Характеристика новых банковских услуг




Введение

Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях перехода к рынку приобретают вопросы перспектив развития банков и других кредитных институтов в нашей стране, ее практическая реализация.

Целью курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки» для студентов является изучение теоретических основ и получение практических навыков по банковскому делу, анализу деятельности кредитно-финансовых учреждений в соответствии с выбранной темой.

Темой данной курсовой является «Новые банковские услуги в банковской деятельности». В соответствии с данной темой были поставлены следующие задачи:

­ изучение теоретических аспектов новых банковских услуг;

­ углубленное изучение банковских услуг с учетом законодательства Республики Беларусь;

­ предложение расширения спектра новых банковских услуг.

Известно, что ведущие коммерческие банки Белоруссии стремятся выполнять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам.

На ряду с выполнением традиционных банковских услуг населению - привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания населения - современные банковские институты в нашей стране начинают выполнять также электронные услуги, маркетинговые исследования по заказу клиентов, валютные операции, прочие услуги, в том числе трастовые, информационно-справочные консультационные, фондовые и другие.

 

Характеристика новых банковских услуг

 

Банковские услуги - услуги банков по привлечению денежных средств и их размещению, выпуску в обращение и изъятию из него денег, осуществление расчетов и т.п. Различают пассивные банковские операции, активные банковские операции и комиссионные банковские операции.

В настоящее время существует множество новых банковских услуг: лизинг, факторинг, форфейтинг, пластиковые карты, интернет-банкинг, SMS-банкинг.

 

1.1Сущность и особенности лизинговых операций

 

Первое известное упоминание термина «лизинг», как пишет австрийский исследователь В. Хойер в своей книге «Как делать бизнес в Европе», относится к 1877г. когда в США телефонная компания «Белл» приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, т.е. устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы.

В Беларусь понятие «лизинг» пришло во время Второй мировой войны, когда в 1941-1945гг. по leand-lease осуществлялись поставки американской техники. Но началом развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить серединой 1989 г., что было связано с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования.

Итак, термин «лизинг» произошел от английского глагола «to lease», что означает арендовать, брать в аренду. [1, С.6]

Существует множество определений лизинга, вот лишь некоторые из них:

1. Лизинг – это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем и он сохраняет за собой право собственности (Европейская федерация национальных ассоциаций по лизингу оборудования).

2. Лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату. [2]

3. Лизинговая деятельность - это деятельность, связанная с приобретением одним юридическим лицом за собственные или заемные средства объекта лизинга в собственность и передачей его другому субъекту хозяйствования на срок и за плату во временное владение и пользование с правом или без права выкупа. [3]

Именно тогда, когда стоит вопрос планирования - брать ли кредит в банке, использовать ли собственные средства для приобретения дорогостоящих основных средств, необходимо иметь в виду использование лизинговых сделок. Он удобен с точки зрения гибкости как оформления, так и выплат. Лизинг имеет множество преимуществ с точки зрения налогообложения, а также безопасности предприятия. Предмет лизинга может не ставиться на баланс лизингополучателя, в таком случае в период действия договора лизинга он будет читываться на балансе лизингодателя, поэтому у лизингополучателя отпадает необходимость платить налог на имущество с его стоимости. А также, в крайних случаях, на него не может быть наложен арест.

Основные черты и особенности, присущие лизингу, состоят в следующем:

1) преимущественное право выбора имущества и его изготовителя (продавца) принадлежит пользователю;

2) продавец имущества знает, что имущество специально приобретается для сдачи его в лизинг;

3) имущество непосредственно поставляется пользователю, минуя собственника, и принимается в эксплуатацию пользователем;

4) пользователь имущества в случае обнаружения дефектов направляет свои претензии не собственнику, а непосредственно продавцу, с которым никакими отношениями не связан;

5) лизингодатель приобретает имущество не для собственного использования, а специально для передачи его во временное пользование;

6) весь срок договора лизинга имущество остается собственностью лизингодателя;

7) собственник имущества за передачу его во временное пользование получает вознаграждение;

8) пользователь имущества досрочно или после окончания срока договора имеет право на приобретение его в собственность.[2]

Объекты и субъекты лизинга

Объект лизинга - любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по установленной классификации к основным фондам, а также программные средства и рабочие инструменты (стоимостью свыше десяти минимальных заработных плат за единицу либо комплект независимо от срока службы или стоимостью до десяти минимальных заработных плат за единицу, либо комплект со сроком службы свыше одного года), обеспечивающие функционирование переданных в лизинг основных фондов

Объектом лизинга не может быть имущество, используемое для личных (семейных) или бытовых нужд, земельные участки, другие природные объекты, а также иное имущество в соответствии с законодательством. [3]

Субъектами лизинговой сделки являются стороны, имеющие непосредственное отношение к объекту сделки:

­ лизингодатель - юридическое лицо, передающее по договору лизинга специально приобретенный для этого за счет собственных и (или) заемных средств объект лизинга;

­ лизингополучатель - субъект хозяйствования, получающий объект лизинга во временное владение и пользование по договору лизинга. [3]

При этом их можно подразделить на прямых и косвенных участников.

К прямым относятся:

- лизинговые фирмы и компании, в том числе банки (лизингодатели);

- предприятия и население (лизингополучатели);

- поставщики объектов сделки (предприятия и торговые компании).

Косвенными участниками лизинговой сделки являются коммерческие и инвестиционные банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантами сделок. [4]

Формы и виды лизинга

Различают две формы лизинга:

1. внутренний, когда лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами РБ; и

2. международный, когда лизингодатель или лизингополучатель являются нерезидентами РБ. [1, С. 8]

Существует множество классификаций лизинга с позиций приверженцев разных критериев. Попробуем представить основные из них.

По сроку использования предмета лизинга бывает:

1. Финансовый лизинг.

2. Оперативный лизинг.

Финансовый лизинг характеризуется продолжительным периодом лизингового соглашения. При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его.

Оперативный лизинг предполагает передачу имущества на срок, существенно меньший его нормативного срока службы. При оперативном лизинге риск порчи или утери предмета лизинга, как правило, лежит на лизингодателе. Ставка лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге, из-за отсутствия гарантий окупаемости затрат.

При оперативном лизинге предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока амортизации предмета лизинга.

По количеству привлеченных заемщиков выделяют:

Простой лизинг - привлечение долгосрочного займа у одного-двух заемщиков.

Раздельный лизинг (сложный лизинг) - привлечение нескольких кредиторов для финансирования крупных лизинговых проектов. При этом лизингодатель может и не нести полной ответственности за возврат ссуды, которая погашается за счет лизинговых платежей напрямую заимодавцам. [5, С. 96]

По методу финансирования различается срочный лизинг, при котором осуществляется одноразовая аренда, и возобновляемый (револьверный), при котором договор лизинга продолжается по истечении первого срока контракта. [1, С. 10]

По объекту лизинга делятся на:

Лизинг недвижимости - лизинг объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К данному виду лизинга относится лизинг зданий и сооружений, предприятия как имущественного комплекса.

Лизинг движимого имущества - лизинг оборудования, включая технологическое оборудование, техники, автотранспорта и других вещей, которые не отнесены к недвижимости.

По составу участников лизинг делится на прямой, косвенный и раздельный.

В случае прямого лизинга поставщик самостоятельно сдает объект лизинга, совмещая функции продавца и лизингодателя. При этом сделка является двухсторонней.

Одной из его форм является возвратный лизинг - собственник продает имущество лизинговой компании и одновременно оформляет договор о долгосрочном финансовом лизинге. Такой вид необходим прежде всего для тех организаций, которым срочно требуются значительные объемы оборотных средств. В данном случае продавец и лизингополучатель являются одним и тем же лицом.

Передача имущества по комплексному лизингу происходит через посредника. При косвенном лизинге передача имущества происходит через посредника - лизинговую компанию. Данная сделка является трехсторонней (или многосторонней): в ней участвуют продавец, лизингодатель и лизингополучатель. На стороне каждого участника договора может быть несколько юридических лиц.

Раздельный лизинг предполагает участие множества сторон.

В групповом лизинге в качестве арендодателей выступает группа участников, которые назначают доверенное лицо.

Прямой финансовый лизинг проводится самостоятельно одним арендодателем. [5, С. 94]

Существует также много других классификационных признаков представленных в Приложении А.

Лизинг обладает рядом преимуществ: лизинг предполагает 100% -ное кредитование и не требует немедленной выплаты платежей; риск устаревания оборудования целиком ложится на лизингодателя; лизинг дает возможность лизингополучателю использоваться сразу гораздо больше производственных мощностей, чем при покупке.

Однако у лизинга есть и недостатки:

1. Если оборудование взято в финансовый лизинг и оно с течением времени устарело до окончания действия лизингового договора, то лизингополучатель продолжает платить арендные платежи до конца контракта

2. В случае выхода оборудования из строя платежи производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования[1, С. 14]

Общая схема лизинговой сделки приведена на рис.1.

 

ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЬ
ПОСТАВЩИК
Выбор имущества

Поставка имущества

Оплата Договор Договор Лизинговые

имущества купли-продажи лизинга платежи

 
 
ЛИЗИНГОДАТЕЛЬ

 


Кредитный Плата Договор Страховые

договор за кредит страхования взносы

 

Финансирующие компании (банки, фонды и т.п.)
СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

 

 

Рисунок 1 – Схема лизинговой сделки

 

1.2 Факторинговые операции

 

1.2.1 История возникновения и сущность факторинговых операций. Факторинг - это одна из древнейших форм торгового кредитования. Эксперты находят некоторые его признаки еще в торговых отношениях в Вавилонском царстве в эпоху царя Хаммурапи в четвертом тысячелетии до н. э. и позднее во времена Римской империи. В сравнительно современном виде факторинг появился в средние века в Великобритании, которая активно торговала с колониями. Первые операции факторинга начал вести созданный в Англии в XVII веке "Дом факторов" (House of Factors).

Историческим предшественником современного (финансового) факторинга считается импортный факторинг «колониального» типа (товарный), когда купцы брали на себя функции агентов по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках.

В начале века факторинговые операции получили развитие в США, прежде всего при обслуживании текстильной промышленности, а несколько позже – мебельной и бумажной промышленности, предприятий по пошиву одежды, производству электроприборов.

Факторинговые услуги в их современном представлении были оказаны впервые американским банком “First National Bank of Boston” в 1947 году, однако официально они были признаны в США в 1963 году, когда правительственная организация-контролер денежного обращения приняла решение о том, что факторинговые операции представляют собой законный вид банковской деятельности.

В Оттаве 28 мая 1988 года была подписана Конвенция УНИДРУА по международным факторинговым операциям, устанавливающая общие юридические рамки операций, контроль за равновесием интересов различных участников при факторинговых операциях.

В соответствии с положениями данной конвенции операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:

1. наличием кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

2. ведением бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;

3. инкассированием его задолженности;

4. страхованием поставщика от кредитного риска. [6]

1.2.2 Виды факторинговых операций. В основе факторинга лежит переуступка неоплаченных долговых требований факторинговой компании, что является общим элементом для всех видов факторинга, описанных ниже. Факторинговые операции банков классифицируются как:

Внутренние, если поставщик и его клиент, т.е. стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране, или международные;

Открытый факторинг - это форма факторинговой услуги, при которой должник уведомлен о том, что поставщик переуступает счета фактуры факторинговой компании.

Закрытый, или конфиденциальный факторинг свое название получил в связи с тем, что служит скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов фактур факторинговой компании. В данном случае плательщик ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

С правом регресса, т.е. обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, т.е. кредитными рисками. При заключении соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им факторинговой компании. Последняя может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Данное условие предусматривается, если поставщики уверены, что у них не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо в силу того, что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную, достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков, либо в силу специфики своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитного риска. Однако гарантированный для поставщика и своевременный приток денежных средств может обеспечиваться только при заключении соглашения без права регресса. Необходимо, правда, отметить, что, если долговое требование признано недействительным (например, если поставщик отгрузил клиенту незаказанный им товар и переуступил выставленный за него счет компании), факторинговая компания в любом случае имеет право регресса к поставщику.

С условием кредитовании поставщика в форме оплаты требований к определенной дате или предварительной оплаты. В первом случае клиент факторинговой компании отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство компании, задача которой получить в пользу клиента платеж в сроки согласно хозяйственному договору (обычно от 30 до 120 дней). Сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного времени. [7]

В международной торговле применяются четыре модели факторинга:

1) двухфакторный;

2) прямой импортный;

3) прямой экспортный;

4) "бэк-ту-бэк" (back-to-back).

Двухфакторная модель позволяет разделить функции и риски между импорт-фактором, расположенным в стране импортера, и экспорт-фактором, расположенным в стране экспортера. Главная цель этой модели -обеспечить финансирование до 100% и уменьшить накладные расходы в административной сфере.

Вторая модель международного факторинга- прямой импортный факторинг. Его главная цель- обеспечение платежей.

Третья модель международных факторинговых операций - прямой экспортный факторинг. При прямом экспортном факторинге не требуется подключения факторинговой фирмы в стране импортера.

Последний тип международного факторинга - "бэк-ту-бэк". В трех первых моделях международных факторинговых операций финансирования требований концернов не предусматривается. Эту функцию выполняет факторинг "бэк-ту-бэк". Реализация сделки при этой технологии похожа на комбинацию двухфакторной схемы и обычного внутреннего факторинга. [5, С. 59]

В общем виде схема взаимоотношений участников договора факторинга представлена на рис. 2:

 
 


3

Финансовый агент
1

Должник
2

 
 


 

Рисунок 2 – Схема взаимоотношений участников договора факторинга

 

Шаг 1 - клиент продает должнику товары, работы или услуги. В результате у клиента появляется дебиторская задолженность за поставленные товары.

Шаг 2 - клиент заключает договор факторинга и передает свое денежное требование к должнику финансовому агенту.

Шаг 3 - агент финансирует клиента, т.е. предоставляет ему денежные средства, сумма которых, как правило, составляет 70 - 80% денежного требования клиента к должнику.

Шаг 4 - по наступлении срока платежа по договору купли-продажи финансовый агент предъявляет требование должнику, а должник перечисляет агенту денежные средства в погашение задолженности. Разница между суммой, полученной от должника, и суммой, ранее перечисленной клиенту в виде финансирования, как правило, составляет вознаграждение агента за услуги по договору факторинга.

Схема взаимоотношений участников договора факторинга с регрессом выглядит следующим образом (рис.3):

 
 


5 3

Финансовый агент
4 1 6

Должник
2

 

 

Рисунок 3 - Схема взаимоотношений участников договора факторинга с регрессом

 

Шаг 1 - клиент осуществляет поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для должника. В результате у клиента появляется дебиторская задолженность за поставленные товары.

Шаг 2 - возникшее у клиента право денежного требования он уступает финансовому агенту для обеспечения исполнения своих обязательств по другому, как правило кредитному, договору перед финансовым агентом.

Шаг 3 - финансовый агент перечисляет клиенту денежную сумму либо выполняет иные обязанности, обусловленные первым договором с клиентом.

Шаг 4 - при наступлении срока клиент выполняет встречное обязательство перед финансовым агентом.

Шаг 5 - финансовый агент возвращает клиенту право денежного требования к должнику.

Шаг 6 - клиент предъявляет денежное требование к должнику и получает обусловленную договором с ним сумму.

 

 

1.3 Сущность и виды форфейтинговых операций

 

1.3.1 Возникновение форфейтинговых операций. Форфейтинг возник после второй мировой войны. Несколько банков Цюриха, имевших богатый опыт финансирования международной торговли, стали использовать этот прием для финансирования закупок зерна странами Западной Европы в США. В те годы поставки продукции и конкуренция между поставщиками настолько возросли, что покупатели потребовали увеличения сроков предоставляемого кредита до 180 дней против привычных 90. Кроме того, произошло изменение структуры мировой торговли в пользу дорогостоящих товаров с относительно большим сроком производства. Таким образом, повысилась роль кредита в развитии международного экономического обмена, и поставщики были вынуждены искать новые методы финансирования своих сделок. По мере того как падали барьеры в международной торговле и многие африканские, азиатские, а также латиноамериканские страны стали более активны на мировых рынках, западноевропейские предприниматели все труднее предоставляли кредиты за счет собственных источников, почему поставщики и были вынуждены использовать новые методы финансирования своих сделок.

В настоящее время одним из основных центров форфейтинга является Лондон, поскольку экспорт многих европейских стран давно финансируется из Сити, никогда не медлившего с освоением новых банковских технологий. Значительная часть форфейтингового бизнеса сконцентрирована также в Германии.

Наибольшее развитие форфейтинг получил в странах, где относительно слабо развито государственное кредитование экспорта. Первоначально форфейтирование осуществлялось коммерческими банками, но по мере увеличения объема операций "а-форфе" стали создаваться также специализированные институты.

Форфейтинг развивается в различных финансовых центрах, причем отмечается ежегодный рост подобных сделок. Тем не менее, было бы ошибкой связывать увеличение количества сделок “а-форфе” с ростом числа таких центров. Это объясняется возрастанием рисков, которые несут экспортеры, а также недостатком адекватных источников финансирования в связи с ростом рисков.

Форфейтинг обладает существенными достоинствами, что делает его привлекательной формой среднесрочного финансирования. Основным достоинством этой формы является то, что форфейтер берет на себя все риски, связанные с операцией. Кроме того, ее привлекательность возрастает в связи с отказом в некоторых странах от фиксированных процентных ставок, хроническим недостатком во многих развивающихся странах валюты для оплаты импортируемых товаров, ростом политических рисков и некоторыми иными обстоятельствами. [8]

1.3.2 Сущность, виды и функции международного форфейтинга. Форфейтинг (от франц. a forfai - целиком) – это особая форма среднесрочного коммерческого внешнеторгового кредитования, операция продажи в кредит, которая представляет собой покупку кредитором долговых документов заёмщика «без права регресса» на любого предыдущего держателя обязательства.

Форфейтинг применяется преимущественно в сфере международной торговли и оказания услуг, так как его преимущество - возможность оплатить товар или услугу наличными деньгами сегодня, взамен выручки, которая должна быть получена в будущем.

Понятие «без права регресса» означает, что все риски и вся ответственность берётся на себя заёмщиком. В качестве долговых документов обычно выступают простые векселя и тратты, это так называемы «чистые» документы, предполагающие абстрактное обязательство.

Форфейтинг является формой кредитования, оформляемой оборотными документами и пригодной для любых торговых сделок, при этом, заёмщик не обязан закладывать весь свой бизнес или его существенную часть. Форфейтинг называют формой своеобразной трансформации коммерческого кредита в банковский кредит.

Этот способ кредитования внешней торговли особо распространён в Англии и в Германии. Сторонами участниками классической сделки форфейтинга являются продавец, покупатель (заёмщик) и банк-кредитор (покупатель долга заёмщика перед продавцом). Инициировать сделку форфейтинга могут и продавец и покупатель. Схема сделки заключается в том, что банк-форфейтор обязан выкупить долг заёмщика на определенных условиях, когда заёмщик предоставит ему документацию, удовлетворяющую интересам банка. Эта документация подтверждает наличие долга, факт передачи товаров (или услуг) покупателю, а также переуступку банку (форфейтору) права на получение выручки (в виде кредитной ценной бумаги). [9]

 

1.3.3 Преимущества и недостатки форфейтинговых операций. Существует два возможных инициатора форфейтинговой сделки - экспортер и импортер. Чаще всего в этой роли выступает экспортер либо его банк. И это естественно, поскольку для дисконтирования представляются или переводные векселя, выписанные экспортером, или простые векселя, оплачиваемые ему. Именно этим определяется необходимость проведения переговоров инициатора с форфейтером на ранних стадиях подготовки контракта. Еще до того, как экспортер и импортер подпишут контракт, форфейтер может определить свои требования к гарантии или авалю, хотя бы приблизительно указать размер дисконта. Без этой информации экспортер не в состоянии точно определить цену контракта.

Преимущества и недостатки форфейтингового финансирования

Форфейтинг является достаточно гибким инструментом международных финансов, но для него характерно несколько ограничений:

a. экспортер должен быть согласен продлить срок кредита на период от 6 месяцев до 10 лет и дольше;

b. экспортер должен быть согласен принимать погашение долга сериями;

c. если импортер не является государственным агентом или международной компанией, возврат долга должен быть безусловно и безотзывно гарантирован банком или государственным институтом, приемлемым для форфейтера.

Преимущества для экспортера

1. Предоставление форфейтинговых услуг на основе фиксированной ставки.

2. Финансирование за счет форфейтера без права регресса на экспортера.

3. Возможность получения наличных денег сразу после поставки продукции или предоставления услуг, что благотворно отражается на общей ликвидности, снижает объем банковских займов, дает возможность реинвестирования средств.

4. Отсутствие затрат времени и денег на управление долгом или на организацию его погашения.

5. Отсутствие рисков (все валютные риски, риски изменения процентных ставок, а также риск банкротства гаранта несет форфейтер).

6. Простота документации и возможность быстрого оформления вексельных долговых инструментов.

7. Конфиденциальный характер данных операций.

8. Возможность быстро удостовериться в том, что форфейтер готов финансировать сделку, оперативно согласовать условия сделки.

9. Возможность заранее получить от форфейтера опцион на финансирование сделки по фиксированной ставке, что позволяет экспортеру заранее подсчитать свои расходы и включить их в контрактную цену, рассчитать другие итоговые цифры.

Недостатки для экспортера

1. Необходимость подготовить документы таким образом, чтобы на самого экспортера не было регресса в случае банкротства гаранта, а также необходимость знать законодательство страны импортера, определяющее форму векселей, гарантий и аваля.

2. Возможность возникновения затруднений в случае, если импортер предлагает гаранта, не устраивающего форфейтера.

3. Более высокая, чем при обычном коммерческом кредитовании, маржа форфейтера.

Преимущества для импортера

1. Простота и быстрота оформления документации.

2. Возможность получения продленного кредита по фиксированной процентной ставке.

3. Возможность воспользоваться кредитной линией в банке.

Недостатки для импортера

1. Уменьшение возможности получить банковский кредит при пользовании банковской гарантией.

2. Необходимость платить комиссию за гарантию.

3. Более высокая маржа форфейтера.

4. Возможность возникновения трудностей с оплатой векселя как абстрактного обязательства в случае поставки некондиционных товаров или невыполнения экспортером каких-либо иных условий контракта.

Преимущества для форфейтера

1. Простота и быстрота оформления документации.

2. Возможность легко реализовать купленные активы на вторичном рынке.

3. Более высокая маржа, чем при операциях кредитования.

Недостатки для форфейтера

1. Отсутствие права регресса в случае неуплаты долга.

2. Необходимость знания вексельного законодательства страны импортера.

3. Ответственность за проверку кредитоспособности гаранта.

4. Необходимость нести все процентные риски до истечения срока векселей.

5. Невозможность совершить платеж раньше срока.

Недостатки, указанные в пунктах 2 и 3, характерны не только для форфейтера. Здесь они выделены по той причине, что для форфейтера не составляются дополнительные долговые соглашения, на которые он мог бы сослаться. Следует также помнить, что форфейтер несет политические и другие риски (риски трансферта, риски колебания валют). Они не отмечены как недостатки для форфейтера, поскольку присущи любой форме международного кредита.

Преимущества для гаранта

1. Простота оформления сделки.

2. Получение комиссии за свои услуги.

Недостаток для гаранта

Гарант принимает на себя абсолютное обязательство оплаты гарантируемого им векселя. [10]

Общая схема форфейтинга представлена на рисунке 4.

 

1.4 Пластиковые карты и их характеристика

 

1.4.1 История создания пластиковых карт. Идея кредитной карточки была выдвинута в книге Эдуарда Беллами "Глядя назад" в 1880 году. Однако, реально первая кредитная карта была выпущена лишь в 1914 году известной фирмой Mobil Oil (правда раньше эта фирма называлась General Petroleum Corporation of California). Выпущенные данной компанией карты использовались при оплате торговых операций по нефтепродуктам. Первые карточки были картонными, данные на них были либо написаны, либо выдавлены.

 

 

Рисунок 4 – Схема форфейтинга

 

В 1928 году Бостонской компанией Farrington Manufacturing были выпущены первые металлические пластинки, на которых выдавливался (эмбоссировался) адрес и которые выдавались кредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машинку, называемую импринтером, и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке.

Большинство специалистов считает, что начало банковских кредитных карточек было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из Национального банка Флэтбуш в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работу по кредитной схеме под названием "Charge-it". Эта схема предусматривала собой расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за мелкие покупки. После того, как покупка состоялась, магазин сдавал расписки в банк, и банк оплачивал их со счетов покупателей. Во Флэтбуше была впервые опробована классическая цепочка расчетов, используемая сейчас в банковском карточном бизнесе повсеместно.

Итак, на сегодняшний день крупнейшей платежной организацией является VISA Int., занимающей порядка 60% рынка банковских карт. Второй по величине является Europay/MasterCard Int., обладающая порядка 30 % рынка. Остальные десять процентов приходятся на карточки других международных организаций и локальные карточки различных банков. [11, С.4]

 

1.4.2 Классификация банковских карт. Банковские платежные карты изначально создавались как розничный продукт, ориентированный на держателя - физическое лицо. И сейчас во всем мире платежные карты для банков - одно из важных направлений розничного бизнеса. При этом маркетинговые цели бизнеса могут быть различными. В общем случае в зависимости от этих целей можно выделить три главных направления использования платежных карт:

1. для работы с клиентами банка - физическими лицами;

2. для работы с юридическими лицами и их сотрудниками в рамках зарплатных проектов;

3. карты могут предлагаться корпоративным клиентам в качестве дополнительной услуги для оплаты представительских расходов (корпоративные карты).

Зарплатные проекты, как известно, появились в Республике одними из первых. Основное количество карт выпущено именно в рамках этих проектов. По данным Национального Банка РБ на конец 2004 г. 90% выпущенных карт являются зарплатными, т.е. используются не как платежные инструменты, а только для получения наличных. Как на начальном этапе истории развития карточного бизнеса в стране, так и сейчас зарплатные проекты своей целью имеют:

- привлечение дополнительных ресурсов в виде остатков на карточных счетах сотрудников предприятия, на котором реализуется зарплатный проект;

- закрепление за банком крупного клиента - юридического лица, замкнув на себе еще большие денежные потоки клиента (если проект реализуется на предприятии, уже имеющем расчетный счет в банке);

- привлечение нового клиента - юридического лица с перспективой перевести его к себе на расчетно-кассовое обслуживание (если предприятие еще не имеет в банке расчетного счета).

Таким образом, зарплатные проекты можно рассматривать и как самостоятельные проекты, позволяющие привлекать дополнительные ресурсы на сч<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: