Старинная русская народная песня




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №406

 

 

Тема: «Народное творчество – чистый родник русской души»

 

Руководители:

Классный руководитель

Мичурина Светлана Владимировна

Учитель по музыке

Аксентова Татьяна Маргаровна

Консультанты:

преподаватель по классу «народного инструмента»

Долгова Наталья Владимировна

Преподаватель по народному творчеству

Веселовская Ольга Витальевна

 

Ученик 3 «В» класса

Мягков Кирилл

 

Санкт-Петербург, Пушкин

Г.

Содержание

Введение

Актуальность выбранной темы

Основная часть

1. Старинная русская народная песня

2. Календарные праздники и песни

3. Исторический процесс появления и становления музыкальных народных инструментов от ударных до пневматических язычковых

3.1 Балалайка

3.2 Домра

3.3 Русский рожок

3.4 Гусли

3.5 Баян

3.6 Жалейка

3.7 Свирель

3.8 Бубен

3.9 Гармоники

3.10 Аккордеон

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Тему о музыкальных инструментах я выбрал неслучайно, а именно потому-что, я очень люблю музыку, я очень люблю петь. Я учусь в Царскосельской гимназии искусств имени «А.А. Ахматовой» по классу «Народные инструменты». Я выбрал аккордеон, именно потому - что мне очень нравится звучание этого инструмента. У меня, конечно, не все получается, но я стараюсь и учусь.


В музыкальной школе много профильных предметов такие как, слушание музыки, народное творчество, хоровое пение. По «народному творчеству» одной из тем была тема «календарные праздники и песни». Мне очень понравилась, эта тема и я стал читать книги об этом.

Например, я узнал о сенокосных песнях. В конце мая - июне трава на лугах наливается соком. Начинается сенокос - заготовка сена. В этот период и звучали сенокосные песни. Несмотря на тяжелый труд, жнеи на ниве пели. Песни звучали во время обеденного перерыва, минутного отдыха. Пели песни и вечером, по пути домой. Музыка, песни и музыкальные народные инструменты взаимосвязаны, через все это можно выразить любовь, добро, тепло, чувства.

В словах А.В. Луначарского сказано многое «В гармонике таится все то, чем богата музыка». С музыкой человек живет, любит, познает что-то новое. Музыка помогает понять душу народа, познать прошлое, и настоящее.

Актуальность работы

В своей работе я хотел проанализировать старинные русские народные песни, рассказав о том, что есть песенные календари, как они звучали, а также рассказать о таких праздниках как святки, колядки, масленица, купало и т.д. Как, и с каким размахом, эти праздники отмечали на Руси. А также рассказать о музыкальных народных инструментах, как они помогали людям в трудную минуту. Вспомнив, что даже в тяжелые военные годы людей сопровождала песня и гармонь. На мой взгляд, тема актуальна по сегодняшний день. Именно потому, что люди всегда пели, и играли на музыкальных инструментах.

Старинная русская народная песня

Песня – древний жанр вокальной музыки. У всех народов мира есть свои песни. Среди русских народных песен встречаются разные по «возрасту»: древние, дошедшие до нас из глубины веков, и сравнительно «молодые», возникшие недавно. Мы не знаем авторов этих песен – ведь в старину их никто специально не сочинял. Песни рождались во время труда и отдыха, сопровождали человека всю его жизнь – от рождения до смерти. Песни слагали, пели, и слушали все вместе. Лучших певцов называли запевалами или заводилами. Они часто начинали песню, а затем ее подхватывали остальные. [1]

Среди учеников своего класса я провел анкетирование на тему «песенные календари». По результатам полученных данных можно сделать вывод о том, что мои одноклассники знают ответы на вопросы на уровне общеобразовательной школы. Так как мы проходили по окружающему миру праздники на Руси, а также на уроке музыки нам рассказывали о колядках, и о святках. Более сложные и трудные вопросы ответили н все. Например, такие вопросы, как «что такое веснянки?» или «что такое гукание?» ответили наименьшее количество ребят. Результаты анкетирования сведены в диаграмме №1.

Проанализировав результаты анкетирования, я бы хотел подробнее рассказать о календарных песнях, как в старину на Руси встречали весну, и какие пели песни, чтобы вырастить хороший урожай яровых хлебов.

Почему календарные песни так называются, чем они отличаются друг от друга, когда и зачем их пели? Приложение №1

 

Диаграмма №1

 

 

Песенный календарь

Календарные песни – очень древние. Их пели наши предки во времена язычества (одухотворение природы, поклонение множеству ее богов и духов называется язычеством). Называются эти песни так потому, что они связаны с календарем земледельцев. Календарные песни нельзя было петь «просто так», когда хочется. У каждой песни было свое место в календаре: свое время года, месяц, а иногда – даже точный день исполнения. [2]


Так зимой пели новогодние поздравительные песни-колядки, затем – масленичные песни. Пришла весна – зазвучали веснянки, а зимним песням места уже не будет до следующего декабря. А за весной идет лето, наливаются на лугах соком травы, поспевают хлеба на полях….. Значит, пришла пора косить траву, петь сенокосные песни. За сенокосом другая забота – надо убирать урожай. Идет жатва от зари до зари, звучат трудовые жатвенные песни. И так из года в год: двигаются по кругу времена года, одно лето человеческой жизни сменяется другим. А вместе с человеком по природному кругу живут и календарные песни. Эти песни рассказывают нам о том, как жили в старину восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов.

В древности песни и танцы не были отделены от повседневной жизни человека. Поэтому календарные песни звучали и на праздниках древних земледельцев, и в обычные рабочие дни. Мысль об урожае, о хлебе, о счастье и труде – главная в этих песнях. Календарные песни пели не просто для того, чтобы повеселиться или отдохнуть. С их помощью древние земледельцы обращались к природе. Силой слова и звука люди пытались умилостивить природу, обеспечить себе хороший урожай, жизнь в достатке и благополучии.[3]

Календарные песни пели по-особому: громко, истово, иногда почти кричали. Это и не удивительно – ведь с ними люди обращались к богам и духам. А чтобы твою песню услышали Ярило-Солнце и Весна, ведьмы и русалки, небесные заступники и дед-полевик,- надо петь громко.

Многие песни земледельческого календаря – заклинательные. Древние люди считали, что они обладают особой магической силой.

Среди календарных песен встречаются разные по характеру и складу: веселые и грустные, быстрые и медленные, одноголосные и многоголосные, с припевами и без припевов…

От календарных песен веет стариной. Их однообразные мелодии построены на повторах коротких попевок, они невелики по диапазону (диапазон- это звуковой объем голоса или инструмента. Диапазон мелодии определяют по интервалу между самым низким и самым высоким звуками, которые в ней встречаются).

Окончания песен часто звучат с высокими возгласами. Эти возгласы – выражение светлых радостных чувств. Их называют гуканиями. Чаще всего гукания встречаются в весенних и летних песнях.

Вывод по главе: традиционные крестьянские песни стали носителями столь конкретной информации, что по одному лишь напеву можно определить жанровую принадлежность песни». Напевы традиционных крестьянских песен, а в первую очередь тех, которые принадлежат к обрядовым или трудовым и исполняются коллективно, представляют надежный материал для исследования далекого прошлого музыкальной культуры человечества.

Русская народная обрядовая поэзия теснейшим образом связана со старым традиционным бытом и вместе с тем таит в себе удивительное богатство поэзии, которая выдержала многовековое испытание временем.

И во все времена русские композиторы черпали в фольклоре неповторимые народные мелодии. От этого их произведения приобретали подлинную красоту. Сколько поэзии в русских народных песнях, сколько замечательных образов, связанных с природой, бытом крестьян-земледельцев. До нас дошли лучшие образцы народного творчества, то, что было отобрано народом на протяжении многих веков. Пение сопровождалось музыкальным сопровождением различных музыкальных инструментов. [4]

Я провел анкетирование в виде презентации с загадками о музыкальных инструментах среди учеников своего класса, показав на слайдах музыкальные инструменты.

Перед одноклассниками была поставлена задача, ответить на вопросы, назвав наименование инструментов.

Диаграмма №2

По итогам анкетирования можно сделать вывод, что ребята знают такие инструменты как гусли, балалайка, а вот такие инструменты как аккордеон, баян и гармонь мало знакомы. На диаграмме №»2 изображены результаты анкетирования. Аккордеон сравнительно молодой музыкальный народный инструмент, получивший широкое развитие лишь во второй половине 20-го столетия. Я бы хотел, более подробнее остановиться на истории музыкальных народных инструментов и видах гармоники. Об этом я расскажу в следующей главе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: