Проблема парциальности функциональной асимметрии.




ЛЕКЦИЯ № 5

 

Направление по изучению этой проблемы выросло на основе большого количества фактов, указывающих на неравнозначную роль левого и правого полушария в различных психических процессах. Основная масса работ в этой области связана с анализом роли полушарий в протекании вербальных и невербальных функций. Исходное положение здесь следующее: функциональная асимметрия понимается как разные по характеру и функциям участие левого полушария и правого полушария в любой психической функции. Когда мы определяли основные концепции нейропсихологии, то мы говорили, что московская школа придерживается концепции, что оба полушария принимают участие в любой психической функции, но для каждой психической функции одно из полушарий будет ведущим, либо левое, либо правое. Таким образом, одно из полушарий является доминантным для любой психической функции.

Функциональные асимметрии различны по характеру, то есть выделяют целый ряд асимметрий по системам, в частности моторная асимметрия, сенсорная асимметрия. Внутри этих асимметрий можно выделить подвиды, скажем моторная асимметрия - ручная асимметрия, ножная асимметрия, глазодвигательная асимметрия. Например, при предпочтении действий правой рукой, у этого человека может оказаться ведущая левая нога. Сенсорная асимметрия может быть зрительная, слуховая, тактильная. Таким образом, на ряду с асимметриями целых систем могут существовать еще и парциальные асимметрии, т.е. асимметрии связанные с парциальностью внутри каждой из рассматриваемых систем. В этом случае, например, зрительно-пространственная или слухоречевая системы асимметричны в том смысле, что для первых - доминантным является правое полушарие, а для второй - левое. Имеется ввиду общая популяция. Каждая конкретная асимметрия может быть выражена коэффициентом асимметрии, который представляет собой меру или степень выраженности асимметрии. (Сравнивается, сколько слов запоминается, при предъявлении в правое ухо и в левое - выводится коэффициент речевой асимметрии).

Очевидно, что каждый конкретный профиль асимметрии отражает специфику структурно-функциональной организации мозга. Эта организация выступает нейропсихологической основой индивидуальных различий между разными людьми. И если мы будем рассматривать вариативность сочетания этих парциальных асимметрий для каждого человека, то мы может перейти к понятию индивидуального латерального профиля человека (ПЛО - профиле-латеральная организация). В качестве примера можно привести некоторые доказательства анатомического характера, что такой профиль имеет морфологическую основу. Затылочная область мозга связана с работой зрительного анализатора, и морфологически можно обнаружить на затылочной области мозга так называемые полоски глазодоминантности. Каждая точка сетчатки проецируется в определенную точку затылочной зоны. Точка от правого глаза проецируется в одну, а соответствующая точка от левого проецируется в рядом лежащую точку. Как бы все эти точки чередуются между собой. И в этой ситуации полоски глазодоминантности, одни полоски шире, другие уже, более широкие полоски соответствуют ведущему глазу, т.е. точки ведущего глаза занимают большую площадь. Если произвести депривацию глаза животного и исследовать после этого морфологические особенности мозга, то видно, что полоски от этого глаза становятся очень узкими. То есть есть морфологическая основа принципу доминантности, парциальной доминантности, связанной с получением сенсорной информации. Есть простые пробы, для изучения. Например проба Наполеона: надо сложить руки на груди. Имеется парциальная моторная асимметрия, у одних правая, у других левая. Тест хлопанья в ладоши. У кого-то правая рука оказывается сверху. Глазодоминантность. Линия, совместить карандаш с линией, когда оба глаза открыты. Закрыть правый глаз - у кого-то карандаш прыгнет в сторону от линии - правый - ведущий глаз в зрительной сенсорной системе. Теперь закрыть левый. Это конкретное выражение парциальных асимметрий.

Исследования различных профилей ПЛО проводятся разными исследователями. Можно назвать фамилию Чупликова, Холмской. Чуплаков на основе сочетаний ведущий глаз - ведущее ухо - ведущая рука - ведущая нога выделил 8 основных профилей функциональной асимметрии. В схеме, которая предлагается Хомской производится методика бальной оценки асимметрии, то есть степени выраженность асимметрии в 3 системах: мануальной - рука, слухоречевой и зрительной. Сочетание латерализации этих систем рассматривается как индивидуальный профиль латеральной организации, индивидуальный профиль ПЛО. При этом предполагается, что совокупность парциальных асимметрий не сводится только к сумме этих асимметрий, но и отражает системных характер работы мозга, что в свою очередь отражает протекание когнитивных, познавательных процессов. Вывод: профиль ПЛО становится основой для понимания индивидуальных различий между людьми. В связи с профилем ПЛО, в частности Хомской проводился ряд исследований протекания различных психических процессов. И рассматривались различные характеристики этих процессов в зависимости от профиля ПЛО. Например: динамические характеристики высших психических функций. Было выявлено, что скоростные и регуляторные показатели протекания мышления, внимания, памяти выше у людей с правосторонней асимметрией, а, например, такие характеристики как помехоустойчивость, то есть возможность стабильного выполнения деятельности при наличии помех, выше у лиц с левосторонних признаков. Значит преобладание правосторонних признаков говорит о доминировании левого полушария. Также при исследование испытуемых с высокими музыкальными, речевыми и зрительно-пространственными функциями было показано превалирование вербальных функций, связаны с определенными типами ПЛО. Правосторонние доминирование мануальных и зрительных функций, то есть когда речь идет о высоких речевых достижениях то тогда у него как бы преобладают мануальные и зрительные функции, которые сочетаются с билатеральными организацией слухоречевой функцией. В ситуации когда исследуются ПЛО, то как бы выстраиваются профили рука-глаз-ухо, и получаются разные профили (ппп, ллл,). Задача просто выделить ПЛО ничего не решает. Возникает проблема в нейропсихологии: связаны ли разные типы ПЛО со спецификой протекания психических процессов?.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: