В кафедральном богослужении К-поля VIII-XII вв.




В Типиконе Великой ц. IX-XI вв., определявшем кафедральное богослужение в столице Византии до нач. XIII в., служба Б. изложена для наиболее общего случая, когда и сам праздник, и день накануне приходятся на седмичные дни поста (т. е. когда 25 марта попадает на вторник, среду, четверг, пятницу); отдельные указания о случаях совпадения Б. с субботой или неделей вообще, с неделей Ваий, с Великими четвергом, пятницей, субботой, неделей Пасхи, понедельником Светлой седмицы, др. днями Светлой седмицы приводятся после основной статьи Типикона (Mateos. Typicon. T. 1. P. 252-259).

В навечерие Б. (т. е. 24 марта) в К-поле устраивалась лития (крестный ход) из храма Св. Софии в храм Пресв. Богородицы в Халкопратии (службы Богородичных праздников обычно проходили в этом или во Влахернском храмах - Mateos. Typicon. T. 2. P. 267), где совершалась вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, не имевшая праздничных особенностей. Вслед за этим пели торжественную παννυχίς (паннихис; в Типиконе Великой ц.- вечерняя служба накануне праздников и особых дней), это указание присутствует уже в к-польском «Месяцеслове Евангелий праздничных целого года» VIII в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 409-412; Скабалланович. Типикон. Вып. 1. С. 359).

На следующий день (25 марта) в храме Св. Софии (Великой ц.) служили утреню, на к-рой к Пс 50 прибавляли тропарь праздника Σήμερον τῆς σωτηρίας ἡμῶν τὸ κεφάλαιον̇ ( ) 4-го гласа. После утрени и τριτοέκτη (тритоэкти - «третье-шестой [час]»; в Типиконе Великой ц.- особая великопостная служба вместо малых часов дня), т. е. во 2-й половине дня, в храме Св. Софии читали εὐχὴ τοῦ τρισαγίου («молитва Трисвятого» - видимо, имеется в виду мирная ектения литургии) и с пением тропаря праздника шли с литией на Форум (где возглашалась сугубая ектения) и оттуда в храм Халкопратии, где совершалась литургия, начатая в Великой ц. Для литургии указаны: чтения Исх 3. 1b - 8a, Притч 8. 22-30, Евр 2. 11-18 (это же чтение указано для Собора Пресв. Богородицы 26 дек.); прокимны после 1-го и 2-го чтений (праздничный (Пс 95. 2b, стих: Пс 95. 1, глас 4) и общий для вечерних великопостных служб «Да исправится» (из Пс 140)); аллилуиарий 1-го гласа (стихи: Пс 71. 6, 7) и Евангелие Лк 1. 24-38; 2 причастна - общий Богородице (Пс 115. 4) и благовещенский (Пс 131. 13).

В случае совпадения Благовещения с субботой или неделей, когда литургия не может совершаться во 2-й половине дня, паремии (Исх и Притч) переносятся на вечерню накануне и к ним добавляется общая богородичная паремия Притч 9. 1-11. По Канонарю X-XI вв. из Синайской б-ки (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 215-216), близкому к Типикону Великой ц., совершается уже более торжественная служба: на вечерне под Б. независимо от дня недели читаются 3 общие богородичные паремии (Быт 28. 10-17, Иезек 43. 27-44. 4, Притч 9. 1-11), а на утрене 25 марта - общее богородичное Евангелие (Лк 1. 39-49, 56).

Типикон Великой ц. не уточняет, какая литургия совершалась в праздник Б., выпавший на будний день поста, полная или Преждеосвященных Даров, но на основании Трул. 52 можно утверждать, что полная; студийские Типиконы (см., напр., ГИМ. Син. 330. Л. 162 об., XII в.) уточняют, что только в храмах, посвященных Божией Матери, служили полную литургию, в др.- Преждеосвященных Даров.

В Студийском уставе


Богоматерь. Фрагмент створки триптиха. XI в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

использовавшемся в мон-рях (а возможно, и в приходских храмах) Византии в IX-XII вв., а на Руси повсеместно - в X-XIV вв., празднование Б. уже имеет вид трехдневного цикла, в к-рый помимо собственно праздника 25 марта входят однодневные пред- и попразднство. 26 марта, день попразднства, вероятно по аналогии с праздниками Рождества Христова и Богоявления, получает название Собора арх. Гавриила. Возникает богатый гимнографический материал, посвященный Б.; с X-XI вв. в связи с окончательным оформлением Минеи он помещается в этой богослужебной книге. Кроме подробного описания служб в обычном случае (когда Б., его пред- и попразднство приходятся на седмичные дни поста) в разных редакциях Студийского устава появляются Благовещенские главы - обширные указания о соединении служб Минеи и Триоди в случае совпадения Б. с особыми днями и праздниками триодного цикла.

Порядок совершения служб (в типичном случае) следующий. Предпразднство Б. открывается вечерней под 24 марта (23-го вечером), на к-рой на «Господи, воззвах» к стихирам Триоди прибавляются стихиры предпразднства и к-рая переходит в литургию Преждеосвященных Даров (если 23 марта не приходится на воскресенье или субботу). На утрене 24 марта, совершаемой по-постовому (с Аллилуия), вместе с трипеснцами Триоди поется канон предпразднства. На вечерне под праздник (24-го вечером) на «Господи, воззвах» к стихирам Триоди прибавлены стихиры Б., а к 2 паремиям дня - 3 общих богородичных; совершается литургия Преждеосвященных Даров. Повечерие бывает с сокращениями. На утрене 25 марта поется «Бог Господь» с троекратным тропарем праздника ( ); есть степенны (1-й антифон 4-го гласа), прокимен и Евангелие; канон - только праздника; к утренним стихирам Триоди прибавлены стихиры Б. Кафизмы на часах (или даже сами часы) в день Б. отменены. Характерная особенность праздника Б., отличающая его в Студийском уставе от проч. (об этом в связи с Б. говорят наиболее ранние студийские памятники - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 236),- совершение перед вечерней 25 марта вечером литии (крестного хода) с исхождением за пределы мон-ря, во время к-рой поется тропарь Б. На вечерне на «Господи, воззвах» указаны стихиры Триоди, праздника и арх. Гавриила; к 2 паремиям дня, исполняемым со своими прокимнами, прибавлены 2, посвященные Б., после к-рых возглашается вечерний великопостный прокимен « »; далее, после ектении и Трисвятого, следует литургия свт. Иоанна Златоуста, начиная с чтений. Паремии на вечерне и литургийные чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. (так же как и вспомогательные песнопения; однако причастен - только Б.). Указания различных редакций Студийского устава о повечерии 25 марта вечером не совпадают между собой. 26 марта на утрене поется Аллилуия; к трипеснцам Триоди прибавлены каноны Б. и арх. Гавриила. Утреней 26 марта празднование Б. заканчивается (тем не менее нек-рые редакции Студийского устава продлевают празднование до вечерни в этот день вечером), но если 26 марта попадает на субботу, то на утрене вместо Аллилуия поется «Бог Господь» и вся служба идет по праздничному чину (песнопения Триоди отменяются). Из святоотеческих чтений студийские Типиконы обычно назначают слова Григория Неокесарийского, Андрея Критского и Иоанна Златоуста (распределение различно; наиболее стабильно положение слова Андрея Критского по 3-й песни канона утрени 25 марта).


Благовещение. Икона-тетраптих «Двадцать праздников». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент

Соответствуя друг другу в целом, разные редакции Студийского устава - такие, как Студийско-Алексиевский Типикон (отражает к-польскую студийскую практику 1-й пол. XI в.; это наиболее архаичный из сохранившихся полных студийских Типиконов; использовался на Руси до кон. XIV в.; текст см.: Пентковский. Типикон. С. 332-341), Евергетидский Типикон (отражает практику реформированного к-польского монашества кон. XI в.; текст см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 429-444), Георгия Мтацминдели Типикон (отражает афонскую практику сер. XI в.; выписки см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 256-260), Мессинский Типикон (отражает южноитал. (точнее, калабро-сицилийскую) практику XII в.; текст см.: Arranz. Typicon. P. 129-144), Николо-Казолянский Типикон (отражает южноитал. (точнее, отрантскую и гроттаферратскую) практику XII в.; текст см.: Toscani Th. Ad Typica Graecorum ac praesertim ad Typicum cryptoferratense s. Bartholomaei abbatis animadversiones. R., 1864. P. 56-64 и Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 828-830),- отличаются целым рядом подробностей: 1) корпус стихир и седальнов в различных студийских Типиконах примерно один и тот же, но распределены они по дням и службам различным образом; 2) 24 марта, согласно Студийско-Алексиевскому и Евергетидскому Типиконам, службы Триоди и предпразднства Б. соединяются со службой сщмч. Василия, что выражается в прибавлении стихир святого на «Господи, воззвах» на вечерне и канона святого на утрене (в афонском и итал. Типиконах службы святого нет); 3) Евергетидский Типикон кроме тропаря праздника использует для прославления события Б. 2 воскресных богородична (4-го гласа « » и 1-го гласа « »), указывая 1-й для повечерия под 24 марта и утрени 24 марта, а 2-й для утрени 26 марта (на обеих утренях - на Аллилуия; согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, здесь поются обычные постовые троичны; согласно афонскому и итал.- тропарь праздника « » (но Мессинский Типикон для Аллилуия утрени 24 марта имеет особый тропарь Б. «̓Απεστάλη Γαβριὴλ» (Послан был Гавриил)); в конце утрени 26 марта и Евергетидский, и афонский, и итал. Типиконы указывают петь тропарь праздника); 4) Евергетидский и Мессинский Типиконы имеют 24 марта после повечерия особую праздничную службу - паннихис, на к-рой выпеваются трипеснцы Триоди с утрени 25 марта; Евергетидский Типикон назначает для этой службы особый праздничный канон с кондаком 6-го гласа « » (по Мессинскому Типикону этот кондак исполняется на утрене 24 марта; в др. Типиконах он для служб благовещенского цикла не указан); 5) на праздничной утрене 25 марта к-польские Студийско-Алексиевский и Евергетидский Типиконы указывают стихословие кафизм (двух и трех соответственно), афонский и итал. Типиконы заменяют кафизмы, как и на др. праздники, тремя антифонами (Пс 134, 81, 148); 6) только Евергетидский Типикон предписывает петь на утрене 25 марта полиелей 7); в к-польских Типиконах на утрене 25 марта перед Евангелием звучит особый прокимен Б. (« » (конкатенация Пс 95. 2b и 97. 3d) со стихом Пс 95. 1), в афонском и итал.- общий прокимен Богородице (Пс 44. 18a); 8) Студийско-Алексиевский Типикон не отменяет трипеснцы Триоди на утрене 25 марта; 9) эта утреня в Студийско-Алексиевском Типиконе оканчивается по-обычному (со стиховными стихирами; Студийско-Алексиевский Типикон знает т. н. праздничное окончание утрени только в Великую субботу), остальные Типиконы предписывают праздничное окончание (с утренним славословием в кафедральной редакции (см. ст. Великое славословие) и без стиховных стихир); 10) в день праздника, согласно афонскому и итал. Типиконам, часы без кафизм, а согласно ранним к-польским - отменены вовсе (по Евергетидскому - кроме 1-го); 11) Евергетидский и Мессинский Типиконы содержат упоминание об особом стихе («Радуйся, Двере Божия»), возглашаемом при возвращении праздничной литии в храм; 12) в Мессинском Типиконе нет стихир арх. Гавриила на вечерне 25 марта вечером; 13) на утрене 26 марта к-польские Типиконы указывают 2 кафизмы, афонский и итал.- по 1; 14) Евергетидский и Мессинский Типиконы указывают для этой утрени особые хвалитные стихиры; 15) последняя служба благовещенского цикла по к-польским Типиконам - утреня 26 марта; по афонскому и итал.- вечерня 26-го вечером, на к-рой поются стихиры праздника и после к-рой (согласно, напр., Типикону Георгия Мтацминдели) бывает «утешение».


Богородица. Икона. XII в. (Музей в Охриде)

В случае совпадения Б. с субботой или неделей, когда литургия не может быть совершена на вечерне, 2 паремии Б. переносятся на вечерню накануне; студийские Типиконы отменяют в случае попадания Б. на обычную субботу поста (но не на неделю или на особую субботу - Лазареву или Великую) службу Триоди и, как правило, предписывают петь на литургии общие кафедральные антифоны (к-рые в Студийском уставе имели характер «полупраздничных»; ныне - будничные антифоны) и входный стих « ». Кроме того, студийские Типиконы содержат обширные Благовещенские главы (описывающие порядок служб при совпадении дней благовещенского цикла с особыми днями поста), объем к-рых в более поздних Типиконах увеличивается.

С праздником Б. исторически связана суббота Акафиста; в студийских Типиконах эта связь ярко выражена. По Студийско-Алексиевскому Типикону, 24 марта на утрене к канонам предпразднства и сщмч. Василия прибавляется канон Акафиста, к-рый в самой службе субботы Акафиста назван «каноном Благовещению» (Пентковский. Типикон. С. 244, 332). По Типикону Георгия Мтацминдели, последование Акафиста совершается не в 5-ю субботу Великого поста, а в субботу перед Б. Мессинский Типикон предписывает петь последование Акафиста вообще не в субботу только, но за 5 дней до Б. (Arranz. Typicon. P. 223-224). С Мессинским Типиконом согласуется Триодь итал. происхождения (Crypt. Δ. β. IV, X в.), где указано, что «канон Пресвятой Богородицы поем с Акафистом за пять дней до Благовещения». Для повечерия 24 марта вечером Мессинский Типикон указывает канон Акафиста. Евергетидский Типикон ничего не говорит о пении Акафиста Богородице накануне праздника Б., но если праздник совпадет с субботой Акафиста, то канон Акафиста и первые 12 икосов Акафиста Богородице поются на паннихис, оставшиеся 12 икосов - на утрене после 6-й песни канона. Все студийские Типиконы указывают в качестве кондака Б. по 6-й песни канона утрени 25 марта проимий Акафиста Борогодице « ».


Арх. Гавриил. Икона. XII в. (Музей в Охриде)

В Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах после описания богослужения Б. в пасхальный период содержится небольшая глава о возможности совершения полной литургии, когда Б. попадает на Великую пятницу, где отмечено, что полная литургия на Б. в седмичные дни поста служится только в храме, посвященном Богоматери, а в проч.- Преждеосвященных Даров. Далее, Евергетидский Типикон предлагает особое «толкование о Благовещении», по к-рому при выпадении праздника на период от Великого четверга до Пасхи возможно раздельное совершение благовещенского и дневного последований, каждого по своему чину: утрени Б. и дня, не соединяясь, служатся подряд; такая же практика существовала в олимпийских мон-рях в XII в. (Hieros. Sab. 312. Fol. 64v, 1201 г.- Παπαδόπουλος-Κεραμεῦς ̓Α. ῾Ιεροσολυμιτικὴ βιβλιοθήκη. СПб., 1894. Т. 2. С. 443-444).

В Иерусалимском уставе

на к-рый с XIII в. переходят греч. Церкви, с XIV в.- южнослав., а с кон. XIV - нач. XV в.- рус., основанные на студийской традиции последование праздника Б. и набор Благовещенских глав получили окончательное развитие и достигли своего совр. состояния. В Иерусалимском уставе, редакции к-рого различаются между собой незначительно (по сравнению с редакциями Студийского устава), благовещенский цикл состоит из 3 дней и содержит в основном те же гимнографические и библейские тексты, что и в студийских памятниках; главное отличие от последних - совершение под Б. всенощного бдения (начинающегося не с вечерни, как обычно, а с великого повечерия). Целый ряд особенностей празднования Б. сближает его с праздником Рождества Христова (хотя, в частности из-за поста, Б. празднуется менее торжественно): у Б. есть предпразднство; под сам праздник служится великая вечерня без кафизмы и (если день седмичный) с литургией Преждеосвященных Даров; праздничное бдение включает великое повечерие, 2-ю часть вечерни, утреню и 1-й час; на др. день (26 марта) празднуется Собор арх. Гавриила - подобно Собору Пресв. Богородицы.

В греч. иерусалимском Типиконе, изданном в 1577 г. в Венеции (это одно из первых печатных изданий), службы благовещенского цикла (когда они приходятся на седмичные дни поста) совершаются описанным ниже образом (Fol. 45-48v, 110-117v). 24 марта на вечерне и утрене служба Триоди соединяется со службой предпразднства так, как если бы это была служба рядового святого (но рядовые богородичны заменены праздничными). Часы читаются поскору, чтобы не утомиться перед бдением. На вечерне под 25 марта кафизмы нет; на «Господи, воззвах» стихиры на 10 (дважды самогласен (мученичен отменяется), 3 подобна Триоди и 3 стихиры праздника на 5 (две первые по дважды), « » - праздника); после входа и « » - 5 паремий (2 дневные и 3 общие Богородице), « » и проч. последование литургии Преждеосвященных Даров. На трапезе предлагаются пища с елеем и вино. «Около 1-го часа ночи» (т. е. вскоре после захода солнца) в храме начинается праздничное всенощное бдение, открывающееся возгласом иерея и каждением и состоящее из великого повечерия, 2-й части вечерни (включающей литию, стиховные стихиры, « », Трисвятое, благословение хлебов), утрени и 1-го часа. На 2-й части вечерни все изменяемые песнопения только Б.; по ее окончании (во время вкушения благословенных хлебов) читается «слово праздника». Утреня имеет следующие особенности: поется «Бог Господь» с тропарем Б. (трижды); стихословятся 3 кафизмы (по 1-й пропеваются оба седальна Триоди (седальны гласа отменяются); по 2-й и 3-й - седальны праздника); далее следуют полиелей, степенны (1-й антифон 4-го гласа), прокимен, Евангелие, Пс 50 со стихирой Б., литийное прошение - все по обычному чину (прокимен и Евангелие те же, что и в к-польских студийских Типиконах); канон праздника поется с трипеснцами, 9-я песнь исполняется как в самые большие праздники; на хвалитех - «Всякое дыхание» и стихиры праздника; славословие будничное; утренние стиховны из Триоди (с мученичном), « » - праздника; утреня оканчивается, как в будние дни вне поста (но с 3 земными поклонами). К утрене без отпуста присоединяется 1-й час (с кафизмой; на часе читаются тропарь и кондак Б.; в конце - 3 земных поклона); бдение заканчивается отпустом и помазанием братии елеем. Перед 3-м часом совершается лития - обхождение мон-ря с пением тропаря и кондака праздника; далее 3-й и 6-й часы и чтение слова свт. Иоанна Златоуста «Πάλιν χαρᾶς εὐαγγέλια». «Около 9 часа» (приблизительно в 15.00) читаются 9-й час с кафизмой и поскору изобразительны. Сразу начинается вечерня с полной литургией (в обычном случае - свт. Иоанна Златоуста); на ней кафизмы нет; на «Господи, воззвах» 11 стихир (дважды самогласен и 3 подобна Триоди, 3 Б. и 3 арх. Гавриила (последняя со своим стихом), « » - праздника), во время к-рых совершается протесис (проскомидия); далее вход с Евангелием, « », 2 паремии дня со своими прокимнами и 2 паремии Б., великопостный прокимен « », малая ектения и, начиная с Трисвятого,- полная литургия (чтения и литургийные песнопения те же, что в Типиконе Великой ц. и Студийском уставе). На трапезе - «утешение братии велие»: в этот день разрешено вкушение рыбы (запрещенное Иерусалимским уставом для периода Четыредесятницы), вина и елея, а в Страстную седмицу - только вина и елея (в Великие пятницу и субботу - вина и невареной пищи без елея). Если Б. попадет на субботу или неделю, литургия совершается утром (вечерня же - в свое время); при празднике в неделю на литургии - входный стих (тот же, что и в Студийском уставе). Повечерие поскору, без поклонов и канона. На др. день (26 марта) утреня - с Аллилуия, на к-рой к песнопениям Триоди прибавляются благовещенские и арх. Гавриила; этой утреней празднование Б. и заканчивается.

Указания печатных рус. Типикона, изданного в Москве в 1633 г., и греч. Типикона 1577 г. почти буквально соответствуют друг другу. В отличие от них первопечатный рус. Типикон 1610 г. содержит ряд особенностей: в предпразднство Б. не отменяется пение Октоиха; имеется детальное описание порядка литии вне мон-ря (представляющее собой видоизмененный чин молебна) и др. (Л. 630-631об.; 140).

В Типиконе, принятом ныне в РПЦ ([Т. 1.] С. 533-588), богослужение благовещенского цикла описано подробнейшим образом. Указания совр. рус. Типикона близки к указаниям греч. 1577 г., но в рус. значительно больше количество и объем Благовещенских глав; кроме того, в описании служб присутствуют значительные нововведения: 1) на вечерне под праздник, случившейся в будний день поста, как вариант предусмотрено отсутствие литургии Преждеосвященных Даров (на практике, если 24 марта - понедельник, вторник или четверг, литургию Преждеосвященных Даров, как правило, не совершают; эта поздняя практика разрушает аналогию между празднованием Рождества Христова, где в навечерие великая вечерня завершается литургией, и Б.; древняя традиция совершать 24 марта литургию Преждеосвященных Даров, если эта дата приходится на любой будний день поста, должна быть признана предпочтительной); 2) из чина вечерни в день праздника справщики кон. XVII в. исключили пение « », аргументируя свое решение некорректной ссылкой на Иоанна Постника (Типикон. [Т. 1]. С. 545), хотя этот прокимен присутствует в чине благовещенской литургии (когда она случается в седмичный день) во всех без исключения Типиконах X-XVII вв. Входный стих исключен из описания благовещенской службы в неделю (кроме Недели ваий).

Древнейшие иерусалимские Типиконы после Благовещенских глав помещали, вслед за студийскими, схолию о празднике, где оговаривалось совершение полной литургии в Великую пятницу только в храмах, посвященных Пресв. Богородице; в более поздних Типиконах (включая совр. рус.) говорится о полной литургии независимо от посвящения храма; кроме того, древнейшие рукописи Иерусалимского устава назначали для Б. чтение слов палестинских авторов - Софрония Иерусалимского или Нила (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 44-46; 94).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: