Бескорыстное служение, или сева 1 глава




Сатья Саи Баба, суть деятельности которого хорошо выражает Его фраза «Моя жизнь – Мое посла- ние», бескорыстно служит людям на протяжении вот уже шестидесяти с лишним лет. Не случайно Его ключевыми изречениями являются «Люби всех, служи всем» и «Помогай всегда, не вреди никогда». Поэто- му не удивительно, что Свами, который Сам самоотверженно служит Своим бхактам, ожидает, что и они, после необходимой трансформации сознания – чему Он всячески способствует – будут проявлять свою преданность в форме активной любви к ближнему. Не случайно, что созданная Им «Организация Севы Шри Сатья Саи» содержит в своем названии санскритское слово «сева» (бескорыстное служение), являю- щееся здесь ключевым.1).

 

«Сева, во всех своих формах, является духовной практикой, очищающей душу человека. Без вдохно- вения, даваемого этим видом духовной практики, человеческое стремление служить своему ближнему может постепенно исчезнуть или перерасти в гордыню».

«Решив бескорыстно служить людям, вы должны очистить свое сердце. Бог не спрашивает о том, где, когда и сколько вы помогаете людям. Его интересуют лишь мотивы, побуждающие вас к слу- жению».

«Бескорыстное служение - это сама суть преданности Богу, истинный дух Его приверженцев, их природа».2)

В этих словах Бабы обнаруживается тот дух, который пронизывает и скрепляет всю Его организа- цию, потому что сева, бескорыстное, основывающееся на любви к ближнему служение, с самого начала являлась основой этого движения, объединяющей преданных почитателей Свами.

Люди, искавшие еще у молодого Бабы утешения и облегчения своего жребия, неизбежно попадали в руки Шримати Карнам Суббаммы, которая самоотверженно заботилась о них. Эту женщину можно с полным основанием назвать первой преданной почитательницей Бабы и Его первой «севадалкой», готовой бескорыстно служить ближним. В те годы, когда во время главных праздников поток верующих, приезжа- ющих в Путтпарти, резко увеличивался, Баба начал выбирать из числа Своих бхакт способных и преданных людей и благословлять на оказание бескорыстной помощи гостям ашрама. В середине шестидесятых годов они были объединены в особые группы, призванные оказывать людям помощь и следить за порядком во время поездок Бабы в различные города, а также в период проведения праздников в Прашанти. Членов этих групп, провозгласивших своей главной целью служение ближнему, стали называть севадалами. В августе 1965 года в Бомбее было зарегистрировано объединение, целью которого было осуществление на практике учения Бхагавана Бабы. Оно явилось первым «Шри Сатья Саи Сева Самитхи» (объединением). Скоро по- добные «Самитхи» появились и в других городах страны.

18 марта 1963 года в Прашанти Нилаям группа музыкантов и певцов создала «Общество исполни- телей бхаджанов, посвященных Шри Сатья Саи Бабе» (Шри Сатья Саи Баба бхаджан мандали). Ранее такие общества были созданы в других местах штата Андхра Прадеш, а также в Тамилнаду, Карнатаке, Ориссе и т.д. В этих обществах бхаджаны проводились на основе определенных правил. Постепенно «Сева Са- митхи» и «Бхаджан Мандали» стали неотъемлемой частью Организации Саи и на Первой Всеиндийской Конференции этой организации, проводившейся в апреле 1967 года в Мадрасе, были выработаны единые правила для всех центров. В работе Второй Конференции, состоявшейся через год в Бомбее, впервые при- няли участие также и иностранные группы. Начиная с 1975 года, Глобальная Организация Саи созывает Всемирный Конгресс раз в пять лет. Конференции Индийской Организации Сатья Саи проводятся чаще. В 1985 году Организация Саи окончательно сформулировала три основных направления своей деятельности - это духовность, образование, служение (сева). На Всемирном Конгрессе, проводившемся в 1995 году, Ор- ганизацию Саи представляло более 1600 центров. Количество делегатов, прибывших из 137 стран, равня- лось 25000 тысячам. Делегаты выработали программу на следующие пять лет. Прежний символ организа- ции (пять религий мира) был заменен на новый, представляющий пять общечеловеческих ценностей - ис- тину, праведность, внутренний мир, любовь, невреждение. Сегодня только в Индии существует более 15


тысяч центров Сатья Саи, являющихся частями четкой, глубоко эшелонированной организационной струк- туры, с президентом, находящимся в Индии, и координаторами в других странах.3)

Каковы цели и задачи Организации Саи, не представляющей какой-то одной определенной религии и не ставящей перед собой миссионерских задач, а являющейся просто духовным движением? Свами отве- чает на этот вопрос так: «Саи решил преобразовать человека и общество, содействуя процессу их возрож- дения и позитивного взаимовлияния. Для достижения этой цели, а также для духовного возвышения чело- века и была основана Организация Сатья Саи и ее центры во всех странах». 4)

В хартии Свами, которую Он вручил 14 января 1981 года представителям Своей Организации, го- ворится, что она является духовным объединением, имеющим своей целью возрождение Санатана Дхармы (вечного духовного учения и праведного образа жизни) на всем земном шаре. Организация Сатья Саи при- нимает в свои ряды людей всех вероисповеданий, национальностей и каст и стремится восстановить среди них дух единства и братства. В хартии Сатья Саи Бабы написано, что организация должна «помогать лю- дям осознать их божественную природу». Причем основные принципы учения Саи - Истина(Сатья), Пра- ведность(Дхарма), Внутренний Мир(Шанти), Духовная Любовь(Према) и Невреждение должны соблю- даться всеми членами Организации Саи, что неизбежно должно привести к распространению этих мораль- но-этических ценностей во всем мире. Для того чтобы люди начали стремиться к осознанию своей боже- ственной природы, прежде всего, необходимо изменить их образ мышления.

Ядром Организации являются центры и группы Саи. Они объединяют людей, желающих соблюдать определенные морально-этические предписания, заниматься духовной практикой и бескорыстно служить своим ближним. Организация Саи помогает членам центров и групп осуществлять это, а они, в свою оче- редь, оказывают ей поддержку. Председателю «Всемирной Организации Сатья Саи», чья штаб-квартира находится в Индии, помогает небольшой «Центральный офис». В каждом из пятнадцати регионов мира имеется свой «Главный координатор», являющийся представителем «Центрального офиса». Эти люди от- вечают за распространение информации и координацию деятельности в своем регионе. Германия, напри- мер, относится к третьему региону северной Европы. В отдельных странах были также созданы «Коорди- национные комитеты», а в тех странах, где имеется больше десяти центров - «Главные советы». За преде- лами Индии в 157 странах насчитывается 2100 центров Саи.

Активный член Организации Саи должен соблюдать данные Аватаром три правила жизни, три принципа и девять правил поведения.

 

«Вы должны соблюдать следующие правила жизни: любить Бога, придерживаться нравственных норм общества, не совершать греховных поступков! Только тот, кто соблюдает три этих правила, мо- жет называться человеком в истинном смысле этого слова. Их обязан соблюдать каждый член Органи- зации Сатья Саи. Это должно стать целью вашей жизни и в результате освятит ее».

Член Организации Саи также обязан придерживаться трех следующих принципов:

 

1. Каждый член Организации Сатья Саи должен заботиться о своем духовном развитии.

2. Необходимо глубоко верить в то Имя, которое носит Организация, а также способствовать тому, чтобы оно стало общеизвестным. Но делать это нужно в соответствии с учением Аватара.

3. Вы также должны вести праведный образ жизни и приобрести хорошую репутацию. Это все, что необходимо».

Принимая во внимание цели Организации Саи, каждый ее член должен написать заявление, в кото- ром говорится, что он готов соблюдать следующие девять правил поведения, являющиеся разновидностью духовной практики. Они должны стать неотъемлемой частью Его повседневной жизни:

 

1. Ежедневная медитация и молитва.

2. Еженедельные духовные песнопения или молитвы совместно с членами семьи.

3. Участие в учебных программах по духовному развитию и воспитанию детей, разработанных Организа- цией.

4. Участие хотя бы один раз в месяц в совместных духовных программах, проводимых Организацией.

5. Добровольная работа на благо всего общества и участие в аналогичных программах Организации.

6. Регулярное изучение литературы Саи.

7. Соблюдение принципа «ограничения желаний» и использование сэкономленных средств для оказания по- мощи людям.

8. Говорить с людьми мягко и с любовью.

9. Не отзываться плохо о других людях, особенно в их отсутствие.


Те, кто занимают какую-либо должность в Организации или являются ее активными членами, должны строго соблюдать все вышеперечисленные правила поведения. В Организации нет членских взно- сов или каких-либо других финансовых обязательств.

В ноябре 1985 года Сатья Саи Баба призвал к «Мирному сосуществованию всех народов земли», дав программу всеобщего отказа от применения насилия. Он также провозгласил десять принципов, пред- ставляющих собой определенную духовную практику предназначенную, в первую очередь, для членов О р- ганизации Саи.

 

1. Патриотизм и лояльность по отношению к другим государствам

2. Уважение всех религий, любовь к людям и осознание братства всего человечества

3. Соблюдение внутренней и внешней чистоты

4. Помощь нуждающимся

5. Честность и неподкупность

6. Обуздание зависти и ревности

7. Равное отношение ко всем людям

8. Самообслуживание и служение обществу

9. Любовь к Богу

10. Боязнь греха и законопослушность.

 

«Организация Сева Сатья Саи» является уникальным объединением, так как им руководит и при- нимает непосредственное участие в его работе сам Аватар. Кроме того, каждый севадал сам оплачивает свои расходы, возникающие в ходе служения. В Организации не существует каких либо фондов или накоп- лений, из которых им могли бы возместить расходы.

Хорошее представление о размахе деятельности Организации в области севы, или бескорыстного служения дают отчеты, раз в полгода представляемые в Прашанти Нилаям ее филиалами, существующими в каждом индийском штате. В этих отчетах приводятся сведения о числе севадалов, о посещении тюрем, приютов, детских домов, больниц, богаделен, домов для умственно отсталых, о помощи бедным (Нараян сева), о ветеринарных и медицинских лагерях, а также о числе усыновленных и удочеренных сирот.

Особая задача возлагается на севадалов в ашраме Прашанти Нилаям. Ввиду огромного количества людей приезжающих в ашрам, число которых часто исчисляется многими десятками тысяч, для обеспече- ния порядка в Прашанти каждый индийский штат откомандировывает на срок не менее двух недель 750 севадалов, приезжающих за свой счет даже из самых отдаленных мест индийского субконтинента. Поло- жительное воздействие севы в Прашанти Нилаяме сказывается на всей стране, потому что севадалы, при- езжающие в ашрам со всех уголков Индии, возвращаясь назад, делятся опытом служения и той радостью, которую они испытали, работая там, где родился Аватар Кали-юги.5)

В такой стране как Индия, с ее огромным народонаселением и определенной отсталостью во мно- гих областях, например в сфере всеобщего здравоохранения, нехватка всего настолько огромна, что кажет- ся, усилия волонтеров уходят как вода в песок. Тем не менее, не стоит недооценивать работу, которую со- вершают более 30000 тысяч обученных севадалов.

Севадалы, как правило, являющиеся квалифицированными работниками в самых различных обла- стях, могут оказывать помощь практически в любой сфере. Они полны инициативы и изобретательности и способны найти выход из самой сложной ситуации. Порой, кажется, что этим людям все по плечу. Так, к своему великому удивлению, жители одной индийской деревни могли наблюдать, как нежные студентки одного из университетов Бабы взяли в руки кирки и лопаты и под палящими лучами солнца начали копать длинную дренажную канаву, чтобы избавить этот населенный пункт от нечистот. Они также прокладывают дороги в совершенно непроходимых местах, сооружают навесы, защищающие людей от палящих лучей солнца на автобусных остановках, или организуют медицинские лагеря, в которых оказывают бесплатную медицинскую помощь, как правило, около 100 врачей. Один севадал Бабы, являющийся глазным хирургом, вот уже 25 лет ездит по всей Индии, совершая в различных медицинских лагерях бесплатные операции. Люди подсчитали, что за это время он сделал несколько десятков тысяч операций по удалению катаракты, причем почти всегда с положительным результатом.6)

Эти медицинские лагеря обычно устраиваются в отдаленных местностях, в которых нет ни врачей, ни больниц. В штате Тамилнаду в таких медицинских лагерях только в 1979 году была оказана помощь 30000 пациентам. Кроме врачей, в этих полевых госпиталях, как правило, трудятся около 200 доброволь- ных помощников. Медикаменты, жертвуемые врачами и состоятельными гражданами, направляются в так называемые аптеки для бедных и поликлиники и там их бесплатно распределяют среди нуждающихся. В тех областях, где имеется большое количество севадалов, ими под опеку берутся жители целых деревень,


которые снабжаются самым необходимым. Усыновление севадалами детей-сирот является большой и от- дельной темой. После одного природного катаклизма Сам Баба усыновил сотни сирот.

Организация Саи проводит большую работу по обеспечению пищей голодающих, которых в Индии до сих пор очень много. По совету Сатья Саи, каждый севадал ежедневно сберегает горсть риса. Затем, раз в месяц, этот рис собирается и распределяется среди бедняков. В отдаленных областях севадалы составля- ются особые списки, в которые включают старых и немощных людей, и затем ежедневно снабжают их пи- щей. В 1980 году только в Тамилнаду существовало 80 центров севы. Дети бедных родителей, не способ- ные заплатить за обычный обед в школе, также получают от севадалов продуктовые пакеты.7) Если бы мы захотели перечислить здесь все проявления подобной активной любви к ближнему, то у нас не хватило бы на это ни места, ни времени.

Нельзя не упомянуть и о большой работе, проводимой этой Организацией Саи в Андхра Прадеш, родном штате Свами. В 1995 году здесь уже было свыше 7000 севадалов, которые каждый год организовы- вали 240 полевых госпиталей, а также 40 донорских и 15 ветеринарных лагерей. Циклон, обрушившийся на побережье штата в конце ноября 1977 года, вызвал на море волны семиметровой высоты, которые смыли целые деревни. Погибло несколько десятков тысяч людей и уничтожено множество скота. В одной рыбац- кой деревне, в которой насчитывалось 1100 человек, в живых осталось только восемь. Сатья Саи Баба пре- рвал празднование Своего дня рождения и работу Всеиндийской Конференции Саи и призвал Организацию к действию. Первые сотни севадалов, прибывшие в этот регион, добирались до побережья через зловонное болото, тину и грязь. Когда они прибыли на место, то увидели множество разлагающихся трупов людей и животных, некоторые из которых висели на деревьях. Севадалы сразу же приступили к их кремации. Одно- временно были организованы четыре больших лагеря, которые начали обеспечивать оставшихся в живых людей временным жильем, питанием и медицинской помощью. Всего в этот регион прибыло 2500 севада- лов, и всюду раздавался возглас «Саи Рам». Последователи Аватара за месяц устранили все последствия стихийного бедствия.8)

Движение Саи распространилось и в Европе. Так в Германии существует около 70 центров и г рупп, работа которых в настоящее время хорошо скоординирована. В ашраме Свами уже побывало около 30000 немцев. Об истинном же количестве приверженцев Аватара в Германии, которых религиозные противники и власти относят к разряду сектантов, можно лишь догадываться.

Власти сбивает с толку еще и то, что в Германии имеется целый ряд различных свами и гуру, при- своивших себе такие титулы как «Ваше Святейшество», «Шри Шри» или «Бхагаван». Они регулярно ездят по всей стране, читают лекции, проводят семинары и рекламируют свои ашрамы, находящиеся, в основном, в Индии.

В 1995 году Бернхард Грубер, бывший генерал Бундесвера и главный координатор третьего региона (центральная, северная и восточная Европа), в своем сообщении о деятельности Организации Саи в Европе писал, что идея севы нашла своих энтузиастов и в Германии. Наряду с постоянной севой в различных обла- стях нашей страны, помощь оказывается и людям, живущим в других странах и оказавшимся в чрезвычай- ных ситуациях. Этот вид деятельности включает в себя также и помощь беженцам из зон военных кон- фликтов. С декабря 1991 и по март 1995 годов в зоны военных конфликтов было доставлено более 11500 тонн гуманитарной помощи. Она шла в лагеря беженцев, больницы, дома престарелых и прочие учрежд е- ния. Европейские севадалы также усыновили примерно 2500 детей, оставшихся сиротами в результате во- енных конфликтов.9) При оказании помощи полностью оправдал себя принцип самофинансирования. По- этому у Европейской Организации Саи никогда не возникало проблем с оплатой доставки гуманитарной помощи и ее распределения. Севадалы сами доставляют и распределяют пожертвованные вещи и продо- вольствие.

Нельзя не упомянуть и о деятельности Организации Саи в духовной сфере. Хотя и не существует четкой границы между духовной сферой и севой, каждый последователь Саи обязан принимать участие в бхаджанах, в ходе которых воспеваются божества всех религий. Затем проводится медитация и учебные кружки. В этих кружках, главным образом, штудируют учение Бабы. Принципы этого учения, воплощае- мые в повседневной жизни, ведут к необходимой трансформации человека. Все это способствует развитию духовного начала в человеке. А о роли медитации в учении Бабы мы поговорим позднее.

Пение бхаджанов на санскрите и родном языке, которое некоторые люди считают чем-то несерьез- ным, на самом деле имеет большое значение. Вот что говорит об этом Баба:

«Некоторые люди посмеиваются над пением бхаджанов и называют этот вид духовной практики

«шоу». Вместо этого они советуют людям заняться медитацией где-нибудь в тихом месте. Однако эти люди не учитывают того обстоятельства, что пребывание в обществе единомышленников и совместное пение бхаджанов помогают преодолеть эгоизм. В подобном окружении воспевание Господа не кажется смешным или постыдным. Кроме того, проявление искренней любви к Богу вдохновляет и других людей.


Общество людей с одинаковыми духовными устремлениями помогает уберечь нежные ростки преданно- сти и дает им возможность окрепнуть.

Совместное пение также отвлекает от посторонних мыслей. Поэтому не стесняйтесь громко воспевать величие Господа и заряжайте атмосферу божественными вибрациями. Считайте пение бхад- жанов частью вашей духовной практики, которая необходима для того, чтобы уничтожить привязан- ность к быстротечному миру, очиститься и освободиться от круговорота рождений и смертей и по- рождаемых им страданий».

И об учебных кружках:

 

«Целью учебных кружков является не получение знаний о том, что говорят различные авторы или чему обучают определенные святые. Их цель не информация, а трансформация, т.е. выработка в себе определенных качеств!»

«Старайтесь глубже понять значение и смысл того, что вы читаете и всегда стремитесь пре- творить прочитанное в жизнь».

«Оставшись наедине с самим собой, хорошо осмыслите все то, что вы узнали на учебном кружке, и подумайте, как это можно применить в жизни. Последовательность действий должна быть таковой: чтение, обдумывание, регулярное применение в повседневной жизни».10)

 

 

Воспитание молодежи

Сатья Саи Баба критически относится к большинству современных систем воспитания, которые лишь дают знания, но не учат тому, что нужно любить Бога, бояться греха, проявлять смирение, уважать старших, а также служить родителям и обществу. Коррупция, насилие и жестокость современного обще- ства есть прямое следствие этой ошибки. «Наряду с развитием науки и технологии, необходимо прививать детям смирение и любовь; в противном случае люди начинают представлять друг для друга угрозу».1)

Зная, что взрослых людей изменить трудно, а иногда и невозможно, Баба решил реализовать Свои планы по трансформации человечества и возвращении его к Богу в той области, в которой можно достичь этого с наименьшими трудностями, а именно в сфере воспитании детей и юношей. «Целью воспитания яв- ляется выработка характера», - сказал однажды Баба. Он тратит много времени и средств, чтобы сформи- ровать у молодых людей сильный характер и привить им высокие идеалы.

В 1951 году благодаря финансовой поддержке раджи Венкатагири Аватар открыл в Буккапатнаме среднюю школу-интернат. С открытия этой школы и началось воплощение в жизнь Его планов в области воспитания и образования. Являясь опекуном этого учебного заведения и председателем его школьного комитета, Баба добился того, что оно стало лучшим в регионе.2) За последние 50 лет Сатья Саи Баба открыл в Индии около ста школ, носящих Его имя, а также построил много колледжей и университетов.

Баба говорит, что Его любовь к Ведам можно сравнить только с Его любовью к людям ». Он считает главной причиной морального упадка в Индии нарушение ведических предписаний. Поэтому для Свами возрождение ведической дхармы является первостепенной задачей. В 1961 году Он торжественно открыл и освятил Ведическую академию. «В будущем ученики этой академии станут руководителями и лидерами Индии. Они станут опорой Санатана Дхармы и будут удерживать страну от неверных шагов. Родители учеников этой Ведической академии должны быть счастливы, что их дети подобно драгоценным камням начнут распространять ведический блеск шастр. Я буду заботиться об этих детях с большей любовью, чем их собственные матери». 3)

В конце 60-х годов Баба разработал образовательно-воспитательную программу для детей и юно- шей до семнадцати лет, целью которой является достижение гармонии и любви в обществе. Эту программу, носящую название «Бал Викас» (Детский цвет), сегодня используют многие учебные заведения. За преде- лами Индии она носит название «Воспитание, основывающееся на общечеловеческих ценностях». Классы

«Бал Викас», охватывающие три возрастные группы (6-9, 10-13, 14-17 лет) в основном состоят из детей приверженцев Бабы. В некоторых школах эту программу включили даже в учебное расписание. Программа исходит из того, что человек по своей природе добр и полон любви и при надлежащем руководстве разви- вается в соответствии со своей истинной природой.

«Воспитание, основывающееся на общечеловеческих ценностей» зиждется на идеалах Сатья Саи Бабы, в которые входят Истина (Сатья), Праведность (Дхарма), Внутренний мир (Шанти), Духовная лю- бовь (Према) и Невреждение (Ахимса). Эти ценности признают все люди, они универсальны и имеются во всех религиях. На основе этих ценностей у детей с раннего возраста развивают сочувствие и любовь, что позднее помогает им служить ближним. Дети получают не только академические и практические знания,


их также учат и тому, что они не только тело и разум, но, прежде всего, душа и дух, и что высшее богатство человека это не внешний успех и материальные ценности, а доброе, сострадательное сердце.

Чтобы успешнее продвигать эти идеи, в 1997 году в день Гуру Пурнима Аватар основал «Институт образования Шри Сатья Саи». Его главной целью является формирование у учащихся сильного характера. Институт является центром подготовки преподавателей и воспитателей. В дальнейшем институт собирает- ся провести исследование, как система образования и воспитания Сатья Саи воздействует на детей, препо- давателей и родителей, разработать оптимальную педагогическую методику и создать образцовые учебные программы. Особенно значительный успех в распространении программы Саи «Воспитание, основыва ю- щееся на общечеловеческих ценностях» достигнут в азиатском, африканском и тихоокеанском регионах. Однако в Европе и Соединенных Штатах Америки положение дел в этой области оставляет желать лучше- го. Шаги в данном направлении сделаны и в исламских странах. Школы, в которых используют воспита- тельно-образовательную программу Саи, уже имеются в Австралии, Тайване, Малайзии, Таиланде, Южной Африке, Кении, а также в других африканских государствах. Эти школы должны продемонстрировать вла- стям этих государств, каких отличных результатов можно достичь в области образования и воспитания де- тей при использовании программы «Бал Викас».

Так, таиландское министерство образования распорядилось провести независимое исследование, целью которого была проверка эффективности программы воспитания Саи. Пять педагогов и ученых в об- ласти воспитания и образования прожили пять месяцев в образцовых школах-интернатах Саи, собирая дан- ные, наблюдая за преподавателями и учениками и опрашивая родителей, обслуживающий персонал школ и даже живущих по соседству людей. Итоги эксперимента подводили одиннадцать профессоров. Результаты исследования поразили даже специалистов принимавших в этом эксперименте участие. Дети школ Сатья Саи в Таиланде резко отличались от учащихся обычных школ своим независимым мышлением, отличным поведением и сильным характером. Было также установлено, что дети школ Саи оказывали положительное влияние на своих сверстников из других школ и даже на родителей и соседей и тем самым трансформиро- вали их! То, что методы обучения Сатья Саи Бабы не являются «фикцией», все пять ученых, независимо друг от друга, испытали на собственном опыте, потому что в конце эксперимента они стали приверженца- ми Аватара.

Начиная с 1972 года, Сатья Саи Баба ежегодно проводит в Бриндаване одномесячные курсы по изу- чению индийской духовности и культуры. Бриндаван, или лес Бринда, это пастбищные угодья и лес, в ко- тором в детстве Господь Кришна вместе с пастухами и пастушками совершал Свои божественные игры. Таким образом, ашрам Сатья Саи Бабы в Уайтфилде, находящийся примерно в 15 километрах от Бангалора, стали называть Бриндаваном в честь Кришны. Присутствовать на этих бесплатных курсах, расписание ко- торых составляет Сам Свами, удостаиваются чести 300 самых лучших студентов, которые приезжают в Уайтфилд со всех концов Индии. Слушать лекции могут также и выпускники колледжей Саи, а также гости ашрама. Тематикой лекций является индийское наследие в области этики, морали и духовной мудрости, а также биографии и учения мистиков и святых всех религий. Лекторами являются ученые, юристы, предста- вители искусства и литературы со всех концов Индии, а также из-за рубежа. Лекции также читает и Свами. Они публикуются в ежегодных выпусках, носящих название «Летние ливни в Бриндаване».4) Наряду с при- обретением общих духовных знаний, студенты также знакомятся с морально-этическим учением Аватара и затем распространяют его по всему субконтиненту.

В Прашанти также создан «Институт высшего образования Шри Сатья Саи». Он имеет статус уни- верситета и относится к тем очень немногим учебным заведениям мира, в которых придают основное зна- чение не академическим достижениям, а формированию характера. «Систему воспитания можно считать эффективной лишь в том случае, если она наполняет сердце ребенка состраданием и сочувствием. Си- стема воспитания, которая не формирует сильный характер, подобна неуправляемой лодке; никто не знает, куда ее прибьет течение».5) В других высших учебных заведениях об этом и не помышляют, пото- му что многие родители не хотят, чтобы их детям прививали морально-этические нормы. Однако в Своих высших учебных заведениях Сатья Саи ввел такую программу.6)

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1968 году, когда в Анантапуре открылся Женский колледж Шри Сатья Саи. Этот факт знаменателен, ибо он указывает на то, что Свами придает большое зна- чение образованию женщин. Следующий колледж был открыт в 1969 году в Бриндаване, а затем и в Путта- парти. 10 ноября 1981 года министерство образования присвоило этим трем учебным заведениям универси- тетский статус.

Две трети студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Сатья Саи, живут в других шта- тах. Это указывает на то, что данные университеты пользуются широкой известностью, хотя поступить в них можно только после сдачи вступительных экзаменов. Обучение в учебных заведениях Сатья Саи - бес- платное. Все студенты живут в современных общежитиях. Студенческая жизнь в университетах отличается строгой дисциплиной на всех уровнях, и в ее обеспечении не последнюю роль играют преподаватели, в ос-


новном, также живущие в студенческих городках. Утренняя и вечерняя молитва студентов перед алтарем в комнате общежития является частью их работы над собой, наряду с занятиями спортом и участием в раз- личных культурных мероприятиях. Основным девизом здесь является сотрудничество, а не конкуренция.

«Дисциплина помогает в учебе. Первый, второй и третий иностранные языки – это любовь, служение и садхана (духовная практика)».7) Внешний вид учебных заведений производит очень благоприятное впечат- ление. Все студенты одеты в безупречно белую одежду, и когда беседуешь с ними, создается впечатление, что В Прашанти формируется интеллектуальный и нравственный авангард Индии.

О том, чтобы студенты получили первоклассное образование, заботятся профессора и доценты. Эти учебные заведения в финансовом отношении независимы от государства и получают от него помощь лишь в виде книг и инвентаря. За всем следит Сам Свами, являющийся ректором университетов. От Его внима- ния не ускользает ни малейшая деталь. Он часто говорит, что студенты - Его единственная собственность. Студенты видятся с Бабой дважды в день во время даршана и они всегда сидят на одном и том же месте. Баба беседует с ними, задает вопросы, дает советы и дарит Свою любовь.8)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: