительны открытые возвышенные места, так как при этом возрастает вероятность видимости большего числа спутников.

Работа приемника внутри помещений, а также внутри боевых машин (танков, бронетранспортеров и т. п.) невозможна.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: