Инструкция по выполнению задания для самостоятельной работы




Решить предложенные психолого-педагогические задачи, ориентируясь на материалы лекционных занятий по темам. Примеры заданий приведены ниже и могут быть дополнены с самостоятельно подобранными студентами заданиями из практикумов по Общей психологии.

Материалы, необходимые для выполнения самостоятельной работы:

Объясните смысл высказанного Ф.М. Достоевским соображения с точки зрения своей будущей профессиональной деятель­ности, с позиции педагога, ответственного за становление лич­ности ребенка:

«И хотя бы мы были заняты самыми важными делами, дос­тигли почестей или впали бы в какое великое несчастье - все равно не забывайте никогда, как нам было здесь хорошо, всем сообща, соединенным таким хорошим и добрым чувством... Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и по­лезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоми­нание... Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь И даже если и одно такое хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение».

Из приведённых примеров выберите те, в которых описываются проявления ощущений, и дайте обоснование своего ответа.

А. Девочка четырёх лет нашла табель-календарь. Показывая на число «З “, говорит: «Зина» здесь написано». Потом в числах 13, 23 снова находит цифру «3”и повторяет: «И здесь Зина. И здесь». (По М. Я. Басову)

Б. В детском саду детям предъявляют несколько пробирок одинаковой формы с растворами разных цветов. Затем показывают раствор синего цвета и просят найти такой же.

В. В детском саду проводится игра лото. На карточках изображено десять предметов. Дети должны отыскать у себя на карточке показанное изображение какого-либо предмета.

Г. В детском саду проводится следующее занятие. Детям дают десять погремушек

одинакового вида с различным звуком. Ребёнок выслушивает звук одной из погремушек и должен найти такую же по звуку.

 

Прочитайте загадку. Смогли ли вы её отгадать? Почему? Какая особенность восприятия помогла (или помешала) отгадать загадку?

Один идёт -

Четверых ведёт,

А пятый сидит,

В оба глаза глядит.

Что с точки зрения восприятия необходимо учитывать при подборе загадок?

Малыши часто рассматривают книги, картинки, газеты, держа их перевернутыми. Детей не смущает опрокинутое положение предметов.

Какими закономерностями процесса восприятия можно объяснить это явление?

 

Анализ конкретных ситуации. Прочитайте описание эксперимента.

Экспериментатор показывает ребёнку картинку и говорит: «Посмотри хорошенько, всё запомни, потом мне подробно расскажешь». После рассматривания картинка убирается и ребёнку предлагается ряд вопросов, направленных на выяснение полноты и точности восприятия (кто нарисован на картинке? Сколько человек? Как они были одеты? Где это происходит? И т. д.)

В другом случае, показывая ребёнку картинку, экспериментатор не только требует хорошенько посмотреть и всё запомнить, но и заранее ориентирует восприятие ребёнка предварительными вопросами (посмотри, сколько человек тут нарисовано. Как они одеты? Где это происходит? И т. д.). Затем, как и в первом случае, картинка убирается и ребёнку предлагают ряд вопросов для выяснения полноты и точности восприятия. (По А. В. Пенской.)

В каком случае ответы ребёнка будут содержательнее? Почему? Как повлияют вопросы взрослого на полноту и глубину восприятия ребёнка?

 

Ещё в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубины тайги, где маленькими кружочками были отмечены безымянные фактории, повторял, как стихи, звучные названия - Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры. Постепенно все эти места оживали в моём воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам. (К. Паустовский. Золотая роза.). Определите, какой вид воображения проявляется в приведённом отрывке. Поясните свой ответ.

Обобщите смысл приведенных высказываний. Определите, что общего и различного в эмоциях и чувствах

1)Эмоции – это есть работа инстинкта, а чувства – горечь, печаль и т.д. – это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий… Чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе. (И.П. Павлов)

2)Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта, мировоззрения и ее социальных отношений. (Б.Д. Парыгин)

3)Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам организма. Эмоции, не являясь еще формой познания, вызывают не образ предмета или явления, а переживание. (К.К. Платонов).

 

Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современных представлений об эмоциях.

1)Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать.

2)Человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот.

3)Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько различных эмоций.

4)Чувства непередаваемы языком слов и движений.

5)Без эмоций невозможны познание и деятельность.

6)Разум всегда способен взять верх над эмоциями.

7)Эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных.

Определите, о воспитании каких высших чувств говорит В. А.Сухомлинский. Выскажите своё мнение по этому поводу.

«Красота - средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве - особенно в отрочестве - человек должен научиться индивидуально осваивать эстетические ценности. Важно, чтобы это освоение продолжалось всю жизнь». (В. А. Сухомлинский.)

 

В каком отрывке изображены преимущественно познавательные процессы, а в каком эмоции и чувства? Назовите признаки, по которым вы сделали свои выводы?

1) Ребенок, рассказывая по картинке, перечисляет изображенные предметы: «Два мальчика, ведро, собачка»

2) Нет, ты только посмотри Валя, что это за чудо! Прелесть! Точно изваяние,…а краски! Смотри, смотри, ведь она не белая, то есть она белая, но сколько оттенков желтых, розовых, каких-то небесных, а внутри с этой влагой. Она кажется жемчужная, просто ослепительная….

  Определите, актуализация каких эмоций происходит в следующих ситуациях. Назовите функции, которые выполняют эмоции в данном случае.   1. Опытная массажистка делает пациенту массаж спины. 2. Придя домой с работы, мама видит сидящего на пороге щенка. 3. Девушка получила от любимого письмо из армии. 4. Крупная рыба порвала у рыбака леску на удочке. 5. Девушка поздно вечером одна идет по темной улице. 6. Заходя в автобус, юноша случайно наступил женщине на полу пальто, и та накричала на него. 7. В жаркий летний полдень на даче мужчина обливается прохладной водой. 8. Студент-первокурсник сдал зимнюю сессию на «пятерки».


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: