Значение метода монтажа в драматургии и режиссуре ЛМК
Введение
Период развития жизни нашего общества усиливает необходимость научно обоснованных подходов во всех областях жизни, в том числе и в сфере культуры и досуга. В культурную деятельность прямо или косвенно включено большинство слоев населения страны. Необходимость выделить театрализованные представления в отдельный род искусства, имеющий специфику как в плане соотношения функций и задач, так и в художественной образности, назрела давно.
Театрализованное представление – синтетическая форма, объединяющая множество видов искусства (живопись декоративного оформления, литература, музыка, театр, танец, пластика, кино, цирк, эстрада и др.), а также различные виды спорта, и всё это органично переплетается в единой художественной ткани с документальным, местным материалом и деятельностью самих участников массового действа. Однако это не сумма образов, а живой целостный организм, где каждая отдельная деталь, картина, номер живут не сами по себе, а как частица единого целого.
Содержание драматургии театрализованного представления, его эпизодов выражается органическим сочетанием в одном произведении номеров разного жанра, слова, музыки, вокала, хореографии, пантомимы, кино, изобразительного искусства и т.д., отобранных или созданных режиссером-автором в процессе изучения материалов, связанных с темой представления.
Взаимодействие различных видов искусств в наше время приобретает многозначный характер, и динамика нарушений их границ все нарастает. Сегодня классификация видов и жанров становится делом чрезвычайно сложным, ибо виды и жанры настолько связаны друг с другом, причудливо переплетены, что обозначение их границ зачастую довольно условно. Вместе с тем, есть многое, что роднит виды искусств, давая им общность ощущения времени, эпохи и задач, поставленных временем.
|
Для полного, органичного, уместного соединения видов искусств в театрализованных представлениях используется метод монтажа. Монтаж - это художественный метод соединения разножанрового материала. Как уже было сказано выше, нет сферы, которая не развивалась бы параллельно с обществом. Так и искусство со временем приобретало все больше инструментов и совершенствовало их использования для более сильного воздействия на ум и чувства зрителя.
Так монтаж неотделимо связан с жанром литературно-музыкальная композиция, где даже в названии отражена синтетическая составляющая сценария.
Литературно-музыкальная композиция универсальна по своей сути. Являясь средством эстетического воспитания, она развивает воображение, благодаря не прямой связи номеров, несомненно, оказывая эмоциональное воздействие на зрителя. А также важным положительным критерием литературно-музыкальной композиции при её осмыслении становится необходимость системы сопоставления её компонентов с другими видами искусства (живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино и т.п.) и различными историческими документами.
Монтажная организация материала создает условия, при которых у аудитории возникают мысли не столько по ходу действия, сколько о ходе действия. Поэтому с педагогических позиций необходимо «факты жизни» и факты искусства» связывать между собой таким образом, чтобы узлы были очевидны, события не следовали одно за другим, а в промежутках между ними могло родиться суждение. Такой эффект рассчитан на то, чтобы вызвать у зрителей реакцию, заранее предусмотренную авторами.
|
Недооценка и недопонимание значения метода монтажа при написании сценариев театрализованных представлений ведут к единообразию театрализованных представлений, «угловатой» трансформации точки зрения режиссера, невозможности выразить массу идей, падению уровня эстетического и интеллектуального восприятия зрителем художественного материала, что ведет к понижению качества профессиональной деятельности в сфере культуры.
Сейчас, в пик развития информационных технологий, монтаж благодаря различным нетрадиционным приемам в построении художественного материала вышел на новый уровень. Для построения эпизодов в театрализованных представлениях сейчас используется не столько человеческий фактор, сколько различные технические средства, которые постепенно замещают человека, смещая его роль. С появлением зрелища, создаваемого новыми технологиями, смысловая составляющая, суть которой и была заложена в методе монтажа изначально, уходит на второй план, оставляя место монументальности и красочности. Особенно заметно это в больших городах.
Так благодаря широкому, часто неоправданному использованию технических средств, потенциальный зритель, приходя на театрализованное представление желает получить яркую картинку, а не новые мысли, с расшифровкой задумки режиссера. Это явление не обходит и небольшие города, потому популярность театрализованных представлений падает, уступая место непрерывному, яркому, не несущему особого смысла действу.
|
Так, чтобы снова привлечь внимание к такому виду искусства как театрализованное представление режиссеру сегодня необходимо большое количество технических средств для более яркого воплощения задумки, для удержания внимания современного зрителя. Но сутью для режиссера непременно должно оставаться совмещение такого способа с главной целью – донести определенную мысль.
Цель: доказать монтажность структуры литературно-музыкальной композиции на примере организации и постановки литературно-музыкальной композиции «…».
Задачи:
- Рассмотреть понятие литературно-музыкальная композиция
- Ознакомиться с особенностями режиссуры литературно-музыкальной композиции
- Изучить понятие «монтаж» в структуре литературно-музыкальной композиции
- Выявить уровень значения метода монтажа в драматургии и режиссуре литературно-музыкальной композиции
Объект исследования: литературно-музыкальная композиция «…».
Предмет исследования: монтаж в режиссуре и драматургии литературно-музыкальной композиции.
Понятие литературно-музыкальная композиция и её отличительные особенности
Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.
Понять литературно-музыкальную композицию как сложившийся вид театрализованного представления можно лишь при сравнении, сопоставлении с другими видами и разновидностями явлений данного рода.
Есть принципиальная разница между агитационно-художественными представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны – они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества.
Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная – в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.
Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего.
Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.