Советская живопись 1930-х годов




23 апреля 1932 г. Центральный Комитет коммунистической партии принял постановление "О перестройке литературно-художественных организаций", которым были ликвидированы все существовавшие в 1920-е гг. художественные группировки и создана единая организация – Союз художников СССР.

Была определена программа дальнейшего развития советского искусства на основе метода социалистического реализма. Самая тесная связь с жизнью должна была стать главным условием успешной творческой деятельности мастеров. Искусство должно было стать понятным массам.

Главным героем произведений должен быть человек труда, а сами "трудящиеся" должны были подвергаться "идейной переделке в духе социализма".

Высказываясь на Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г. о методе "социалистического реализма" М. Горький подразумевал творческое использование классического наследия мировой культуры, связь искусства с современностью, изображение современной жизни с позиций "социалистического гуманизма".

Темы искусства во всех видах и жанрах как будто предполагали разнообразие: от героики революции и гражданской войны до трудовых будней, подсказанных и выдвинутых самой жизнью.

Жанр портрета должен был оставаться одним из ведущих, поскольку реалистическое искусство всегда и прежде всего – исследование человека, его души, его психологии.

Конечно, одна и та же тема может быть развита и раскрыта по-разному, как в картинах Петрова-Водкина и Дейнеки, пейзажах Рылова и Нисского, портретах Кончаловского и Корина, как и в дальнейшем, не отступая от основных реалистических принципов видения натуры, по-разному работали и работают художники современности.

Большие усилия в 1930-е гг. были приложены к формированию национальных художественных школ, созданию "многонационального советского искусства".

Выставка "Индустрия социализма". В ней участвовало свыше 700 художников из Москвы, Ленинграда и других городов РСФСР и союзных республик. Представленные произведения были посвящены "лучшим людям страны, ударникам пятилеток, новостройкам советской индустрии", что впоследствии стало обязательным компонентом любой масштабной официальной выставки.

В 1932 г. были воссозданы закрытая в первые годы революции Всероссийская академия художеств и позже – Институт живописи, скульптуры и архитектуры.

Следует помнить, что 1930-е гг. – один из самых противоречивых и трагических периодов как в истории нашего государства, так и в его культуре и искусстве.

Одни как бы – или в действительности – канули в небытие, другие стати "ведущими художниками эпохи". Судьбой одних было умолчание, безвестность и трагическое забвение. Другие, наоборот, прославлялись и писали ложно оптимистические портреты «вождя народов» (Сталина), изображали жизнь деревни в больших праздничных полотнах.

Примером тому может служить картина С.В.Гкрасимова «Колхозный праздник». Впервые картина «Колхозный праздник» предстала перед зрителями на выставке «Индустрия социализма» в 1938 году.Вглядевшись в картину, замечаешь, что здесь нет ни одного не то что смеющегося, но даже улыбающегося лица.композиция, которая построена на плавных ритмах, спокойных линиях. Своих героев он располагает так, что руки большинства людей оказываются либо скрытыми за фигурами соседей, либо за гранью стола.

Вся сцена мастерски связана с пейзажем. Фигуры людей тесно сгруппированы на переднем плане, а там, сразу за их спинами, широко расстилается вольная гладь зеленого поля.

 

С. В. Герасимов "Колхозный праздник" 1937 г.

Залитое солнцем застолье на фоне бескрайнего летнего пейзажа стал одним из официальных символов искусства соцреализма после страшного голода начала 1930-х гг.

 

Вместе с тем в искусстве рассматриваемого периода можно назвать немало имен замечательных мастеров: К. С. Петров-Водкин, Π. П. Кончаловский, М. С. Сарьян, В. А. Фаворский, П. Д. Корин.

Ведущими становятся другие художники. Среди них главное место принадлежит Борису Владимировичу Иогансону (1893–1973), еще в 1920-е гг. написавшему такие произведения, как "Рабфак идет».

Его картины на историческую тему: «Допрос коммунистов», "На старом уральском заводе"

В этих произведениях Иогансон как будто бы стремится следовать традициям, заложенным русскими художниками, прежде всего Репиным и Суриковым. И действительно, художник умеет изобразить "конфликтные ситуации": в "Допросе коммунистов" это столкновение двух разных сил, пленных и врагов, в "Урале Демидовском" (второе название картины "На старом уральском заводе") – рабочего и заводчика, взгляды которых по воле художника скрещиваются совсем как взгляды рыжебородого стрельца и Петра I в суриковском "Утре стрелецкой казни".

Допрос коммунистов

На старом уральском заводе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: