1. Проверка фактического наличия материально-производственных запасов на складах организации.
С помощью процедуры запроса аудиторы изучают:
§ приказы о порядке и сроках проведения инвентаризации;
§ приказы о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий;
§ инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости;
§ протоколы заседания инвентаризационной комиссии;
§ решения руководства по утверждению результатов инвентаризации;
§ бухгалтерские регистры аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации.
2. Проверка правильности оценки активов в учете и бухгалтерской отчетности.
Проверка полноты оприходования материально-производственных запасов на основании договоров с поставщиками и сопроводительных документов.
Проверка правильности оформления первичных документов по поступлению материалов и выделения в них сумм НДС.
Проверка отражения в учете неотфактурованных поставок:
§ проверка приемных актов;
§ проверка полноты оприходования материально-производственных запасов по рыночным ценам, поступивших без документов.
Проверка правильности формирования фактической себестоимости материалов на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей ».
Проверка первичных документов, служащих основанием для списания в производство материально-производственных запасов.
Пересчет отклонений расхода материалов от установленных лимитов, а также пересчет сумм списанных отклонений на затраты производства со счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Проверка правильности списания потерь материалов на основании актов инвентаризаций, актов о потерях и недостачах, утвержденных норм естественной убыли, регистров анапитического и синтетического учета.
Проверка полноты отражения в умете онерапий по отг рузке материально-производственных запасов на сторону путем сопоставления данных об их количестве в отгрузочных документах с данными документов, подтверждающих их фактический вывоз из организации.
Проверка правильности оценки материальных ценностей при отпуске в производство по способу, заявленному в учетной политике (ФИФО, по средней себестоимости, по себестоимости каждой единицы).
Основные виды нарушений:
§ отсутствие договоров с сотрудниками организации о материальной ответственности;
§ отсутствие документов по инвентаризации:
§ несвоевременное оприходование материалов;
§ отражение подрядными организациями стоимости выполненных строительно-монтажных работ за вычетом стоимости материалов поставки заказчика. В этих случаях передаваемые заказчиком материалы подрядчиком ошибочно не приходуются, вследствие чего возникает возможность их бесконтрольного использования;
§ неправомерное включение в бухгалтерский баланс организации фактической себестоимости товаров, на которые она не имеет права собственности (например, по договорам комиссии);
§ завышение объема закупок в результате отражения фиктивных расходов по приобретению материально-производственных запасов;
§ нарушение принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
86. Разнообразие участников расчетных отношений и форм расчетов между ними создают предпосылки для нарушений при осуществлении расчетных операций и поэтому требуют постоянного контроля за их проведением и отражением в учете.
Цель аудита расчетных операций - оценка правильности организации учета расчетов на предприятии, подтверждение законности образования различных видов дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.
Для того, чтобы наметить направления проверки, области углубленного контроля, аудиторам необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии. Поэтому они должны установить: наличие на предприятии необходимой нормативной базы; перечень применяемых первичных документов, порядок их заполнения; состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций; как организован внутренний контроль расчетных операций.
Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетных операций аудиторы на основе полученной информации заполняют заранее разработанные тесты. На основе данных тестирования может быть установлено, насколько контроль расчетных операций эффективен, а учет расчетных операций - соответствует действующему законодательству. Если окажется, что вероятность пропуска ошибок велика, то аудиторам потребуется включить в программу проверки дополнительные вопросы и направить особые усилия на изучение тех групп хозяйственных операций, которые не подвергались внутреннему контролю или которым не уделялось должного внимания со стороны бухгалтерии.
При проверке расчетов применяются приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, а также устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы. Проверку состояния расчетов рекомендуется начинать с выяснения соответствия данных регистров по учету расчетов записям по счетам Главной книги.
Затем осуществляется инвентаризация расчетов или анализ результатов инвентаризации, если они имеются к моменту проверки. При этом нужно установить: нет ли пропуска сроков исковой давности по расчетам с дебиторами и кредиторами, причины и виновные лица в пропуске таких сроков; тождество расчетов с банками, подразделениями предприятия, бюджетом; правильность и обоснованность списания сомнительных долгов, а также сумм других задолженностей; правильность и обоснованность числящихся на балансе сумм задолженности по недостачам и меры, принятые к их изысканию; достоверность предъявленных к дебиторам претензий, подтверждаются ли претензии договорными обязательствами, предъявлены ли иски на взыскание этих задолженностей в судебном порядке и др.
Изучение информации о результатах инвентаризации расчетов позволит аудиторам сосредоточить внимание на тщательной проверке тех расчетных операций, где выявлено отсутствие внутреннего контроля, установлены расхождения, ошибки и имеются сомнения в законности или реальности операций.
87. Основная цель проверки – соблюдение законности и своевременность погашения задолженности, правильность учета расчетов и мероприятий, проводимых руководством организации для устранения причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности.
Источники информации:
• положение об учетной политике;
• договоры поставки;
• накладные;
• счета-фактуры;
• акты сверки расчетов;
• протоколы о зачете взаимных требований;
• акты инвентаризации расчетов;
• копии платежных документов;
• книга покупок;
• учетные регистры по счету 60;
• главная книга;
• бухгалтерская отчетность.
План и программа проверки.
1. Проверка правильности оформления первичных документов по приобретению ТМЦ и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности.
2. Подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности.
3. Оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий.
Задачи проверки по счетам 60, 76: наличие и правильность формирования документов, определяющих права и обязанности сторон; правильность оценки полученных товарно-материальных ценностей; правильность учета по счетам 60 и 76; полнота оприходования полученных ценностей или учета выполненных работ. Основным документом является договор, заключенный между заказчиком и поставщиком. Аудитор должен проверить, что аналитический учет ведется по каждому поставщику отдельно в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ. Курсовая разница между днем оплаты и днем возникновения задолженности отражается проводками: положительная – Дт60 Кт91; отрицательная – Дт91 Кт60. В конце месяца все неоплаченные счета поставщиков в иностранной валюте в обязательном порядке пересчитывают в рубли и возникшую курсовую разницу списывают (при превышении курса иностранной валюты) с Дт91 Кт60. По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо выявить соблюдение срока исковой давности. В случае его пропуска или нереальности она подлежит зачислению на счет 91.
Типичные ошибки:
1) отсутствие договоров на поставку продукции, первичных документов или неполное их оформление;
2) некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета, неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС и налогу с продаж.
88. Цели и задачи: проверка правильности своевременного заключения договоров на реализацию продукции, товаров и услуг, определение порядка оплаты реализации продукции и анализ размера реализации продукции в кредит, размер предоплаты по договорам, порядок оплаты налогов, соответствие налоговых начислений и учетной политике предприятия, проверка расчетов и начисления НДС и т. д.
Источники информации:
• договоры на поставку продукции;
• счета-фактуры;
• акты сверки расчетов;
• копии платежных документов;
• акты инвентаризации расчетов;
• учетные регистры по счету 62;
• главная книга и бухгалтерская отчетность.
План и программа проверки. I этап. При обнаружении расхождений в размере начислений налогов делается правильный расчет и определяется, повлияло ли это на показатели отчетности. Кроме того, определяется момент, с которого предприятие неправильно ведет расчеты с налоговыми органами. Все изменения, выявленные по налоговым начислениям, должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета и в главной книге.
II этап. Проверка правильности ведения учета непосредственно в регистрах бухгалтерского учета, для чего необходимо: 1) проводить соответствие расчетных и отпускных цен учетной политики и данных бизнес-плана (приказа); 2) наличие книги продаж и правильность ее ведения; 3) структура реализации продукции (проверяются как отпускные цены, так и цены по реализации); 4) виды дотаций на продукцию и их размеры; 5) размер претензий, предъявление показателей и порядок их размещения; 6) размер коммерческих расходов и доходов по реализации продукции; 7) транспортные расходы и оплата погрузочно-разгрузочных работ, а также правильность их оформления.
III этап – это проверка правильности отражения данных первичного учета в регистрах синтетического и аналитического учета. Для этого проверяются реестры реализации продукции по ее видам, сортности, отпускным ценам и ценам реализации. При проверке расчетов с покупателями определяется правильность списания на реализацию продукции себестоимости реализованной продукции части накладных расходов, размера коммерческих расходов в целом по предприятию и по структурным подразделениям, а также видам продукции. С этой целью проверяются бухгалтерские справки по закрытию счетов 25, 26, 44, 45 и бухгалтерские справки по закрытию счетов 08, 20, 23, 90, 91, 97.
IV этап. В заключение все выявленные расхождения классифицируются по видам нарушений, определяется размер убытков от неправильного ведения и организации учета и делается предположение по улучшению организации учета с покупателями, порядку заключения договоров, видов оплаты по ним, порядок уплаты налогов и порядок составления положения об учетной политике предприятия.
89. Основная цель проверки – соблюдение действующего законодательства и правильность организации бухгалтерского учета в области расчетов с подотчетными лицами. Основные задачи – подтверждение первоначальной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами; проверка организации аналитического учета расчетов с подотчетными лицами; подтверждение достоверности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.
Источники информации:
• первичные документы по оформлению приема и выдачи наличных денег (кассовые расходные и приходные ордера);
• журнал регистрации расходных и приходных кассовых документов;
• первичные оправдательные документы кассовым документам (авансовый отчет, командировочное удостоверение, чеки и т. д.); авансовые отчеты. План и программа проверки. I этап. 1) Проверка и изучение приказа об установлении круга лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы. 2) Проверка наличия журнала учета работников, выбывающих в командировки и прибывающих из командировок. 3) Проверка наличия в учетной политике сроков, на которые выдаются деньги под отчет.
II этап. 1) Проверка правильности оформления первичных учетных документов. Обратить внимание на оправдательные документы (наличие на чеках реквизитов и пр.). 2) Проверка правильности проведения инвентаризации расчетов с подотчетными лицами. 3) Проверка соответствия записей о выдаче, использовании, возврате подотчетных сумм данным регистра по счету 71. 4) Установление факта выдачи денежных средств под отчет при наличии остатка неизрасходованного предыдущего аванса. 5) Проверка своевременности возврата неизрасходованных подотчетных сумм, выданных на командировочные и операционно-хозяйственные расходы. 6) Проверка правильности отнесения на себестоимость операционно-хозяйственных расходов из подотчетных сумм и оприходования приобретенных через подотчетных лиц материальных ценностей. 7) Проверка правильности отражения в учете приобретения материальных ценностей. 8) Проверка обоснованности предъявления бюджету НДС по приобретенным материальным ценностям, оплачиваемым работам и услугам. 9) Проверка правильности учета норм (пределы норм) на командировки. 10) Проверка учета операций с валютой, в частности курсовых разниц. 11) Проверка правильности расчетов с лицами, не работающими в организации.
Типичные ошибки:
• нарушение порядка выдачи подотчетных сумм, нарушение при оформлении командировочных расходов;
• нарушение порядка налогообложения;
• нарушение порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами.
90. Источниками информации для проверки кредитов, займов и средств целевого финансирования являются: кредитные договоры, договоры займа, договоры долевого участия, программы и сметы целевого финансирования, договора поставки продукции (работ, услуг), накладные, счета-фактуры, акты сверки расчетов, протоколы о зачете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии платежных документов, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 66, 67, 86, 91 и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность, Положение об учетной политике предприятия и др.
В ходе аудита кредитов, займов и средств целевого финансирования должны быть решены следующие задачи:
- проверка правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций по получению и возврату кредитов банков;
- подтверждение целевого использования кредитов банков;
- проверка правильности определения сумм процентов за пользование
кредитами банков и их списания за счет соответствующих источников;
- проверка правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета займов, полученных у других предприятий и физических лиц;
- проверка правильности использования средств целевого финансирования, оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций с такими средствами.
Аудиторы должны изучить содержание каждого кредитного договора с
целью определения объекта кредитования, срока выдачи и возврата кредита, формы обеспечения обязательств, процентных ставок и порядка их уплаты, прав и ответственности сторон и другие условия. Для подтверждения своевременности выдачи кредита сравниваются даты и суммы, указанные в кредитном договоре и в выписках банка с расчетного или ссудного счетов. Далее оценивается правильность отражения операций! по получению кредитов на счетах бухгалтерского учета, а также организация аналитического учета таких операций (по видам кредитов, банкам и отдельным кредитным договорам). Для этого аудиторы сравнивают корреспонденции счетов, указанные в учетных регистрах по соответствующим субсчетам счетов 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", с разработанными схемами корреспонденции счетов.
Для того, чтобы проверить своевременность возврата кредитов банков, по данным кредитных договоров и выписок с расчетного счета составляется аналитическая таблица, в которой отражаются даты и суммы получения и погашения кредитов, а также возникшие отклонения. На каждую отчетную дату суммы задолженности по кредитам по балансу должны подтверждаться данными аналитического учета. Причем задолженность по кредитам должна отражаться с учетом начисленных, но не выплаченных процентов на конкретную отчетную дату.
Для установления целевого использования кредитных средств аудиторы должны сравнить объект кредитования, зафиксированный в кредитном договоре, и фактические направления перечисления средств, подтверждаемые договорами поставки, счетами-фактурами, платежными поручениями, закладными, приходными ордерами и др. При этом номенклатура товарно-материапьных ценностей, сроки поставки и оплаты, цены, объемы выполненных работ во всех указанных документах должны совпадать.
Правильность начисленных процентов за пользование кредитами банков подтверждается по результатам их арифметического контроля. Три выяснении источников списания процентов за пользование кредитами банков аудиторы должны учитывать направления использования кредитов: на закупку сырья, материалов и товаров или на приобретение основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и других внеборотных активов.
В ходе проверки займов аудиторам предстоит установить: правильно и оформлены договоры займа; своевременно ли погашалась основная сумма долга и проценты по займам; правильно ли отражались в учете операции по полученным займам, включая начисление и перечисление процентов; достоверность аналитического и синтетического учета расчетов по займам.
При изучении договоров займа аудиторам следует обратить внимание на наличие в них указаний на срок возврата займа, его форму, наличие залога, размеров процентов и порядка их уплаты. Если заимодавцем является физическое лицо, то договор займа должен быть нотариально заверен.
Для того, чтобы проверить своевременность возврата займов, по данным договоров и выписок с расчетного счета и отчетам кассира составляется аналитическая таблица, в которой отражаются даты и суммы получения и погашения займов, и также возникшие отклонения. На каждую отчетную дату суммы задолженности по займам по балансу должны подтверждаться данными аналитического учета. Причем задолженность по займам должна отражаться с учетом начисленных, но не выплаченных процентов на конкретную отчетную дату. В процессе проверки источников списания процентов по займам аудиторы должны учитывать, что они должны покрываться за счет чистой прибыли предприятия.
А ходе проверки организации синтетического и аналитического учета займов сопоставляются суммы задолженности по всем соответствующим договорам займа и сальдо по соответствующим субсчетам счетов 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", также сравниваются корреспонденции счетов, указанные в регистрах проверяемого предприятия с разработанными схемами корреспонденции счетов.
В процессе аудита кредитов и займов используются следующие приемы контроля: проверка документов, прослеживание операций, пересчет сумм начисленных процентов, аналитические процедуры и др.
Проверке подлежит порядок учета и использования полученных предприятием целевых средств из бюджета и внебюджетных источников на финансирование капитальных вложений, покрытие убытков (дотации), на научно-исследовательские работы, долевое строительство жилья и т. п.
Для определения целевого использования привлеченных средств аудиторы изучают договоры, сметы и первичные документы, подтверждающие расходование средств. В процессе сравнения расчетно-платежных документов по кассе предприятия и счетам в банках и информации договоров и смет устанавливается своевременность и полнота зачисления и использования средств целевого финансирования.
Для подтверждения правильности отражения в учете операций со средствами целевого финансирования корреспонденции счетов по зачислению и использованию средств целевого финансирования используются данные учетных регистров по счету 86 "Целевое финансирование".
Обнаруженные в ходе аудита ошибки и нарушения аудиторы регистрируют в рабочей документации и определяют их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.
Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки кредитов, займов и средств целевого финансирования, являются следующие:
- отсутствие договора займа или составление его с нарушениями Гражданского кодекса РФ, отсутствие договора с банком о пролонгации кредита;
- ненадлежащее ведение учета (использование счетов, не предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций, неправильная корреспонденция счетов, отсутствие аналитического учета и т. п.;
- неправильный учет расколов по уплате процентов по кредитам и за
мам при включении их в себестоимость и для целей налогообложения;
- нецелевое использование средств кредитов банков и целевого (в том
числе бюджетного) финансирования.