Реальные и потенциальные угрозы в научно-технической и технологической сфере




В современных условиях результативность науки все в большей степени определяется характеристиками научно-технического потенциала, который включает в себя совокупность кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, организационных и иных ресурсов, необходимых для осуществления научной и научно-технической деятельности. Мировая практика показывает, что наука не может нормально результативно функционировать без стабильного наращивания научно-технического потенциала.

Научно-техническая сфера является одной из важнейших сфер для успешного развития государства. Она включает в себя широкий спектр направлений: микроэлектронику, космическую отрасль, атомную сферу, различные технологии, науку в целом и др.

В постановлении Правительства Российской Федерации № 1291 от 11.10.1997 г. «О государственной аккредитации научных организаций» научно-техническая сфера понималась как совокупность учреждений, организаций, подразделений и иных структур разных форм собственности, отраслевой и ведомственной принадлежности, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность, и участвующих в реализации ее результатов, через инновационную деятельность, в различных сферах народно-хозяйственного комплекса страны.

Научно-техническую сферу К. И. Плетнёв предлагает определять как совокупность (общность) учреждений, организаций, а также физических лиц, находящихся в определенной взаимосвязи и взаимодействии при осуществлении ими научной и научно-технической деятельности и участии в деятельности инновационной.

Структура научно-технической сферы согласно данным Госкомстата России состоит из следующих экономических субъектов: 1. Научно-исследовательские организации. 2. Конструкторские бюро. 3. Проектные и проектно-изыскательские организации. 4. Опытные заводы. 5. Высшие учебные заведения. 6. Промышленные предприятия. 7. Прочие.

Структура научно-технической сферы по секторам экономики согласно официальной статистике подразделяется на следующие сектора экономики: 1) Государство. 2) Высшее образование. 3) Предпринимательство. 4) Некоммерческие организации.

Ведущую роль в формировании доктринальной базы научно-технологической сферы России играет Стратегия научно-технологического развития, кроме того долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации и Стратегия национальной безопасности как ключевая стратегия нашей страны во всех сферах.

Законодательной основой научно-технологического развития нашей страны является большое количество документов, в том числе и доктрин, разработанных и подготовленных РАН, а также законы и распоряжения на всех уровнях власти, которые определяют инновационную деятельность. Однако основными документами в развитии научно-технологической сферы являются Стратегия научно-технологического развития РФ и Стратегия инновационного развития РФ, именно их анализ дает широкое представление о положении дел в стране в данной отрасли.

В принятой 1 декабря 2016 года Стратегии научно-технологического развития РФ понятие научно-технологического развития нашей страны определяется как трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на вызовы. К этим самым, так называемым «большим вызовам» можно отнести угрозы национальной безопасности; рост нестабильности, как во всем мире, так и на локальном уровне; высокое технологическое развитие не только в мировой экономике, но и во всех жизненных сферах (преимущественно микроэлектроники; она входит во все научно-технические сферы). К другим «большим вызовам» относится рост мировой конкуренции, которая на сегодняшний день включает в себя не только конкуренцию в сфере рынка товара, услуг и денег, но также глобальную конкуренцию в научно-технологической сфере, развитии инноваций и человеческого потенциала. В связи с этим возникает проблема «утечки мозгов» в нашей стране.

Выделяют следующие угрозы технологической безопасности:

1. Внешние: научно-техническая разведка; промышленный шпионаж; затруднение доступа к мировым рынкам новейших технологий через ужесточение протекционизма, информационных войн; предоставление грантов отечественной науке по линии международных фондов; ввоз в страну зарубежных высоко отходных технологий и оборудования, не отвечающих строгим экологическим стандартам; несанкционированный доступ к информационным ресурсам отечественных предприятий.

2. Внутренние: деиндустриализация экономики; консервация технологического отставания отечественной промышленности от мирового уровня; преимущественное развитие отраслей, связанных с добычей сырья и топлива; неблагоприятный инвестиционный климат; отток капитала; утечка интеллектуала в виде оттока высококвалифицированных специалистов, интеллектуальной миграции, а также отток специалистов из научно-технической сферы в коммерческие структуры; сокращение расходов на науку и НИОКР, на образование и подготовку высококвалифицированных кадров.

Все их также классифицируют на реальные и потенциальные.

Реальные угрозы безопасности отражены на рисунке 5, потенциальные – на рисунке 6.

 

Рисунок 5 – Реальные угрозы в научно-технической и технологической сферах

Рисунок 6 – Потенциальные угрозы в научно-технической и технологической сферах

В настоящее время одной из основных внешних угроз информационной безопасности России в сфере науки и техники является попытка передовых мировых держав всевозможными мерами затормозить научно-технический прогресс и ограничить развитие научно-технического потенциала России. По существу с этой целью США и Западом после «Крымской весны» и начала вооруженного конфликта в Донбассе, были введены и продолжают ужесточаться антироссийские санкции (хотя к нашей стране они в той или иной форме применялись всегда).

К сожалению, после развала СССР Россия находится в технологической зависимости от высокоразвитых стран, поскольку отечественные отрасли электронной промышленности до настоящего времени не способны создавать наукоемкую продукцию, которая была бы конкурентоспособна на мировом рынке. Это закономерно приводит к использованию зарубежных информационных технологий при создании национальной информационной инфраструктуры, что свидетельствует о значительном научно-техническом отставании нашей страны от развитых государств.

В Стратегии от 1 декабря 2017 года большое значение придается советскому опыту в научно-техническом развитии страны. Так, инженерная школа, воплощавшая науку и образование, была тем государственным инструментом, который обеспечивал достижения технологического лидерства или, как минимум, паритета с промышленно развитыми странами в ключевых военных и гражданских областях. Сейчас необходимо создать преемственность между системами подготовки кадров в научно-технологической сфере (инженеров) в СССР и России. Промышленная политика государства подразумевала мощные проекты в базовых высокотехнологических областях. Для них составлялись программы исследований академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, готовились профессиональные, точечные кадры в школах и вузах. Государство консолидировало усилия промышленных и научных предприятий внутри одной или нескольких отраслей и формировало тем самым межотраслевую кооперацию. В стране блистательно разрабатывались и серийно производились долгоживущие (20-25 лет и более) сложные технические системы высокой надежности и готовности, высокотехнологичные и наукоемкие объекты. Можно заключить, что в СССР существовала «экономика знаний», а уникальной, плановой форме. Согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации именно эту преемственность от СССР и нужно перенять современной РФ.

В рамках научно-технологической политики необходимо обеспечить создание собственных центров подготовки компетентных специалистов, сделав при этом акцент на частные компании, которые являются лидерами в технологической сфере, необходимо выйти на лидирующий уровень разработки энергетических, оборонных и транспортных технологий, а также поддерживать международную интеграцию в данных сферах в таких организациях, как ШОС и БРИКС.

«Утечка мозгов» - виды миграционной активности и мотивационной направленности, при которых из страны выезжают квалифицированные специалисты; это ситуация, при которой большое количество образованных и высококвалифицированных специалистов покидают свою собственную страну, чтобы жить и работать в другом государстве, где оплата и условия лучше; убытие образованных или квалифицированных людей из одной страны, сектора экономики, области в другую, обычно за лучшей оплатой или условиями жизни.

Классическую утечку мозгов, когда специалист переезжает в другое государство, для определенности называют «внешней» утечкой мозгов. Может иметь место и так называемая «внутренняя» утечка мозгов 2 типов.

«Внутренняя утечка мозгов» первого типа — это привлечение наиболее квалифицированных специалистов в сфере высоких технологий, проживающих на территории своего государства, к сотрудничеству с организациями другого государства (государств), путем их найма на работу в филиалы зарубежных организаций, расположенных на территории государства проживания этих специалистов, либо путем дистанционной работы, аутсорсинга. В этом случае не происходит физического перемещения высококвалифицированных специалистов из одного государства в другое, но эффект в принципе тот же: высококвалифицированные специалисты работают по своей специальности, но в организациях другого государства. Это явление не так заметно, как миграция специалистов, но, может быть, даже более опасно. Оно в большей степени латентно, поскольку не поддается прямому учету, как выезд мигранта на границе. Кроме того, государству, в организациях которой работают специалисты, такой вариант обходится дешевле, чем классическая «утечка мозгов» с переездом специалиста в страну, хотя бы в силу разницы в оплате труда. Сюда же можно отнести и тот вариант, когда специалист работает формально в организации своего государства, но по сути на организацию другого государства на основании договоров между двумя организациями.

«Внутренняя утечка» мозгов второго типа — это процесс перехода высококвалифицированных специалистов из высокотехнологичных сфер экономики (фундаментальная наука, прикладная наука, разработки и др.) в «низкотехнологичные» сферы экономики, где уровень зарплат заметно выше, чем в высокотехнологичных сферах. При этом высококвалифицированные специалисты остаются на территории государства, однако они не заняты в высокотехнологичных отраслях экономики.

В числе причин, вызывающих отъезд специалистов за рубеж, можно назвать следующие: низкий уровень заработной платы в науке и сфере высоких технологий; низкая техническая вооруженность предприятий науки и сферы высоких технологий; организационные проблемы (недофинансирование, бюрократия, волокита, пр.); отсутствие возможностей для самореализации как ученого, профессионального роста; отсутствие благоприятной среды для развития научного и/или высокотехнологичного предпринимательства; дискомфортные условия проживания (жилище, доступность инфраструктуры, социальные блага, уровень преступности, экология, пр.); большая ценность европейского и американского дипломов; политическая ситуация в государстве; постоянно растущие цены; низкий уровень социального обеспечения; повышение пенсионного возраста.

Основными последствиями «утечки мозгов» для государства, которое покидают ученые и специалисты, являются: снижение научно-технического потенциала; замедление темпов развития высокотехнологичных секторов экономики; деформации структуры отраслей в экономике; ухудшение социальной структуры общества; общий спад экономики.

Интеллектуальная собственность – это совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также различные средства индивидуализации юридических лиц, продукции, производимых видов работ, всяческих услуг, которым дается правовая охрана, полученные во время творческой активности субъекта, выраженные в объективной форме.

К ним относят: изобретения любого уровня; рационализаторские предложения на производстве; художественные произведения; литература (включая авторский смысловой перевод); ранее не используемое изображение, символику; логотипы, названия и изображения, применяемые в коммерческих целях; средства идентификации организаций с полным объемом работ, производимых товаров и услуг.

За защиту интеллектуальной собственности отвечают международные и российские нормативные правовые акты.

Согласно международным конвенциям, Российская Федерация принимает участие в действиях на международной арене, имея равные права с остальными участниками соглашения. Охрана интеллектуальной собственности на столь крупном поприще осуществляется согласно таким актам: Всемирной конвенции об авторском праве, утвержденной в 1952 году, Бернской конвенции об охране произведений, относящихся к художественным, принятой в Берне в 1886 году. Также задействованы различные акты в отношении фонограмм, договор об авторском праве и охране промышленной деятельности. Существуют и другие документы, регулирующие и регламентирующие защиту результатов интеллектуальной деятельности.

В законодательстве РФ с введением в действие 18 декабря 2006 года части 4 ГК РФ была разрешена назревавшая десятилетия необходимость упорядочить системы нормативных правовых актов, которые регулируют отношения в сфере охраняемых законом прав на результаты (объекты) интеллектуальной деятельности, а также различные средства индивидуализации юридических лиц, продукции, производимых видов работ, всяческих услуг. Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в формате охраняемых результатов интеллектуальной собственности, распространяются на все средства индивидуализации юридических лиц, а также производимых товаров и услуг, выполняемых работ и деятельность предприятий.

Перечень объектов интеллектуальной собственности закрыт, выполняется охрана только тех объектов, которые присутствуют в части 1 статьи 1225 ГК РФ. Упомянутые объекты подразделяются на три категории: объекты интеллектуальной собственности, охраняемые авторским правом (научные и литературные произведения); объекты, охраняемые патентным правом (научные изобретения, действующие модели, образцы промышленного типа); объекты интеллектуальной собственности, индивидуализирующие субъектов предпринимательства, изготавливаемая или реализуемая ими продукция, производимые работы, определенные услуги (фирменная торговая марка, коммерческое обозначение, местоположение на карте, место, где происходит изготовление продукции).

На территории РФ охрана итогов интеллектуальной деятельности и защита интеллектуальных прав на данные результаты регламентируется и иными правовыми отраслями.

В данных целях нужно взять в учёт отраслевую принадлежность норм, которые устанавливают ограничения за определённые нарушение интеллектуальных прав. Эти ограничения поставлены в области публичного права в УК РФ и КоАП РФ. В области частного права данные ограничения установили в ГК РФ.

В части 1 статьи 7.12 КоАП РФ предусматривается административный штраф с конфискаций контрафактных объектов интеллектуальной собственности для физических лиц, юридических лиц и должностных лиц за ввоз, распространение, нелегальную продажу, иной вид реализации образцов произведений или фонограмм с целью получения дальнейшего заработка. А также согласно вышеуказанной статьи части 2 налагается административный штраф за незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца.

Стоит отметить, что в УК РФ имеются статьи, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав (статья 146 УК РФ), нарушение прав изобретателя или патента (статья 147 УК РФ). Также присутствует статья 180 УК РФ, где предусматривается наказание за нелегальное применение средств индивидуализации продукции или услуг.

Но при этом до сих пор остаются следующие проблемы:

1. Нарушение авторских и других прав собственников интеллектуального продукта. Повсеместное нарушение на территории РФ прав авторов понижает инвестиционную привлекательность рынка, так как делает его небезопасным для зарубежных вложений. На практике основные нарушения состоят в объявление себя автором чужого произведения, изобретения и т. д.; выпуск чужого произведения под своим именем; заимствование без указания автора; принуждение к соавторству путем угроз; получение патента лицом, не принимавшим участие в разработке модели и др. Из-за развития информационных технологий, в том числе Интернет-ресурсов повышается сложность защиты и контроля за нарушением авторских прав в сети. Зачастую, опубликовывая информацию собственник становится более уязвим, так как круг нарушителей расширяется, а, следовательно, отследить конкретное лицо и привлечь его к ответственности становится невозможным. Примерно 95% авторских прав используются в информационно-телекоммуникационной сети-интернет бесплатно, так как специальное законодательство по электронной коммерции отсутствует, а IT-бизнес незащищен.

2. Низкий уровень доверия к патентной системе и уважения к статусу автора изобретения, произведения и т. д. Статус создателя продукта в России на сегодняшний день также низко оценивается, а пользование им происходит с достаточным количеством нарушений его прав. В первую очередь, авторы игнорируют необходимость патентования, так как считают этот институт неэффективным, не знают о его существовании, не доверяют, экономят и многое другое. Однако законодательством предусмотрены иные способы защиты, которые менее надежны, но могут обезопасить автора, к примеру, нотариальное удостоверение (протокол осмотра личного интернет-сайта компании), запись произведения на внешний носитель (снять видео разработки уникального промышленного образца либо процесса создания), депонирование объектов авторских и смежных прав и т. д. Во вторую очередь, государство не развивает систему патентования, делая ее более доступной. Патентная защита препятствует получению конкурентами экономической выгоды при неправомерном использовании чужих результатов интеллектуальной деятельности. Монополия владения инновацией позволяет компании получать технологическую ренту и коммерциализировать интеллектуальную собственность.

3. Отсутствие четких критериев для расчета размера компенсации в случае нарушения исключительных прав. Обычно сумма требований заявляется правообладателем произвольно, так как законом установленные суммы сильно дифференцированы (от 10000 до 5000000 рублей). Отсутствие объективной независимой оценки права приводит к злоупотреблениям правами при взыскании компенсаций.

4. Правовая и экономическая безграмотность населения РФ. На сегодняшний день образование в России происходит без учета развития технического прогресса. Бизнес-образование игнорируется практически во всех основных образовательных программах. Отсутствие специалистов в области промышленной собственности замедляет процесс развития в данной сфере, так как несмотря на появление новых технологий, происходит игнорирование механизмов их внедрения в общественную жизнь и закрепления новых результатов инновационной деятельности в законе.

5. Отсутствие законодательно установленного перечня критериев видов интеллектуальной собственности как товара. Защита объектов интеллектуальной собственности специфична и к каждому поименованному в ГК РФ объекту предусмотрены свои правила. Если на государственном уровне игнорируются вопросы разграничения предметов регулирования, то на уровне предприятий происходят лишь незначительные попытки определить место интеллектуальной собственности в балансовых отчетах, налоговых декларациях.

Так как интеллектуальная собственность не отвечает общим представлениям об экономическом содержании собственности, продукты ее присваиваются материально, не отчуждаясь.

Промышленный шпионаж означает активные действия, направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц, ведущиеся негосударственными организациями и частными лицами; это приобретение любым обманным путем интеллектуальной собственности, принадлежащей какому-либо юридическому лицу, которая была создана или законно приобретена этим юридическим лицом с целью произвести что-то, что имеет или может иметь промышленную ценность и, в более широком плане, ценность для национальной экономики.

На него благоприятно влияют такие факторы, как рост инфляции, усиление конкуренции и социальной напряженности.

К методам незаконной разведки, то есть промышленного шпионажа относятся: разведывание интересующей информации у специалистов-конкурентов; подкуп сотрудников из закрытых подразделений конкурента; внедрение агентов на фирму ведущих специалистов; хищение документов, чертежей и образцов изделий; негласный контроль над деловой корреспонденцией; незаконное получение информации у государственных чиновников.

В. А. Урзов, О. А. Ефимова выделили большее количество способов промышленного шпионажа: сбор сведений от бывших сотрудников, от других конкурентов, клиентов или поставщиков; скрытое наблюдение за деятельностью конкурирующего предприятия или его учредителей/директоров/должностных лиц, имеющих непосредственное отношение к информации, представляющей собой выгоду для других членов рынка; подслушивание переговоров фирм-конкурентов посредством перехвата писем и переговоров, проводимых по техническим средствам связи с помощью специальных средств; кража информации о технологии ноу-хау, персональной информации о физических лицах для ее последующего её использования в корыстных целях; подкуп и вербовка персонала конкурирующего предприятия, имеющего доступ к информации, содержащей коммерческую тайну; внедрение в компанию завербованного агента (или своего персонала) для получения и сопоставления сведений о внутренней документации и деятельности организации (аналитический и тайный методы); использование связей в государственных органах власти, в правоохранительных органах, в криминальной среде, в банковской сфере; копирование с ПК и/или размножение данных конкурентов в их информационной системе; использование технических средств аудио, видео наблюдения; подкуп государственных чиновников для получения информации (финансовых, таможенных и налоговых инспекторов); кража чертежей, образцов, документации и т. п., кража образцов продукции, чертежей, документации по технологии её производства и т. д.; шантаж и вымогательство.

Задачи промышленного шпионажа и их практическая реализации осуществляются на этапах постановки цели получения конфиденциальной информации и тактики ее достижения, выбора направлений и способов достижения цели, сбор, анализ и оценка полученной информации. На этапе постановки цели актуализируются официальные данные по ресурсам и технологиям компании-объекта шпионажа и выбираются уникальные, представляющие повышенный интерес для конкурентов. Далее определяются способы получения конфиденциальной информации: шантаж, подкуп, использование хакерских и других компьютерных программ, нарушающих режим обеспечения безопасности информации предприятия-объекта проникновения. Центральный и наиболее рисковый этап – непосредственный сбор информации и ее легализация в сторонней организации. На этапе анализа осуществляется оценка важности и актуальности собранной информации и ее приоритетности в условиях неполноты официальных сведений о компании-конкуренте. На этом же этапе осуществляется оценка текущих или планируемых экономических выгод и дополнительных преференций для второй стороны в результате обладания новой информацией, полученной по результатам несанкционированного доступа к базам данных первой (объекта шпионажа) стороны. По завершении этого этапа определяется соответствие полученной информации и ее стоимости для данного предприятия целевым установкам. После того, как необходимая информация собрана, идёт её анализ. На этом этапе необходимо понять, насколько данная информация может принести пользу именно этому предприятию, на которое она попала. Одной из задач является определение уровня ценности специфического актива для данного предприятия. Может оказаться так, что для конкурента, который завладел конфиденциальной информацией, такая же модель поведения может дать нулевую или близкую к нулю экономическую добавленную стоимость. И последний этап – сравнение полученных результатов с изначально поставленной целью.

Промышленный шпионаж ведёт к дезорганизации деятельности фирмы, подрыву её производства, потере лидирующих позиций, а в отдельных случаях грозит предприятию банкротством.

Инвестиционный климат – это совокупность факторов местоположения, формирующих возможности и стимулы для фирм продуктивно инвестировать, создавать рабочие места и расширяться. В существующей литературе говорится, что инвестиционный климат формируется под влиянием институциональных и политических факторов. В публикациях Всемирного банка «хороший инвестиционный климат» обычно описывается как результат эффективного функционирования трех основных компонентов: макроэкономической стабильности и открытости для торговли; благого управления и институтов, включая контроль за бюрократическими преследованиями и преступностью, а также эффективных финансовых и правовых институтов; и адекватной инфраструктуры.

В России остро существует проблема оттока капитала за рубеж, что ослабляется не только национальную экономику, но и ухудшает инвестиционную привлекательность страны в глазах потенциальных иностранных инвесторов. На современном этапе особую значимость приобретает решение проблемы с финансированием реального сектора экономики и высокотехнологичных производств в РФ, оказавшейся в затруднительном положении после введения против нее экономических санкций, что помимо экономического оказало и идеологическое воздействие на привлекательность страны для иностранного инвестирования. Процесс изъятия российского капитала, вывод его за рубеж и возврат в страну под видом иностранных инвестиций, называемый обратными инвестициями, широко распространен в российских компаниях, и в то же время практически не имеет отношения к движению реального иностранного капитала, который так нужен реальному сектору российской экономики. Проблема высокой зависимости движения иностранного инвестиционного капитала в России от политической и внешнеэкономической конъюнктуры не позволяет достигнуть стратегических целей развития реального сектора экономики в долгосрочной перспективе, а систематическое недофинансирование российской экономики является главной причиной ее стагнации.

В качестве основных проблем, негативно влияющих на формирование инвестиционного климата в России и на ее привлекательность в глазах иностранных инвесторов, выделяют низкий уровень эффективности государственной поддержки и государственных гарантий для иностранных инвестиций, слабый уровень развития финансового рынка, характер правовой системы страны, спекулятивный характер фондового рынка, высокий уровень коррупции и криминализации коммерческой сферы, слабое влияние государства на ценовую политику естественных монополий, налоговая система, политическая нестабильность, высокая волатильность национальной валюты и др. Эти факторы учитываются при оценке инвестиционного климата в странах мира в различных методиках, что, собственно, и объясняет низкую оценку России в различных мировых рейтингах инвестиционной привлекательности.

Улучшение инвестиционного климата способствует повышению деловой активности и социально-экономическому развитию регионов и страны в целом. В современной РФ на формирование благоприятного инвестиционного климата оказывают влияние следующие институты: Российский фонд прямых инвестиций, инвестиционный омбудсмен, Агентство стратегических инициатив, Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Консультативный совет по иностранным инвестициям в России.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) создан в 2011 году для привлечения иностранных инвестиций в лидирующие компании наиболее быстрорастущих секторов российской экономики. Управляющая компания РФПИ является 100% дочерним обществом Внешэкономбанка. Фонд участвует в проектах от 50 до 500 млн. долларов с долей не более 50%. Фонд инвестировал и одобрил для этих целей средства на общую сумму более 7 млрд. долл., в том числе 1,3 млрд. долл. инвестиции самого фонда и более 6 млрд. долл. вложения международных партнеров РФПИ. Фонд также привлек более 15 млрд. долл. иностранного капитала в российскую экономику, выстроив ряд долгосрочных стратегических партнерств. В настоящее время в проработке РФПИ находятся более 40 проектов в сфере электроэнергетики, энергосберегающих технологий, телекоммуникаций, медицины и других сферах.

Институт инвестиционного омбудсмена был создан в 2010 году и предполагал федерального инвестиционного уполномоченного для сопровождения проектов иностранных инвесторов, рассмотрения обращений отечественных и иностранных инвесторов. В федеральных округах назначаются инвестиционные уполномоченные. С 2012 года функции федерального инвестиционного уполномоченного переданы уполномоченному по правам предпринимателей в России, назначаемому Президентом РФ.

Агентство стратегических инициатив создано в мае 2011 года для содействия в преодолении административных барьеров и привлечения софинансирования для перспективных коммерческих, социальных и инфраструктурных проектов. Основными направлениями деятельности Агентства являются: «Новый бизнес» − продвижение молодых талантливых предпринимателей; сопровождение уникальных знаковых бизнес-проектов; выявление и снятие барьеров для среднего бизнеса; «Молодые профессионалы» − содействие профессиональной мобильности; обновление стандартов профессиональных квалификаций; создание систем профессиональной аттестации; поддержка создания профессиональных ассоциаций; «Социальные проекты» − продвижение социальный инициатив; продвижение проектов развития социальных учреждений; поддержка молодых коллективов в социальных учреждениях; распространение лучших практик развития социальных учреждений.

Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) осуществляет деятельность по предоставлению страховой поддержки по экспортным кредитам и инвестициям. Страховая емкость ЭКСАР - 300 млрд. руб. По каждой застрахованной сделке Агентство может покрывать до 95% убытков в случае реализации политического риска и до 90% - в случае коммерческого риска. Стратегические направления деятельности Агентства включают страховую поддержку экспорта товаров и услуг российского производства; развитие современной системы финансирования экспорта, обеспеченного страховым покрытием Агентства; страховая поддержка российских инвестиций за рубежом; поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП.

Консультативный совет по иностранным инвестициям в России создан в 1994 году. В настоящее время его деятельность ориентирована на оперативное решение проблем, возникающих у иностранных инвесторов в РФ, а также на выработку рекомендаций по совершенствованию условий ведения бизнеса в России. Сферы деятельности: техническое регулирование и устранение административных барьеров, совершенствование таможенного законодательства, развитие банковского сектора и финансовых рынков РФ, энергоэффективность, совершенствование налогового законодательства, имиджа России, развития Дальнего Востока и Сибири.

В России преобладает отток капитала в больших количествах, который не даёт развиваться экономике страны, поскольку возникает и существует большой недостаток финансовых ресурсов. Вывоз капитала влияет на такие макроэкономические показатели, как рост валового внутреннего продукта, дефицит бюджета, прирост инвестиций и сбережений, доходы организаций и доходы населения.

Тенденция экспорта капитала продолжается в современной России с начала проведения реформирования экономики. Основными причинами этого явления остаются неблагоприятный инвестиционный климат, а также невысокое качество развития экономических институтов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: