Задания подготовлены доцентом кафедры педагогики и психологии Еремеевой Л.И.




Формы организации процесса обучения в вузе

Технологическая карта для конструирования системы занятий по вузовской методике обучения

Этапы обучения Основная задача Организационная форма и технологические приемы
Вводные занятия Актуализировать личный опыт и знания студентов для введения в тему. Помочь в самоопределении и личном целеполагании по отношению к теме. Разработать индивидуальные образовательные программы и построить общую программу по теме. Вводный семинар, вводная лекция, занятия по целеполаганию, лекция-беседа, лекция-диалог, инструктивная лекция, информационная лекция, историческая лекция, анкетирование, тестирование.
Основная часть Достичь главных целей по теме. Выполнить основное содержание образовательных программ. Освоить содержание темы, соответствующее образовательным стандартам. Проблемный семинар, семинар-исследование, концептуальная лекция, текущая лекция, методологическая лекция, обобщающие лекции, семинар с групповой работой, проблемная лекция, информационная лекция.
Контроль Проверить и оценить уровень достижения поставленных целей. Обнаружить изменения в личностных качествах студентов их компетенциях, знаниях, умениях, освоенных способах, в созданной образовательной продукции. Зачетное занятие, рецензирование, анкетирование, тестирование, контрольные работы, составление таблиц, составление опорных схем-, составление списка основных проблем, составление вопросов для викторин
Рефлексия Вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, индивидуальные и коллективные результаты деятельности, возникшие проблемы и способы их решения. Соотнести поставленные цели с результатами обучения. Семинар -«круглый стол», рефлексивная лекция, рефлексивный семинар, семинар-выставка, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция вдвоем.

 

Лекция

Лекция (от лат. lectio — чтение) — систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера, одна из форм организации обучения. Лекция — устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, сложностью логических построений, концентрированностью мыслительных образов, доказательств и обобщений. Лекция — форма обучения, при которой педагог, излагая материал, помогает формулировать проблемы, осваивать логику познания, делать собственные открытия. Лекция формирует у студентов умение внимательно слушать объяснение, активно воспринимать его и фиксировать в письменном виде, осмысливать и выделять в предложенной информации главное. Лекция позволяет систематизировать материал целой темы; развивает эмоциональную сферу и повышает их интерес к предмету. Лекционная форма способствует обучению правильной монологической речи. Современная методика предусматривает различные виды лекций: вводная, тематическая, установочная (ориентировочная), обобщающая, обзорная. Выбор вида лекций обусловлен спецификой темы, решаемых образовательных, воспитательных и развивающих задач. При подготовке к лекции должно быть обращено внимание на научность и доступность излагаемого материала, эмоциональность изложения, органическую связь с другими формами учебных занятий: семинарами, лабораторными и практическими занятиями, экскурсиями.

Ход лекции.

I этап. Актуализация темы, постановка задач.

II этап. Фронтальная работа со студентами в соответствии с различными заданиями:

1. Составление плана, тезисов, конспекта.

2. Заполнение разного вида таблиц (обобщающих, аналитических, сравнительных).

3. Решение ряда мыслительных задач, проблемных вопросов.

4. Составление вопросов для самоконтроля по содержанию лекции.

5. Записи новых терминов, понятий.

6. Работа с источниками.

III этап. Обратная связь.

Педагог проверяет, как усвоен материал лекции (теоретический и практический). Обсуждение выполнения заданий: составления планов, тезисов, практической работы; проверка материала; восстановление недостающих частей плана, проведение контрольных работ, и др.

IV этап. Подведение итогов. Решение проблемных задач. Ответы на вопросы, требующие мыслительных операций. Рекомендация дополнительной литературы.

Требования к лекции:

1. Научность содержания.

2. Строгий отбор необходимой информации.

3. Доступность и наглядность изложения.

4. Логичность изложения материала.

5. Грамотность речи, оптимальный темп речи, хорошая дикция лектора.

В зависимости от места лекции в системе обучения и специфики решаемых задач, возможно применение разных видов лекций. В педагогической литературе выделяют 25 видов лекций, в том числе и нетрадиционных. Приведем описания некоторых из них.

· Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение старшеклассникам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекции в практике вуза.

· Лекция теоретического конструирования проводится с целью обучения умению систематизировать и обобщать теоретические знания. В качестве теоретической основы на лекции выбирается определенная концепция, принципы, правила, законы, теории, картина мира.

· Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует в системе работы по данному курсу, теме. Педагог знакомит студентов с назначением и задачами раздела, его ролью. Дается краткий обзор раздела или темы, называются вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, уточняются сроки и формы отчетности для студентов.

· Обзорная лекция проводится с целью систематизации знаний на высоком научном уровне. Она включает большое число ассоциативных связей, направленных на раскрытие внутрипредметных и межпредметных связей, при этом исключаются детализация и конкретизация излагаемого материала. Как правило, стержень теоретических положений такой лекции составляют понятийная и концептуальная основы всей темы или раздела.

· Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», — наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Ее преимущество состоит в том, что педагог акцентирует внимание слушателей к наиболее важному материалу темы с помощью вопросов аудитории, которые могут быть как элементарными, так и проблемными.

· Лекция-дискуссия отличается тем, что преподаватель при изложении материала использует не только элементы фронтальной беседы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

· Лекция-консультация. Занятия в форме лекции-консультации проводятся, когда тема носит сугубо практический характер. После краткого изложения основных вопросов темы студенты задают педагогу вопросы, ответам на которые может отводиться до 50% учебного времени. В конце занятия организуется небольшая дискуссия — свободный обмен мнениями, после чего преподаватель подводит итог.

· Методологическая лекция раскрывает характер, структуру и методы научного познания. Схема изложения материала может быть следующей: факты > гипотеза > модель > выводы > подтверждающий эксперимент > практическое применение.

· Обобщающая лекция преследует цели закрепления и систематизации знаний студентов. Проводится в завершение изучения раздела. В ходе такой лекции педагог вновь выделяет узловые вопросы, широко используя обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы, опорные конспекты, крупноблочные опоры, графологические структуры. Это позволяет включить усвоенные знания, умения и навыки в новые связи и зависимости, перевести их на более высокие уровни, применять в нестандартных, творческих ситуациях.

· Инструктивная лекция знакомит студентов с технологией их предстоящей деятельности, с особенностями выполнения отдельных действий и способов работы. Такую лекцию проводят с целью организации последующей самостоятельной работы по углублению, систематизации и обобщению изучаемого материала в ходе лабораторных занятий и практикумов. Студенты получают методические рекомендации по работе с учебной литературой, с содержанием темы, по выполнению инструктивных заданий.

· Видеолекция предусматривает подбор необходимых видеоматериалов по изучаемой проблеме. Перед началом их просмотра формулируются цели и задачи, в ходе просмотра педагог комментирует происходящие на экране события.

· Проблемная лекция предполагает достижение трех основных целей: 1) усвоение теоретических знаний, 2) развитие теоретического мышления. 3) формирование познавательных интересов. В ходе такой лекции студенты вовлекаются в живой диалог, они высказывают свои мнения, задают вопросы. Задача педагога — использовать методические приемы, включающие студентов в общение.

· Мультимедийная лекция проводится с использованием мультимедийных проекционных систем или предполагает работу студентов в компьютерном классе. Она может быть полностью автоматизирована и сопровождаться заранее записанным текстом. Мультимедийная программа демонстрирует последовательно кадры (слайды), которые раскрывают содержание лекции, определяют задания для студентов.

· Лекция вдвоем предполагает динамизацию проблемного содержания учебного материала в живом диалогическом общении двух педагогов между собой. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например представителя двух научных школ, предметов, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного решения и т. п.

Семинар

Семинарские занятия — организационная форма, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы. Семинар — форма коллективной самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей, коллективного творчества. Существует три подхода к организации и проведению семинарских занятий:

1. Повторительно-обобщающего типа; материал сначала излагается педагогом на лекции, а затем самостоятельно прорабатывается студентами и обсуждается на семинаре. Цель такого семинара — обобщение и систематизация знаний.

2. Семинары, построенные на сочетании обобщения с изучением нового материала; в ходе семинара обобщение сочетается с изучением нового материала.

3. Семинары, полностью направленные на изучение нового материала. Проведение семинара с целью изучения нового материала — это самостоятельная форма обучения, т.е. в процессе подготовки к нему студенты самостоятельно изучают материал.

Виды семинарских занятий:

· Вводный семинар

· Семинар-проект

· Обзорный семинар

· Семинар-дискуссия

· Семинар-деловая игра

· Поисковый семинар

· Семинар-исследование

· Семинар с индивидуальной работой

· Семинар с групповой работой (учебный «мозговой штурм»)

· Аналитический семинар

· Семинар-«круглый стол»

· Контрольно-обобщающий семинар

Подготовка к семинару предполагает следующие этапы:

1. Выбор темы, определение задач.

2. Подбор дополнительной литературы.

3. Распределение заданий и тем для сообщений.

4. Организация предварительной работы, консультации.

5. Выбор методов и приемов проведения.

6. Подбор средств наглядности.

7. Составление плана проведения семинара.

Структура семинарских занятий может быть различной. Она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности студентов к самостоятельной работе.

1. Вводное слово педагога, формулирование задач, постановка проблемы, знакомство с планом проведения семинара.

2. Выступление студентов(сообщения по заданным темам).

3. Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.

4. Подведение итогов (анализ сообщений, оценка выступлений).

С целью активизации мыслительной деятельности студентов, пробуждения у них интереса к обсуждаемому вопросу, целесообразно включение в семинар элементов новизны, а именно: тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, приведение новых интересных фактов, использование новых наглядных и технических средств, применение информационных технологий обучения (мультимедиа и др.).На семинарах целесообразно использовать групповую форму организации самостоятельной работы студентов. В группу, как правило, объединяются 5- 7; из их числа назначается консультант, который выполняет координационную функцию, устанавливая связи между всеми студентами. Каждая группа получает задание по подготовке выступлений (с использованием учебника и дополнительной литературы), подбору наглядного материала. Задача педагога: проводить консультации, инструктаж с группами и отдельными студентами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: