Проблема роли каждого полушария в осуществлении высших психических функций. Характер взаимодействия между полушариями.




В настоящее время сложилась теория по приписыванию полушариям противоположных функций. То есть идет классификация по разным типам дихотомий. В книге “Левый мозг. Правый мозг” такую теорию справедливо назвали дихоманией, в том смысле, что преувеличивается роль одного из полушарий и игнорируются другие формы взаимодействия между полушариями. Оно полушарие занимается только одним видом деятельности.

Примеры:

Левое правое

вербальное невербальное

оценка времени оценка пространства

аналитическое синтетическое

последовательное одновременное

абстрактное конкретное

Действительно ли это так?

Левое полушарие - вербальное, последовательное. Почему ему приписываются такие функции? Левое полушарие связано с анализом речевой информации. Речевая информация поступает последовательно. Первое слово еще не говорит о том, что будет в конце. Но здесь есть и одномоментный процесс - когда информация предложения воспринимается полностью, осмысливается то, что произносилось. Зрительное восприятие традиционно считается одномоментным. Мы открыли глаза и увидели все, что находится перед нами. Но если вы закроете глаза, вы вряд ли сумеете описать полную картину. Для этого, вам нужно обратить особое внимание на все, что открывается в зрительном поле. Поэтому проблема которая стоит о взаимодействии полушарий, связывается с выделением основных характеристик любого психического процесса, для выделения которых, соответственно, необходима работа и левого и правого полушария.

Возьмем такую характеристику как произвольность и непроизвольность. Это общие характеристики любого психического процесса. Если мы по этим характеристикам попытается выяснить есть ли различия между правым и левым полушарием, то выясняется что есть. Как правило левое полушарие обеспечивает произвольную сторону, для правого полушария характерна непроизвольная сторона. Это видно в клинической практике. Так, при поражении левого полушария, при выполнении правой рукой нарушаются не автоматизированные формы письма, а при поражении правого полушария - нарушаются автоматизированные формы письма.

Непосредственное и отсроченное выполнение действия. Непосредственные формы соотносятся с работой правого полушария, а отсроченные с работой левого. Таким образом, проблема правого и левого полушария - это выявить, какими конкретно характеристиками, тактиками и т.д. работает каждое из полушарий и как эти тактики, характеристики взаимодействуют в совместной работе двух полушарий.

 

Проблема развития и формирования асимметрий.

 

Основные вопросы:

1. Развиваются ли асимметрии постепенно в онтогенезе или они уже есть при рождении ребенка.

2. Предрасположены ли асимметрии генетически или они формируются в ходе воздействия внешней среды.

3. Могут ли меняться асимметрии.

 

Здесь тоже нет единой точки зрения. Одна из них такова, что до 2-3 лет полушария эквипотенциальны, то есть равнозначны. Затем начинается постепенная латерализация, которая завершается в период полового созревания. (Невозможно выучить иностранный язык как родной после периода полового созревания).

Приводятся различные данные. Например, исследования младенцев. Электрическая активность неодинаковая в разных полушариях, т.е. уже у новорожденного два полушария работаю по-разному.

Зарегистрированы и анатомические различия у погибших детей на мозге, были даже обнаружены различия правого и левого полушария у недоношенного плода. Но это еще не основание, т.к. мы не можем у младенца зарегистрировать функциональную асимметрию.

 

Проблема левшества.

Существуют разные теории, которые пытаются выяснить причину.

1. Генетическая теория. Согласно этой теории левшество передается генетически. То есть обусловлено генными механизмами, и более того, левшшество может проявляться в морфологических строениях мозга.

2. Социо-культурная теория. Формирование праворукости связано с культурно-историческими условиями, то есть в основе формирования праворукости лежит не морфология, а социальное давление и тренировка. Ребенок рождается, ему сразу начинают вкладывать в правую руку и т.д.

3. Патологическая теория. Левшество - результат травмы на разных этапах преднатальной и постнатальной жизни. Пример: родовая травма.

Очевидно, что истина лежит где-то посередине, в каждой теории есть достоверная часть.

С точки зрения нейропсихологии интересно следующее: левши являются специфической группой населения, для левшей характерно специфическое протекание психических процессов. Факты:

Нет прямой зависимости между рукой и речевой доминантностью. Брока ранее говорил, что речь располагается в том полушарии, противоположном ведущей руке. Современные исследования показали, сто нет такой прямой зависимости. Речь нарушается как при поражении правого полушария, так и при поражении левого полушария. Афазия (нарушение речи) у левшей наблюдается при поражении левого полушария в 40%, правого полушария в 20% и латерально в 40% случаев. У правшей эти нарушения протекают сложней имеют меньшую скорость обратного развития, чем у левшей.

У левшей, в других исследованиях, наблюдается неспецифический характер расстройства этих функций. То есть нет такого четкого соотнесения с локализацией поражения как у правшей. Поражение может находится в одном месте, а симптомы будут такими, как у правшей при поражении другого участка.

В целом правши составляют 90% популяции. Левши от 8%. В возрастном аспекте динамика правшества и левшести выглядит следующим образом.

до 1 года 52% правши, 47% левши.

до 2 лет - 70% правшей 25% левшей

к 7 годам 85% правши 12% левшей

То есть как бы динамика меняется.

В связи с проблемой левшества возникает проблема обучения левшей: нужно ли переучивать леворуких детей?. Нет нельзя, если ребенок самостоятельно не проявляет такой инициативы. Если у ребенка складывается функциональная система, где ведущей становится левая рука, то переучивание означает ломку функциональной системы - неполноценное развитие функциональной системы плюс стрессовая ситуация, которая возникает у ребенка.

Проблема правостороннего мира.

Наш мир приспособлен для праворуких людей. Начиная от открывания двери, заканчивая письмом - контроль регуляция деятельности письма (ребенок не видит, что он пишет).

Проблема расщепленного мозга.

Впервые, когда был исследован мозг с рассеченным мозолистым телом был открыт способ исследования функций левого и правого полушарий, то есть предъявление информации раздельно в левое и правое полушарие. Синдром расщепленного мозга, который был исследован на основании этой методики распадается на два основных синдрома. Синдром аномии (нарушение номинации), и синдром дископии-дисгрофии (копирование и графика). Синдром аномии - невозможность называть стимулов поступающих в правое полушарие. То есть при предъявление стимула в левое полуполе зрения или в левую руку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: