Система Эльконина-Давыдова




Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системеЭльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.

 

в 7 школах в настоящее время учат по системе эльконина-давыдова

+ n кол-во частных школ

 

1. В настоящее время образовательная система Эльконина – Давыдова продолжает набирать силы в массовой отечественной и зарубежной школах:

– по данным АПКиПРО классы системы Эльконина – Давыдова представлены в 69 регионах РФ, с численностью учащихся более 40 тыс. человек;

– разработаны учебно-методические комплекты по основным учебным предметам в начальной четырехлетней школе (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд, музыка), а также программы и учебные пособия для основной школы (5–6-й классы) в рамках Конкурса НФПК, а также экспериментальные учебные предметы (физика, география, биология, химия, математика, литература и русский язык) для основной школы (7–9-й классы);

– в 2000 году создана силами МАРО и Открытого института «Развивающее образование» (ОИРО) Экспериментальная площадка «Подростковая школа в системе Эльконина – Давыдова», в 2004 году Открытому институту присвоен статус Федеральной экспериментальной площадки МО РФ, которая работает по сетевому принципу и где идет разработка и апробация нового содержания и организационных форм обучения по предметам естественно-математического цикла;

– налажены контакты и идет работа над созданием совместного образовательного российско-американского проекта в области математического образования, построенного на принципах и идеях Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с использованием учебно-методического комплекта по математике для начальной школы авторов В.В. Давыдова, С.Ф. Горбова, Г.Г. Микулиной и О.В. Савельевой;

– проведена переподготовка более 50 000 учителей из разных регионов России. Созданы региональные центры развивающего обучения в 16 регионах России;

– организовано олимпийское движение школьников, обучающихся по системе РО, проведено 10 Международных олимпиад школьников, в которых приняло участие 3500 учеников 2–9-х классов из 34 регионов России. На местах стали проводиться региональные олимпиады школ РО;

– создана сеть школ через функционирование региональных центров (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Казань, г. Екатеринбург, г. Новосибирск,г г. Калининград, г. Самара, г. Ярославль, г. Волжский, г. Магнитогорск, г. Пермь, г. Улан-Удэ, г. Магадан, г. Южно-Сахалинск, г. Томск, г. Красноярск, г. Новокузнецк и др.) и сеть Экспериментальных площадок МАРО;

– по результатам мониторинга качества обучения в 2002–2003 учебном году в рамках широкомасштабного эксперимента получены высокие результаты по русскому языку (программа В.В. Репкина и др.) и литературе (программа Г.Н. Кудиной и др.) в начальной школе.

2. Создана целостная концепция начального образования в системе Эльконина – Давыдова, в которой описаны возрастные этапы построения начального этапа образования (1–5-й классы).

3. Разработана педагогическая технология контрольно-оценочной деятельности в начальной школе на основе принципа безотметочной системы обучения.

4. Разработана и описана модель организации учебного сотрудничества младших школьников.

5. Ведется в рамках проекта «Информатизации системы образования» НФПК и МОиН РФ разработка инновационного учебно-методического комплекса «Новая начальная школа» и ИУМК для основной школы.

6. Разработан программный комплекс «КОД» (контрольно-оценочная деятельность), с помощью которого возможен переход на новый уровень управления качеством образования в школе развивающего обучения.

7. В рамках Федеральной программы развития образования специалистами РО разработаны контрольно-измерительные материалы по мониторингу образовательных достижений выпускников начальной школы.

 

22.Психология воспитания: предмет, задачи и методы. Стили воспитания

Главная цель: воспитание является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе.

Задачи психологии воспитания:

1. Раскрыть психологические и личностные особенности и возможности каждого возрастного этапа, учёт которых позволит максимально развивать личность в каждом возрасте. В связи с этим - создание портрета личности для каждого возрастного периода.

2. Выявление качественных сдвигов в развитии личности ребёнка под влиянием воспитания. Выяснение того, как целенаправленные воспитательные меры взаимодействуют с внутренними психологическими особенностями человека, как это взаимодействие влияет на формирование его личности.

3. Изучение процесса формирования мотивационно-потребностной сферы: потребностей и мотивов, под влиянием которых складываются черты характера, привычки, развивающиеся под воздействием воспитания и обучения. Это особенно важно, так как «усвоение нравственных форм поведения без соответствующих мотивов ведёт к формированию своеобразного нравственного формализма».

4. Выяснение оптимальных с точки зрения целей воспитания условий педагогического воздействия.

5. Особенности современной ситуации детства требуют постановки актуальной задачи психологии воспитания, которую определила В.В. Абраменкова. Изучая детскую картину мира, систему отношений ребёнка с миром. Она говорит о том, что «устранение негативных факторов современной социальной ситуации развития детства возможно на путях гуманизации прежде всего отношений взрослого сообщества к миру детства, в обеспечении особого (одухотворённого) пространства детской жизни. Это даст ребёнку защиту от негативного влияния агрессивной среды, повысит уровень его психоэмоционального благополучия и нравственно-духовного здоровья… Гармонизация связей личности с миром является условием полноценного взросления… и критерием его личностного развития.»

Общая цель современного воспитания - сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

Специальные цели воспитания, соответствующие современным тенденциям общественного прогресса заключаются в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, которые честолюбиво стремятся к достижению успехов.
Средства и методы воспитания
В широком смысле слова под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.
Под психологическими средствами воздействия на личность (в узком смысле слова) мы понимаем действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним относят всевозможные виды научения (которые связаны с формированием поступков человека), убеждение, внушение, изменение социальных установок, преобразование когнитивной сферы, а также психотерапию, социально-психологический тренинг и другие виды психологической коррекции.
Средствами воспитания, например, могут быть личный пример воспитателя, образцы поведения демонстрируемые окружающими людьми. Средства воспитания по характеру воздействия на человека делятся на прямые и косвенные. Прямые средства воспитания предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом.
Косвенные средства воспитания содержат воздействия, которые реализуются с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитанника (например, чтение книг, просмотр кинофильмов, телевизионных и видеофильмов, ссылка на мнение авторитетного человека).
По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные.

Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя. Методов очень много. Классификация методов по критерию источников передачи содержания: словесные, практические и наглядные методы.
Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности:
1. Метод формирования сознания
2. Метод формирования поведения
3. Метод формирования чувств и отношений
Метод формирования сознания для того, чтобы передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Центральное место здесь занимает метод убеждения. Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов.
Метод формирования поведения – практические методы. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека.
Метод упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания).
Метод формирования чувств и отношения, стимулирующие познание и деятельность используются в единстве с методами формирования сознания и деятельнотси. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.
Разнообразные приемы могут быть сведены к 2 основным методам: оценке и требованию. В требовании педагогу важно, чтобы его требования к учащемуся стали его собственными требованиями. Требования делятся на побуждающие к действию (просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать. Оценки делятся на позитивные и негативные.
Методы влияния.
Влияние в воспитании – деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога.
4 основных способа влияния:
Убеждение включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания и предложения.
Внушение (суггестия). Внушающий вызывает у воспитуемого те представления, которые требуют действий с той же необходимостью, как если бы эти представления были получены непосредственно самим воспитуемым. Носит эмоционально-волевой характер и основывается на доверии.
Заражение чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием. Заражение основывается на переживании группой одних и тех же эмоций. Носит спонтанный характер.
Подражание – следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и копировании определенных черт характера другого.
Направленное (прямое и косвенное) и ненаправленное влияние.
Формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Классификация в зависимости от того как организованны учащиеся: массовые формы, кружковая-групповая и индивидуальная, викторина, конкурсы знаний и тд.
При осуществлении задач нравственного воспитания, может быть такие формы как круглые столы, диспуты, беседа на этические темы и тд.
Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Деятельность человека, направленная на изменение своей личности соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.
Самообучение - процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Самопознание: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самопринуждение, самоисповедь.
Самостимулирование: самоутверждение, самоодобрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничесние.
Принципы воспитания: ориентация на ценностные отношения, принцип субъектности.
Закономерности воспитания - адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Стили воспитания
Различают 4 типа воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.
Авторитетный (демократический). Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие - обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.
Либеральный. Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода? В каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.
Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, какимдолжен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.
Индифферентный (попустительский). Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому («пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.

Остановимся подробнее на двух особенно часто встречающихся типах воспитания: авторитарный и демократический.
Эти стили м.б. как в семье (отношения родители / дети), так и у педагога по отношению к детям группы, класса.
Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания — родителя или педагога.
Авторитарный стиль воспитания в значительной мере складывается под влиянием принятого в обществе стиля руководства и подчинения. Авторитарная власть как в обществе в целом, так и в какой-либо социальной группе способствует насаждению авторитарных отношений во всех сферах общественной жизни. Так, человек, вынужденный в своей профессиональной деятельности беспрекословно подчиняться начальству, стремится и в сфере семейных отношений насадить подобный тип подчинения. Тем самым он, в частности, компенсирует неудовлетворенность от собственного зависимого положения в служебной иерархии и стремится выступить в роли безусловного авторитета в доступной ему сфере — в семейных отношениях, в деле воспитания детей. Немалую роль играет при этом и с детства усвоенные стереотипы воспитания, которые демонстрировали человеку его собственные родители.

Противники авторитарного стиля указывают, что он приводит к формированию у воспитанника пассивной личностной позиции, конформизма, бездумной зависимости от навязанного авторитета. Эти аргументы во многом справедливы. Ребенок, с малых лет приученный только подчиняться, утрачивает творческое начало, стремится уходить от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности. В то же время формируется скрытая, бессознательная жажда власти. Обретя в зрелом возрасте достаточно высокий статус, такой человек как бы мстит окружающим за перенесенное в детстве унижение, прибегая в свою очередь к жестким методам руководства подчиненными и воспитания собственных детей.
В настоящее время педагоги и родители все чаще отказываются от этого метода воспитания, а вот в 60- 90х годах прошлого столетия это был основной метод воспитания, используемый в образовательных учреждениях и, часто, в семьях.

В противовес авторитарному выдвигается демократический стиль воспитания. В рамках такого подхода ребенок рассматривается уже не как объект воздействия, а как равноправный субъект взаимонаправленного диалога. Очевидно, что именно такой стиль является идеалом воспитания. Однако исключительная приверженность ему также чревата серьезными проблемами.

На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходу развития процесс постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости. Задача старших — чувствовать темп этого поступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозить или ускорить.
Таким образом, на ранних этапах развития ребенка некоторые элементы авторитарности в его воспитании полезны и необходимы. В ряде случаев следует не устраивать дискуссию о целесообразности какого-то действия, а однозначно потребовать его выполнения. Ребенок научается регулировать свое поведение постепенно; поначалу регулирующая функция принадлежит взрослому. Если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребенка долгое время продолжает оставаться спонтанным, импульсивным, безответственным. По мере взросления ребенок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, требования и ограничения как свои собственные жизненные установки. Этому способствуют здоровые отношения в семье, которые, утрачивая элементы авторитарности, становятся все более демократичными.

Итак, элементы авторитарного стиля воспитания на определенном этапе развития ребенка могут сыграть положительную роль. Но если отношения в семье постоянно строятся на авторитарных принципах, это приводит к искажениям в развитии личности. В равной мере и противоположная крайность может породить распущенность и личностную незрелость.

 

23.Гуманистический подход к воспитанию.

Цель воспитания в этом подходе видится в развитии, имеющихся у ребёнка потенций. Распространённая сейчас в представлениях многих современных людей идея развития, так поглотила человеческое сознание, что это понятие стало почти магическим. Если речь идёт о развитии то под этим подразумевается нечто очень положительное, хорошее или лучшее.
Этому подходу предшествует натуралистический подход к воспитанию, начавшийся с трудов Руссо, который мыслил ребёнка как существо неповреждённое, чистое, светлое. Этот позитивный, на первый взгляд, подход идеализирует ребёнка, игнорирует другую, повреждённою его часть. Воспитание, ставящее своей целью развитие различных задатков и способностей, осуществляет промах в главном. Если задать вопрос человеку, так понимающему воспитание: в чём он видит основную цель воспитания? Он сведёт её к развитию. Развитие для развития. Дальше тупик.
Без внутренней борьбы со своим злом никакое развитие не решит основной жизненной задачи. Особенно если под развитием понимается развитие интеллекта, прагматизма и т.п. «В светской педагогике целью воспитания считается развитие дарований, психических функций, умение достигать поставленных целей. В этом есть много ценного, но нельзя принимать средства за цели. Если все эти качества служат раскрытию душевной жизни, преображению или обожению, тогда мы на правильном пути.» Такой подход к воспитанию пронизан идеями гуманистической психологии, и других западных персоналистов, где эго-потребности, самость и самоактуализация являются центральными в развитии личности.

Г. Олпорт

Одним из главных постулатов теории Олпорта является положение о том, что личность представляет собой открытую и саморазвивающуюся систему.

Он исходил из того, что человек – прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Утверждая, что «личность – это открытая система», он как бы подчеркивал значение окружающего для ее развития, открытость человека для контактов и влияния внешнего мира.

При этом Олпорт утверждал, что это общение личности с обществом представляет собой стремление не к уравновешиванию со средой, а к взаимообщению, взаимодействию.

А. Маслоу

Одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, а наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно грозит смертью для личности.

Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и человека и общества.

К. Роджерс

Говоря о структуре «Я», Роджерс пришел к выводу о том, что. внутренняя сущность человека, его Самость выражается в самооценке, которая отражает истинную суть данной личности, ее «Я».

У маленьких детей эта самооценка бессознательна и представляет собой самоощущение. Тем не менее уже в раннем возрасте она руководит поведением человека, помогая понять и отобрать из окружающего мира то, что присуще именно данному индивиду – интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д. В более старшем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления, способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя.

В том случае, если поведение выстраивается именно на основе самооценки; оно выражает истинную суть личности, ее способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку. Результаты своей деятельности дают ему удовлетворение и повышают его статус в глазах других. Такому человеку не надо вытеснять свой опыт в бессознательное, так как его мнение о самом себе, мнение о нем других и его реальная Самость соответствуют друг другу, приводя к полной конгруэнтности, т.е. тождественности поля субъекта и реальной действительности.

Однако родители не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки, от своей Самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое собственное представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой.

Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, вступая в конфликт с окружающими, что рождает негативизм и агрессию. Стремление во что бы то ни стало отстоять себя, преодолеть давление взрослых также может нарушить истинную самооценку, так как в своем негативизме ребенок начинает протестовать против всего, что идет от взрослого, даже в том случае, если это соответствует его истинным интересам.

Однако чаще всего дети и не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это происходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого. Такое стремление заслужить любовь и привязанность окружающих он называет условием ценности, которое в крайнем своем проявлении звучит как желание быть любимым и уважаемым каждым, с кем человек входит в соприкосновение.

Однако проблема не только в том, что стараясь заслужить любовь других, человек отказывается от себя, от своей самоактуализации, но и в том, что при осуществлении деятельности, навязанной другими и не соответствующей истинным, хотя и не осознаваемым в данный момент желаниям и способностям, человек не может быть полностью успешен, как бы он ни старался и как бы он ни убеждал себя, что эта деятельность и есть его настоящее призвание. Необходимость постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности или недостаточной успешности, которые приходят к ребенку из внешнего мира, связана с боязнью изменить свою самооценку, к которой он привык и которую он уже считает действительно своей. Это приводит к тому, что ребенок вытесняет свои стремления, страхи и мнения окружающих в бессознательное, отчуждая свой опыт от сознания. При этом строится весьма ограниченная и ригидная схема окружающего мира и себя, которая очень мало соответствует реальности.

Исследования, проведенные Роджерсом, доказали, что успешная социализация человека, его удовлетворение работой и собой имеют прямую корреляцию с уровнем его самосознания. И эта связь более значима для нормального развития личности, чем отношение родителей к ребенку, их привязанность или отчуждение от него, социальный статус семьи и ее окружение.


24. Психоаналитические подходы к воспитанию

Развитие личности – перемещение сексуальной энергии по разным органам тела.

В соответствии с этим определением З. Фрейд выделяет стадии психосексуального развития личности. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития.

Таким образом, психоаналитические стадии – это стадии генеза психического течения жизни ребенка. В них отражено развитие «Оно», «Я», «Сверх-Я» и взаимовлияние между ними.

I. Оральная стадия (0 – 1 год): основной источник удовольствия сосредоточен на зоне активности, связанной с кормлением.

Состоит из двух фаз:

· ранняя (1-е полугодие жизни),

· поздняя (2-е полугодие жизни).,

Характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии – рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов.

В первое полугодие жизни ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка – это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает существования других объектов.

Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.

Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, при наилучшем уходе неизбежны ограничения. Они и есть источник дифференциации, выделения объекта.

Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним, согласно взглядам 3. Фрейда, достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.

Во второй половине оральной стадии, с появлением зубов, к сосанию добавляется укус, который придает действию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью.

Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на этой стадии развития как бы «замораживает» определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Ребенок, который не получает достаточного удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетворения и не может поэтому перейти на следующую стадию генетического развития.

На оральной стадии фиксации либидо у человека формируются некоторые черты личности:

· ненасытность,

· жадность,

· требовательность,

· неудовлетворенность всем предлагаемым.

Уже на оральной стадии люди делятся на оптимистов и пессимистов.

II. Анальная стадия (1 – 3 года): либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения.

На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и теперь она способна контролировать импульсы «Оно». «Я» ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью.

Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться «Сверх-Я» ребенка как часть его «Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка.

Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков:

· аккуратность,

· опрятность,

· пунктуальность.

· упрямство,

· скрытность,

· агрессивность,

· накопительство,

· экономность,

· склонность к коллекционированию.

Все эти качества – следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом уровне развития.

III. Фаллическая стадия (3-5 лет): ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы; дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям.

Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, – это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд назвал «эдиповым комплексом» для мальчиков и «комплексом электры» для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола.

Разрешение, или освобождение от «эдипова комплекса», совершается в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом.

Фаллической стадии соответствуют зарождение следующих черт личности:

· самонаблюдение,

· благоразумие,

· рациональное мышление,

· утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

IV. Латентная стадия (5 – 12 лет): снижение полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно», будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо пере- носится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

V. Генитальная стадия (12 – 18 лет): возвышение детских сексуальных стремлений; теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению.

Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регресса к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями.

На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Чтобы бороться, инстанция «Я» использует два новых механизма защиты:

· аскетизм (с помощью внутренних запретов он тормозит этот феномен),

· интеллектуализация (сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний).

· Основные концепции.

· Теория сепарации-индивидуации – теория детского развития.

· Маргарет Малер описывала развитие ребенка как проходящее три последовательные фазы – фазу нормального аутизма, фазу симбиоза и фазу сепарации-индивидуации, разделяя последнюю на четыре подфазы.

· Аутистическая фаза (первый месяц жизни ребенка). Новорожденный описывается как, в основном, биологическое существо с рефлекторными реакциями на стимулы. Его эго примитивно и неинтегрированно. Защитные механизмы – на соматическом уровне (типа переполнение – разрядка), поведение направлено на поддержание гомеостаза. Выживание ребенка целиком зависит от матери (или того, кто ее заменяет), т.е. от внешнего окружения, ребенок помещен во «внешнюю матрицу материнской заботы», и его главная задача – войти в состояние некоего «социального симбиоза» с матерью. На этой стадии ребенок не может различать внутренние и внешние стимулы и не выделяет себя из своего окружения.

· Симбиотическая фаза (2-ой – 5-ый месяцы жизни). Неспособный провести четкое различие между собой и матерью, ребенок переживает (галлюцинаторно) соматическое и психическое слияние с матерью. Мать «симбиотически организует» личность младенца. Примерно на третьем месяце жизни первичный нарциссизм ребенка начинает уступать место идентификации с матерью, возникает смутное осознание, что потребности удовлетворяются «внешним» объектом. Термин «симбиоз» Малер употребляет скорее метафорически (не в биологическом смысле), описывая его как состояние всемогущего слияния с представлением (репрезентацией) матери в общих (иллюзорных) границах.

· Подфаза дифференциации (5 – 9 мес.). Иногда называется стадией «вылупления» (из аутистической «раковины»). Ребенок (физически, не эмоционально) начинает отделять себя от внешних объектов, становится более активным, его внимание направлено «вовне», он учится использовать собственное тело. Ребенок покидает границы «двойного единства» с матерью, «прорываясь» в телесное чувство. В это время он вовлекается в процессы сравнивания (характерный для 8-и месяцев «страх незнакомцев»).

· Подфаза практики (10 – 15-16 мес.). Ребенок радостно исследует мир, «практикуя» свою «отдельность» и растущие моторные навыки. Нередко он удаляется от матери, вовлекается в самостоятельную деятельность, но всегда возвращается для «эмоциональной подзарядки». На



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: