Технико-технологические решения строительства скважин в условиях возможного жёлобообразования вТПНГП




Одним из важнейших решений проблемы сокращения затрат на профилактику и ликвидацию жёлобообразований является оптимальный выбор конструкции и профиля скважины на стадии разработки проекта. В настоящее время, буровые компании нередко идут на удешевление проекта за счёт уменьшения глубин спуска технических колонн. Если снижение металлоёмкости скважины может быть оправдано при бурении верти- кальных эксплуатационных скважин с минимальным объёмом геолого-геофизических исследований, то при бурении поисково-разведочных скважин, как показывает опыт, ис- кусственное «укорачивание» технических колон в условиях опасности жёлобообразова- ний может привести к дополнительным затратам и даже ликвидации скважины. Например, перекрытие неустойчивых отложений франского и фаменского ярусов верх- него девона технической колонной диаметром 245 мм на Печорогородском ГКМ и За- падно-Печорогородской площади позволило довести до проекта как условно- вертикальные, так и наклонно-направленные скважины с обеспечением многочисленных геолого-геофизических исследований в открытом стволе.


Важным условием удачной проводки скважины в условиях повышенного жё- лобообразования является решение проблемы повышения скорости бурения и изно- состойкости долот. Удачный подбор породоразрушающего инструмента и режимов бурения позволяет кратно увеличить показатели работы долот. В этом направлении проведён большой объём работы как с применением отечественного инструмента, так и импортного. Так при участии Рудницкого Н. А. (ПО «Севергазпром») при бу- рении мергелей и аргиллитов франского и фаменского отложений верхнего девона на площадях Воркутинской НГРЭ были опробованы и внедрены экспериментальные алмазные долота типа ДАП. Применение данных долот позволило увеличить меха- ническую скорость бурения в неустойчивых отложениях верхнего девона в 3-5, а проходку на долото до 30-40 раз (Северо-Адзьвинская площадь, Черпаюское, Хасы- рейское месторождения).

Применение долот PDC при бурении скважины Сигавейская №1 (СП «Пар- манефть») позволило добиться увеличения скорости бурения верхнедевонских от- ложений до 8 м/ч. После бурения 630 м долото было поднято в связи со сменой пород. Износ алмазного долота составил 15%.

Использование долот PS-951 и DS-26АUна Печорогородском ГКМ позволило по сравнению с отечественными долотами режуще-истирающего действия увеличить ско- рость проходки с 1,1-2,1 м/ч до 14,2 м/ч и проходку на долото с 205 м до 1 116 м при бу- рении под промежуточную обсадную колонну и скорость проходки с 1,4 м/ч до 6,3 м/ч и проходку на долото с 76 м до 797 м при бурении под эксплуатационную колонну.

Большое значение на интенсивность жёлобообразования оказывают применяемые способ и режим бурения. Так в филиале «Севербургаз» для уменьшения количества СПО применяют турбинное бурение с долотами истирающе-режущего типа. При этом потери механической скорости компенсируются уменьшением количества СПО, а для больших глубин достигается увеличение рейсовой скорости. Предприятия, ориентирующиеся на западные технологии (АОЗТ «Байтек-Силур», СП «Парманефть») отдают предпочтение роторному способу бурения и, в меньшей степени, бурению с использованием винтовых забойных двигателей с использованием полноразмерных алмазных долот режущего типа (требующих большого крутящего момента) и низкооборотных шарошечных долот. Уве- личение скорости бурения достигается интенсивной промывкой забоя с максимальным использованием гидромониторного эффекта, включением в состав КНБК шламометалло- уловителей, обеспечением качественной очистки раствора.

Отсутствие научно обоснованных методов проектирования бурильных колонн с позиций ограничения образования жёлобных выработок (без учёта фактора влияния геометрических размеров муфто-замковых соединений на механизм и интенсивность жёлобообразования), негативным образом сказывалось на показателях строительства скважин. Поэтому необходимо разработать методику выбора типомоделей бурильных труб, которая бы учитывала влияние геометрии замковых соединений различной мо- дификации, применяемых в геологоразведочном бурении, а также предложить способ ликвидации жёлобных выработок на стадии их возникновения с помощью спаренных коническихфрезер-райберов.

Компоновки бурильных колонн, содержащие спаренные фрезер-райберы, ре- комендуются к применению с целью расширки (ликвидации) жёлобов в наклонно- направленных, горизонтальных и условно вертикальных скважинах:

- при бурении интервалов, осложнённых желобами, для избежания значитель- ных затяжек, прихватов и заклинок КНБК приСПО;


- при подготовке ствола скважины к спуску обсадных колонн, для предупре- ждения их посадок инепрохождения.

В настоящее время разработаны и применяются в промышленности фрезеры- райберы разнообразной конструкции и назначения (ФРС, РПМ, ФКК и др.). Как пра- вило, область применения этих устройств – резание, фрезерование металлических элементов, находящихся в скважине [38], т. е. в большинстве случаев фрезер-райберы используются в качестве аварийного инструмента.

Как при роторном, так и при бурении забой- ными двигателями в бурильную колонну устанавли- вают несколько пар фрезер-райберов с обращённым вверх и вниз вооружением, соединёнными между со-бой переводником и резьбами компоновки на рассто- яние больше длины интервала жёлоба. Фрезер-райбер состоит из корпуса (рис. 5.8), рабочие поверхности которого оснащены режущими зубьями из твёрдо- сплавных пластин. В нижней части фрезер-райбера для соединения с бурильной колоннойнаходится замковая резьба. Верхняя часть фрезер-райбера вы- полнена в виде муфты с замковой резьбой для соеди-


Рисунок 5.8 – Фрезер-райбер


нения с переводником.

Подача компоновки вниз и вверх с вращени-


ем колонны осуществляется на длину жёлоба. При этом на участках, где расположены желобные выработки, возникают силы, прижимающие фрезер-райберы к стенке, в ре- зультате чего происходит расширение жёлоба.

При ликвидации жёлобных выработок в скважине для их расширки до величи- ны больше наружного диаметра муфт обсадной колонны, обеспечивающей её прохо- димость и предупреждение прихватов, в начале интервала расположения жёлобов устанавливают УБТ диаметром равным диаметру замков стальных бурильных труб. Минимальный диаметр фрезер-райбера должен быть меньше размера жёлоба, а мак- симальный – больше диаметра муфт обсадной колонны. Причём нижний (из пары) фрезер-райбер направлен конусом вниз, верхний – конусом вверх.

Операцию по ликвидации жёлобных выработок проводят до тех пор, пока при прохождении компоновки не прекратятся посадки колонны при спуске и затяжки при подъёме. Затем осуществляют профилеметрию скважины и при подтверждении рас- ширки жёлобной выработки больше диаметра муфты обсадной колонны производят её спуск вскважину.

В таблице 5.5 приведены данные по соотношению диаметров обсадных колонн, бурильных труб и жёлобов до и после расширки.

Таблица 5.5 – Соотношение диаметров обсадных колонн, бурильных труб и жёлобов до и после расширки

 

Диаметр долота, мм Диаметр бурильных труб, мм Диаметр муфт бурильных труб, мм Размер жёлоба, мм Диаметр обсадной колонны, мм Диаметр муфт обсадной колонны, мм Размер жёлоба после расширки, мм
215.9            
215,9            
295,3            
295,3            
393,7            



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: