МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО КУРСУ
«ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ»
Утверждено
на заседании
кафедры философии
Протокол № от 2012 г.
Харьков 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Задачей курса «История науки и техники» является ознакомление студентов с особенностями и основными этапами развития научного знания, его философскими основаниями; краткой историей технического и технологического развития цивилизации; актуальными проблемами и возможными дальнейшими тенденциями современного этапа научно-технического прогресса.
Взгляд на науку и технику в исторической перспективе позволяет выявить и осмыслить динамику многих общественных и цивилизационных процессов, как в прошлом, так и в настоящем, а также выработать обоснованное представление о возможных направлениях их дальнейшего развития.
Методические рекомендации содержат: краткий план лекционного курса; темы семинарских занятий с развёрнутым планом к ним, разъяснением базовых понятий, рекомендации по изучению вопросов семинарского занятия, контрольные вопросы.
ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
1. Наука и техника как особые формы человеческой деятельности. Сущность технической деятельности. Техническое творчество как специфический вид человеческой деятельности. Техника и технология. Наука как особая форма познавательной деятельности. Объективность и достоверность как главнейшие признаки научного знания.
2. Доиндустриальная история техники. Техника как способ приспособления человека к условиям существования. Неолитическая революция и ее следствия. Основные направления и этапы развития технических и технологических средств в доиндустриальную эпоху. Связь техники и культуры.
3. Историческое развитие науки до XVII столетия. Рациональное мышлениекак основа научного познания. Древневосточная протонаука. Наука в эпоху Античности. Средневековая наука. Изменения представлений в эпоху Возрождения и формирование нового мировоззрения.
4. Научная революция XVII столетия. Социальные, политические, экономические, культурные предпосылки и факторы формирования Классической науки. Революционные изменения типа научного мышления (Ф. Бекон, Г. Галилей, И. Ньютон). Основные особенности и проблемы Классической науки.
5. Техническая и технологическая революция конца XVIII – первой половины XIX столетий. Культурные, социально-экономическое и политическое предпосылки развертывания технического прогресса в Новое время. Формирование индустриального типа производства и его основные признаки. Главные направления развертывания технической революции.
6. ХІХ столетие как особый этап развития науки и технологии. Фундаментальные изменения научных представлений в конце XVIII – первой половине XIX столетий. Формирование дисциплинарной структуры науки и новых научных подходов. Технические достижения XIX столетия и их влияние на общество и науку. Постепенное сближение научной и технической деятельности.
7. Научно-техническая революция ХХ столетия. Фундаментальные научные открытия первой половины ХХ ст. и формирование неклассической и постнеклассической науки. Влияние достижений технического прогресса на развитие науки; применение научных знаний для решения технических задач. Сущность научно-технической революции.
8. Главные направления и актуальные проблемы развития современной науки. Наука во второй половине ХХ – начале XXI ст. Постнеклассическая наука: актуальные проблемы и специфические подходы. Связь фундаментальной и прикладной науки в современных условиях. Кризис базовых основ современной науки. Обострение этической проблематики развития науки. Тенденции развития современных науки и техники.
9. Техногенность как главный признак современного этапа развития цивилизации. Сущность техногенности как одного из главных признаков современного общества. Причины возникновения и углубление техногенных тенденций в развитии современной цивилизации. Основные проблемы, которые возникают в техногенном обществе, и возможные пути их решения.
ТЕМЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Семинарские занятия призваны раскрыть смысловое содержание и многоаспектность ключевых проблем курса в рамках полемической дискуссии. Темы семинарских занятий и список вопросов, которые выносятся на обсуждение, приведёны ниже.
К каждой теме приводятся базовые понятия, которые составляют смысловую основу рассматриваемых вопросов, и ключевые проблемные положения, содержание которых должно быть раскрыто магистрантом в ходе подготовки к семинарскому занятию с помощью конспекта лекций и рекомендованных вспомогательных источников.