«Духовная сфера предстаёт перед нами в качестве самой возвышенной… Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утончёнными; здесь развёртывается производство идей; здесь в значительной степени происходит и их потребление.
Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляется духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства – воспроизводство общественного сознания в его целостности.
Среди функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).
Однако процесс духовного производства нельзя считать завершённым, как только получены новые идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь всё обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.
Есть ещё одна важная функция духовного производства – производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в неё, выделяя же её в качестве относительно самостоятельной, мы подчёркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент».
(С.Э. Крапивенский)
ВОПРОСЫПО ТЕКСТУ.
1. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.
2. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах политических идеологий, и одно предложение, раскрывающее любую из функций политической идеологии в обществе.
4. Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждый из них примером.
5. Семья Русаковых живет в деревне. Муж работает на собственной ферме, ему помогают старшие сыновья. Жена занимается ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Если жене необходимо отлучиться в город, то муж занимается домашними делами и помогает детям с учебой. Если мужу необходимо отлучиться в город, то жена берет на себя управление фермой.
Согласно описанию, укажите тип семьи Русаковых и два признака, по которым Вы это определили. Укажите еще один признак данного типа семьи.
6. На парламентских выборах в Великобритании в 1945 г. многие не сомневались в том, что успех обеспечен лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Черчиллю — одному из главных организаторов победы над Германией во Второй мировой войне. Однако на выборах выиграла лейбористская партия. Её лидер К. Эттли выглядел рядом с Черчиллем незначительной фигурой, но в отличие от него предложил избирателям широкую и конкретную программу развития страны. Избирательным округом является территория, на которой развертывается избирательная кампания, проводится выдвижение кандидатов, действуют политические партии и органы по проведению выборов. Соединенное Королевство разделено на столько избирательных округов, сколько существует мандатов в нижнюю палату.
О какой сфере общественной жизни идёт речь в данном отрывке? Какой тип избирательной системы описан в этом отрывке? Используя обществоведческие знания, укажите любые три признака этого типа избирательной системы.
Вариант 2
«...В критические, переломные моменты своей истории человечеству свойственно обращаться к прошлому опыту с тем, чтобы извлекать из него уроки и стараться не повторять допущенных когда-то ошибок. В наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном виде сокровища этого опыта выражает именно философия.
Нельзя не учитывать и характерной особенности тех проблем, которые больше всего интересуют философию.
Многие из этих проблем принято называть «вечными». Каждое новое поколение людей, каждый человек в своей жизни вынуждены снова и снова обращаться к этим проблемам, искать свои решения. Всякий раз они предстают перед людьми в своеобразных, неповторимых формах определяемых как прихотливыми течениями истории, так и особенностями индивидуального опыта человека. Вместе с тем, в них заключено и общечеловеческое содержание. Проблемы эти не есть нечто внешнее и безразличное для человека, они затрагивают самую суть его бытия. Однако из того, что каждому человеку приходится решать их самостоятельно, вовсе не следует, что он сам должен изобретать и средства их решения. Эти средства создаются в самых разных сферах духовной культуры человечества - в мифологии и религии, в науке, в литературе и искусстве, в моральных воззрениях и правовых установлениях. Что, касается философии, то она не просто вырабатывает такого рода средства, но и выносит на критический суд разума предлагаемые варианты решения этих проблем.
Дело, наконец, заключается в следующем. С точки зрения разумного мышления выдающиеся мыслители прошлого - это наши предшественники и оппоненты, у которых мы многому можем научиться и с которыми мы можем вести равноправный диалог и дискуссию, соглашаясь с одними их воззрениями и оспаривая другие. Вообще говоря, диалог и дискуссия - это нормальная форма существования и развития философии. На своем собственном многовековом опыте философия хорошо знает относительность таких истин, которые некогда воспринимались как абсолютные».
(И.Т. Фролов)
1. Опираясь на текст и знания по курсу обществознания, назовите составные элементы духовной сферы общества.
2. Назовите сходство и отличие философии от других элементов духовной сферы общества.
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных типах политических партий, и одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса одну из функций политической партии в жизни общества.
4. Назовите любые три основания социальной стратификации и проиллюстрируйте примером каждое из них.
5. В государстве N. семья А. состоит из мужа, жены и двух детей. у них есть небольшая семейная фирма, делами на которой супруги занимаются вместе, но большую часть работы ведет муж, так как жена занимается еще и семьей и воспитанием детей. Но если муж уезжает по делам в ближайший городок, жена берёт на себя его обязанности.
Когда жене необходимо уехать, муж берёт на себя обязанности жены, помогает детям с уроками.