Главные направления и актуальные проблемы развития современной науки




 

Развитие науки во второй половине ХХ столетия характеризуется как постнеклассический период. Постнеклассическая наука формируется во второй половине ХХ столетия в результате ряда фундаментальных открытий и развития методов исследования сложных эволюционирующих иерархически организованных систем.

В рамках современной науки изменилось само понимание процесса познания. Необходимо рассмотреть принципиальные отличия современных представлений от представлений предшествующих эпох:

а) познание как отражение (классическая наука);

б) познание как конструирование (И. Кант, неклассическая наука);

в) познание как интерпретация (постнеклассическая наука).

Важно уяснить сущность основных особенностей постнеклассического типа рациональности, на котором строится современная наука:

· методологический плюрализм (постпозитивистские модели развития науки);

· признание вероятностного характера многих процессов, включая процессы неорганической природы;

· пересмотр категорий порядок и хаос (синергетика);

· отказ от однозначной и универсальной логики;

· углубление понимания неразрывной связи между субъектом и объектом;

· относительность понятия объект;

Указанные особенности являются следствием попыток интерпретации пространства проблем, сформировавшихся вследствие ряда принципиальных открытий второй половины ХХ столетия.

Реакция Белоусова-Жаботинского (1951-1969) открыла наличие нелинейности в протекании многих сложных химических процессов, способность неорганических соединений порождать самоорганизующиеся системы без значимых внешних воздействий. Необходимо показать принципиальную значимость данного открытия.

В космологии в результате развития средств наблюдения и релятивистской разработки концепции Расширяющейся вселенной возник ряд проблем:

· сингулярности (от лат. singularis – единственный) – особые состояния пространства-времени (Большой взрыв, «чёрные дыры»), предсказанные в рамках Общей теории относительности и представляющие одну из главных проблем современной физической космологии;

· неоднородность распределения материи в видимой Вселенной, что может косвенно свидетельствовать о наличии во Вселенной определённых процессов упорядочивания, а не только нарастания энтропии;

· «тёмные» материя и энергия как возможное объяснение многих парадоксов, возникающих в процессе сопоставления наблюдаемых во Вселенной процессов и современных космологических теорий.

Изучение сложных иерархических развивающихся систем привело к формированию новой методологии исследования таких объектов, их модельного представления, что стало особенно актуально с внедрением мощных вычислительных инструментов:

холистический (системный) подход (от греч. holos – целый) (Я. Смэтс) подразумевает наличие на каждом уровне системной иерархии специфических свойств, не выводимых из свойств предшествующего уровня;

общая теория систем (Л. фон Берталанфи) является методологическим воплощением системного подхода и основывается на признании изоморфизма законов, управляющих функционированием системных объектов; вводятся специфические понятия, призванные описать особенности поведения и развития систем: узкое место, эволюция, равновесие, неустойчивость, развитие, переходные и сверхмедленные процессы;

синергетика (от греч. sin – приставка со значением совместности, и ergon - деятельность) является попыткой выработки междисциплинарного подхода к описанию и изучению самоорганизующихся систем – систем, способных к изменению собственной структуры под воздействием внутренних факторов;

В результате применения новой методологии возникли такие актуальные методологические направления:

· нелинейная неравновесная термодинамика;

· теория катастроф;

· теория групп;

· тензорный анализ;

· дифференциальная топология;

· самоподобные структуры, описываемые с помощью фрактальной математики.

Эти методологические системы разрабатываются уже не в рамках отдельных научных дисциплин, а носят междисциплинарный характер, то есть отличаются не объектами описания, а способами их структурного представления.

Развитие компьютерных технологий предоставляет мощные вычислительные возможности для применения новой методологии.

Объекты современной науки обладают рядом специфических свойств:

· уникальность – отсутствие аналогов; такие системы представлены в единственном экземпляре и их изучение не допускает использования сравнительных методов и сильно сокращает применимость статистических методов (Вселенная, эволюция, история, экономика);

· эмерджентность – несводимость системных свойств к свойствам элементов системы;

· открытость – наличие у системы возможности обмена с окружающей средой веществом, энергией, информацией;

· неравновесность – способность системы переходить в упорядоченное состояние при рассеивании поступающей извне энергии;

· самоорганизация – процесс упорядочивания элементов одного уровня системы под воздействием внутренних факторов.

Подобные свойства не могут быть описаны методами классического естествознания, так как здесь нет возможности применять традиционные методы анализа и линейного описания. Знание о прошлых состояниях таких систем не может дать исчерпывающего представления о её будущих состояниях. Изучение таких систем отрицает традиционные формы элементаризма, редукционизма, детерминизма, линейного представления.

Траектории развития подобных систем целесообразно представлять как странные аттракторы – общая траектория поддаётся предсказанию лишь на определённом ограниченном интервале, так как малые или незначительные на данном этапе анализа погрешности или отклонения параметров имеют тенденцию экспоненциального возрастания.

Объективная невозможность точной аналитической фиксации всех параметров, влияющих на динамику реальных процессов, усугубляет проблему. Возможность её решения заключается в использовании неаналитических методов моделирования (например, нейронные сети, аналоговое моделирование).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы главные особенности постнеклассической науки?

2. Какие черты отличают постнеклассическую науку от неклассической науки?

3. Как в рамках постнеклассической науки решается проблема соотношения субъекта и объекта познания?

4. Каковы особенности и сложности системного подхода?

5. Как рассматривается проблема реальности в современной науке?

6. Какова роль интерпретации в современной науке?

7. Как понимается объективность в рамках постнеклассической науки?

8. Может ли наука отказаться от детерминизма и как решается проблема закономерности в современной науке.

9. Каковы основные направления методологического развития современной науки?

10. Какие из современных методологических направлений применимы в Вашей области научной деятельности?

 

Рекомендованная литература:

1. Акчурин И.А. Эволюция современной естественнонаучной парадигмы / Философия науки. Вып. 1: Проблемы рациональности. – М.: ИФ РАН, 1995.

2. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. – М.:Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

3. Вайцзекер К.Ф. Физика и философия // Вопросы философии. - 1994. - №1.

4. Гулидов А.И., Наберухин Ю.И. Диалектика необходимого – случайного в свете концепции динамического хаоса // Философия науки. – 2001. – № 1.

5. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.

6. Пенроуз Р., Шимони А., Картрайт Н., Хокинг С. Большое, малое и человеческий разум. - М.: Мир, 2004.

7. Порус В.Н., Никифоров А.Л. Эволюция образа науки во второй половине ХХ в. // В поисках теории развития науки. - М., 1982.

8. Рузавин Г.И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки, 1989, №5.

9. Современная западная философия: энциклопедический словарь. - М.: Культурная Революция, 2009.

10. Цехмистро И.З. Холистическая философия науки: учеб. пособие. - Сумы: Унив. кн., 2002.

11. Шарыпов О.В. Детерминированный хаос и случайность // Философия науки. – 2001. – № 2.

12. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: