ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ»

 

Утверждено

на заседании

кафедры философии

Протокол № от 2012 г.

 

Харьков 2012


СОДЕРЖАНИЕ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Задачей курса «История науки и техники» является ознакомление студентов с особенностями и основными этапами развития научного знания, его философскими основаниями; краткой историей технического и технологического развития цивилизации; актуальными проблемами и возможными дальнейшими тенденциями современного этапа научно-технического прогресса.

Взгляд на науку и технику в исторической перспективе позволяет выявить и осмыслить динамику многих общественных и цивилизационных процессов, как в прошлом, так и в настоящем, а также выработать обоснованное представление о возможных направлениях их дальнейшего развития.

Методические рекомендации содержат: краткий план лекционного курса; темы семинарских занятий с развёрнутым планом к ним, разъяснением базовых понятий, рекомендации по изучению вопросов семинарского занятия, контрольные вопросы.


ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

1. Наука и техника как особые формы человеческой деятельности. Сущность технической деятельности. Техническое творчество как специфический вид человеческой деятельности. Техника и технология. Наука как особая форма познавательной деятельности. Объективность и достоверность как главнейшие признаки научного знания.

 

2. Доиндустриальная история техники. Техника как способ приспособления человека к условиям существования. Неолитическая революция и ее следствия. Основные направления и этапы развития технических и технологических средств в доиндустриальную эпоху. Связь техники и культуры.

 

3. Историческое развитие науки до XVII столетия. Рациональное мышлениекак основа научного познания. Древневосточная протонаука. Наука в эпоху Античности. Средневековая наука. Изменения представлений в эпоху Возрождения и формирование нового мировоззрения.

 

4. Научная революция XVII столетия. Социальные, политические, экономические, культурные предпосылки и факторы формирования Классической науки. Революционные изменения типа научного мышления (Ф. Бекон, Г. Галилей, И. Ньютон). Основные особенности и проблемы Классической науки.

 

5. Техническая и технологическая революция конца XVIII – первой половины XIX столетий. Культурные, социально-экономическое и политическое предпосылки развертывания технического прогресса в Новое время. Формирование индустриального типа производства и его основные признаки. Главные направления развертывания технической революции.

 

6. ХІХ столетие как особый этап развития науки и технологии. Фундаментальные изменения научных представлений в конце XVIII – первой половине XIX столетий. Формирование дисциплинарной структуры науки и новых научных подходов. Технические достижения XIX столетия и их влияние на общество и науку. Постепенное сближение научной и технической деятельности.

 

7. Научно-техническая революция ХХ столетия. Фундаментальные научные открытия первой половины ХХ ст. и формирование неклассической и постнеклассической науки. Влияние достижений технического прогресса на развитие науки; применение научных знаний для решения технических задач. Сущность научно-технической революции.

 

8. Главные направления и актуальные проблемы развития современной науки. Наука во второй половине ХХ – начале XXI ст. Постнеклассическая наука: актуальные проблемы и специфические подходы. Связь фундаментальной и прикладной науки в современных условиях. Кризис базовых основ современной науки. Обострение этической проблематики развития науки. Тенденции развития современных науки и техники.

 

9. Техногенность как главный признак современного этапа развития цивилизации. Сущность техногенности как одного из главных признаков современного общества. Причины возникновения и углубление техногенных тенденций в развитии современной цивилизации. Основные проблемы, которые возникают в техногенном обществе, и возможные пути их решения.


ТЕМЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Семинарские занятия призваны раскрыть смысловое содержание и многоаспектность ключевых проблем курса в рамках полемической дискуссии. Темы семинарских занятий и список вопросов, которые выносятся на обсуждение, приведёны ниже.

К каждой теме приводятся базовые понятия, которые составляют смысловую основу рассматриваемых вопросов, и ключевые проблемные положения, содержание которых должно быть раскрыто магистрантом в ходе подготовки к семинарскому занятию с помощью конспекта лекций и рекомендованных вспомогательных источников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: