Образовательная среда предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Предметно – развивающая среда- определенное пространство, организованно оформленное и предметно – насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно – пространственная среда должна быть:
- содержательно – насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически – привлекательной.
В первой группе раннего возраста в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому каждый раз игровая среда должна обновляться (постройки, игрушки, материалы), чтобы пробудить у детей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В группе должны быть созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей; площадь, свободная от мебели и игрушек; обеспечение детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности; игрушки должны меняться несколько раз в день для стимуляции детской активности.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участием в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно – пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр).
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
1. Экологический центр со сменными сезонными материалами, стенды «Уголок природы и погоды», календарь, познавательная литература о природе, дидактические игры; различные комнатные растения; природный материал (шишки, листья, семена, песок в закрытых контейнерах), оборудование для труда в природном уголке.
2. Центр художественного творчества: оборудование для самостоятельной изобразительной деятельности: карандаши, краски, трафареты, шаблоны, мелки, цветная бумага, альбомы для рисования и изготовления поделок, оборудование для аппликации, альбомы с образцами художественных росписей, поделок и др.; материал для ручного труда; дидактические игры;
3. Центр сенсорного развития: шнуровки, пирамидки, застежки, вкладыши, мозаики различного вида и размера, логические кубики, дидактические игры на восприятие, классификацию, сенсорные эталоны (цвета, формы, величины); игры и игрушки на развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, дидактические столы.
4. Центр конструирования: конструкторы деревянные настольные и напольные для конструирования, другие конструкторы различных видов и размеров (пластмассовые, деревянные, металлические), мелкие игрушки, машинки и др. материал для обыгрывания построек, схемы для самостоятельного конструирования.
5. Двигательный центр: оборудование для организации самостоятельной двигательной активности детей, развития меткости, ловкости, координации движений и других физических качеств; оснащен традиционным и нетрадиционным физкультурным оборудованием; оборудование для оздоровительных и закаливающих мероприятий; имеется спортивный инвентарь для физической активности детей на участке.
6. Центр музыкально - театральный: различные виды театров; оборудование для разыгрывания сценок и спектаклей, организации игр-драматизаций; музыкальные инструменты.
7. Центр детской книги: книги детских писателей различных форматов, портреты детских писателей и поэтов, иллюстративный материал, аудиокниги.
8. Центр сюжетно-ролевых игр атрибутика сюжетно-ролевых игр
«Больница», «Магазин», «Семья», «Шоферы», игрушки и игровые наборы соответствующие тематике игр, предметы детской спецодежды.
Для развития у детей представлений о человеке в истории и культуре в детском саду создан мини-музей «Русская изба». Собрано огромное количество демонстрационного и наглядного материала.
Для формирования элементарных математических представлений. В методическом кабинете на всю группу имеются блоки Дьёнеша, «Сложи узор», «Палочки Кьюизенера», подобран богатый материал по развитию мышления, памяти, внимания, ориентировки в пространстве, времени, счёту.
В группе оформлен речевой уголок, уголок книги, имеется подбор сюжетных картин, дидактических, словесных игр, художественной литературы, схем для развития связной речи, материал для развития грамматически правильной речи, обогащения словаря.