Предмет и задачи педагогической психологии




Вопросы к экзамену по педагогической психологии 2012

1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой.

2. Проблема соотношения обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии.

3. Педагогическая психология как прикладная отрасль.

4. Знания как результат процесса учения. Состав знаний: содержание и форма.

5. Умения как результат процесса учения. Состав действий и умений.

6. Структура процесса учения: процесс и результат.

7. Педагогические факторы успешности обучения.

8. Психологические факторы успешности обучения.

9. Подходы к формированию учебной мотивации.

10. Теоретические подходы к учебной мотивации (теория самодетерминации, атрибутивный подход).

11. Бихевиористские подходы к учению.

12. Теория социального научения.

13. Когнитивные подходы к учению.

14. Культурно-деятельностная теория учения.

15. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина: первичные и вторичные свойства действий

16. Типы ориентировочной основы действий и типы учения.

17. Этапы процесса формирования по П.Я.Гальперину.

18. Современное состояние теории П.Я.Гальперина.

19. Формирование теоретического мышления в учебной деятельности.

20. Основные положения теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

21. Современное состояние теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

22. Психология воспитания: предмет, задачи и методы. Стили воспитания.

23. Гуманистический подход к воспитанию.

24. Психоаналитические подходы к воспитанию.

25. Теория нравственного развития Л. Кольберга.

Проблемные ситуации

1. Опишите структуру любого умения на материале учебной деятельности школьников или студентов

2. Приведите пример обучения какому-либо умственному действию с помощью трех разных типов ООД.

3. Продемонстрируйте достоинства и недостатки разных типов ориентировки при обучении одному и тому же умению.

4. Приведите пример влияния такого педагогического фактора как организация содержания обучения на эффективность процесса учения.

5. Вам предложили дать экспертную оценку эффективности обучения одному и тому же предмету по двум учебным программам. Опишите алгоритм ваших действий. Обоснуйте свои выводы.

6. При подготовке педсовета по теме «Как наши старшеклассники умеют учиться» завуч школы обратился к Вам с просьбой помочь в организации сбора необходимых данных. Опишите свои действия.

7. К вам как к психологу обратились родители, детям которых не ставят отметок, с просьбой объяснить, в чем положительные и отрицательные последствия этого факта

8. К вам, как к школьному психологу, обратилась молодая учительница начальных классов с проблемой: ее ученики-первоклассники с большим трудом учатся писать прописные буквы. Используемая пропись, с точки зрения учительницы, соответствует известным ей принципам теории П.Я.Гальперина - после образца каждой буквы в ней приводятся опорные точки, которые ребенок должен обвести, чтобы написать букву. Проблема состоит в том, что, обводя букву правильно, дети затрудняются при письме без опорных точек. Что вы ей посоветуете?

9. К вам на психологическую консультацию пришла мама дошкольника с просьбой порекомендовать школу, которая бы подошла ребенку, уже в 6 лет умеющему бегло читать, писать прописными буквами и свободно осуществлять операции с числами. Также мама думает перевести ребенка сразу в 3 класс. Что вы ей порекомендуете?

10. Вас попросили проанализировать урок по теме «Склонения существительных», на котором учитель организовал усвоение новой темы третьеклассниками следующим образом: дети были распределены на группы по четыре человека, и каждой группе было дано задание. Задание заключалось в следующем: каждый в своей тетради должен прочитать слова и разделить их на три группы по типу склонения. Во время выполнения задания учитель подходил к каждой группе и побуждал их работать совместно, но лишь одна группа из пяти действительно работала так, как он хотел. Что вы посоветуете учителю после урока?

11. К вам за консультацией обратилась мама мальчика, который, по ее словам, не умеет учиться. Что и в какой последовательности вы будете диагностировать и какие рекомендации вы дадите маме?

12. Опишите любую проблемную ситуацию с позиций разных теорий воспитания.

13. Придумайте примеры, демонстрирующие стадии морального развития по Л. Колбергу.

14. Учитель обратился к вам с просьбой. В его классе есть два постоянно дерущихся ребенка. Предложите, как нужно работать с этими детьми с точки зрения разных подходов.

15. На родительском собрании во втором классе учительница дала следующие советы по организации выполнения домашних заданий: начинать работу с письменных уроков (решение задач, выполнение упражнений), потом учить правила, добиваясь их буквального воспроизведения путем повторения. Заданные тексты, например, по чтению и природоведению, читать 2-3 раза вслух, а затем пересказывать. После этого надо ответить на вопросы, которые даны к тексту. Оцените эти советы с точки зрения развития учебных умений школьников.

16. Несколько учеников 11 класса школы, где Вы работаете психологом, решили записаться на платные курсы по скорочтению, чтобы лучше подготовиться к экзаменам. Они пришли к Вам за советом. Каким будет Ваше мнение?

17. Разработайте схему ориентировочной основы действия подведения под понятие для использования ее при усвоении одного из научных понятий.

18. Вы – школьный психолог. Учительница математики говорит Вам, что Петя Иванов из 6 «б», сидящий на последней парте, – отпетый двоечник, его ничего не интересует и он тянет класс назад. Она просит обследовать ребенка, чтобы дать рекомендации для перевода ребенка в другую школу. Какие характеристики психической сферы Пети Вы будете анализировать? Какие вопросы зададите учительнице Пети?

19. К Вам за консультацией обратилась мама девочки (8,5 лет), ученицы третьего класса. Маму волнуют проблемы дочери в обучении. Основные оценки по всем предметам – тройки. Особое беспокойство у мамы вызывает плохая память девочки, то, что она не может пересказать ни один текст, который читает. Ваши действия и советы?

20. Приведите пример обучения одному и тому же с точки зрения традиционного обучения и теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова

21. Приведите пример обучения одному и тому же с точки зрения традиционного обучения и теории П.Я. Гальперина

22. Приведите пример обучения одному и тому же (понятию, действию) с точки зрения бихевиористского и когнитивного подходов.

23. Сформируйте в соответствии с теорией П.Я.Гальперина одно понятие на выбор (прямой угол, биссектриса, млекопитающее).

 

Литература:

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., Академия, Смысл, 2006. С. 79-118, 171-245.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. С. С. 59-73, 145-250, 298-320, 327-366.

Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. С. 68-85, 137-156.

Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Психологические основы развития ребенка и обучения. – М.: Смысл, 2009. С. 187-226. или в Теории учения. Хрестоматия. Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. – М., 1998, с. 17-38.

Подольский А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения // Вопросы психологии, 1985, №5. С.

Подольский А.И. Психологическая система П.Я. Гальперина // Вопросы психологии, 2002, № 5. С.

Подольский А.И. Нет ничего практичней… (Еще раз об объяснительных и прикладных возможностях психологической концепции П.Я. Гальперина) // Нац. психол. журнал. 2006. №1. С. 54-57. ссылка https://www.psy.msu.ru/science/npj/journals/npj-no01-2006.pdf

Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002. С. С. 34-46, 266-293, 297-306.

Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2005.

Такман Б.У. Педагогическая психология. М., Прогресс, 2002.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 2004 и другие изд.

Хон Р.Л. Педагогическая психология. М., Академический проспект, 2005.

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. Часть 1. – М., 1981.

Цукерман Г.А. Система Эльконина- Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников // Вопросы психологии, 2005, 4. С. 84-95.

Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии, 1999, 6. С. 3-18.

Дополнительная литература:

ЛеФрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: Прайм Еврознак. М., Олма-Пресс, 2007.

ЛеФрансуа Г. Теории научения. Формирование поведения человека. Спб., Прайм- Еврознак, 2003. 278 с.

Лидерс А.Г., Фролов Ю.И. От Выготского к Гальперину. М., 1996.

Подольский А.И. Идобаева О.А., Идобаев Л.А. Подросток в современном мире. М., 2007.

Рождественская Н.А. Способы межличностного познания: психолого-педагогический аспект. М., 2004.

Степанова М.А. Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин // Вопросы психологии, 2000, №6.

Талызина Н.Ф. Пути использования теории планомерного формирования умственных действий в практике образования // Вестник МГУ, сер. 14. Психология, 1992, №4.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975

Теории учения. Хрестоматия. Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. – М., 1998.


Теоретические вопросы

1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими психологическими дисциплинами и педагогикой.

Предварительно полезно напомнить известную классификацию наук, предложенную философом Б.М. Кедровым. Согласно ей, психология занимает центральное место в системе наук и расположена в середине условного треугольника, углы которого отведены философии, общественным наукам и естествознанию. Между полюсами философии и естествознания расположены математические науки, между естествознанием и общественными наукам - технические науки и медицина, а между общественными науками и философией - педагогика. Наряду с техникой и медициной она является не фундаментальной, а прикладной наукой. В ее задачи входит использование фундаментальных знаний, добытых психологией, биологией, общественными науками применительно к решению проблем обучения и воспитания.

 

 

 

Предмет и задачи педагогической психологии

Термин "педагогическая психология" был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г.

Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.

Под объектом науки понимается та область действительности, на изучение которой направлена данная наука. Часто объект изучения фиксируется в самом названии науки.

Предмет педагогической психологии – психологические закономерности развития и изменения познавательной и личностной сферы человека в условиях обучения и воспитания.

Как показывает анализ точек зрения различных авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической психологии.

Например, В.А. Крутецкий считает, что педагогическая психология "изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах… закономерности формирования у школьников творческого активного мышления… изменения в психике, т.е. формирование психических новообразований"

Совершенно другой точки зрения придерживается В.В. Давыдов. Он предлагает считать педагогическую психологию частью возрастной психологии. Ученый аргументирует это тем, что специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения знаний учащимися, поэтому и преподавание той или иной дисциплины должно строиться по-разному. Более того, некоторые дисциплины в определенных возрастах вообще являются недоступными учащимся. Такая позиция В.В. Давыдова обусловлена акцентированием им роли развития, его влияния на ход обучения. Обучение рассматривается им как форма, а развитие - как содержание, которое в ней реализуется.

По другому определению, предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного.

Педагогическая психология изучает процесс учения: его структуру, характеристики, закономерности протекания. Педагогическая психология исследует также возрастные и индивидуальные особенности учения. Центральное место занимает изучение условий, дающих наибольший эффект развития.

В процессе учения человек усваивает не только интеллектуальный опыт, но и другие виды опыта: нравственный, эстетический и т.д. Когда речь идет об усвоении этих видов опыта, то этот процесс называют воспитанием. Таким образом, объектом педагогической психологии всегда являются процессы учения и воспитания. Во всех теориях учения объект один и тот же. Однако то, что изучается в этом объекте, т.е. собственно предмет исследования, зависит уже от теории.

 

Задачи педагогической психологии.

· раскрытие механизмов и закономерностей влияния обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

· определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

· определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

· определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

· определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

· определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач.

Педагогическая психология призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения. Ее центральной проблемой является выявление условий, обеспечивающих успешное усвоение знаний и умений, дающих высокий развивающий и воспитывающий эффект обучения. В педагогической психологии важное место занимает также задача изучения возрастных возможностей детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Структура педагогической психологии

Структуру педагогической психологии составляют три раздела:

1) психология обучения;

2) психология воспитания;

3) психология учителя.

 

1. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Психология обучения исследует, прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу педагогической психологии составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения.

2. Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.

Исследования в этой области направлены на изучение: содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных установок; различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях; структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности; условий и последствий психической депривации и др.

3. Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются: определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов; изучение эмоциональной устойчивости учителя; выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других.

Результаты психолого-педагогических исследований используются при конструировании содержания и методов обучения, создании учебных пособий, разработке средств диагностики и коррекции психического развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: