Информационная сфера представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности.
Информационная сфера может быть разделена на пять предметных областей: реализации права на поиск, получение, передачу и применение информации; производства, передачи и распространения исходной и производной информации; формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг; создания и применения информационных систем (АИС, БД, баз знаний), других информационно-телекоммуникационных технологий; создания и применения средств и механизмов информационной безопасности, в том числе средств информатики и вычислительной техники для безопасности сетей ЭВМ, а также программных и аппаратных средств защиты информации в ЭВМ и компьютерных сетях.
Информационная сфера подвержена техническим угрозам (перехват информации в линиях связи, радиоэлектронное подавление сигнала в этих линиях и системах управления), физическим (уничтожение средств обработки и носителей информации, хищение этих носителей, программных парольных ключей), программным (внедрение «вирусов», программных и аппаратных закладок, уничтожение данных в информационных системах), информационным (нарушение регламентов информационного обмена, незаконный сбор и использование информации, несанкционированный доступ к информационным ресурсам, незаконное копирование данных в информационных системах, хищение информации из баз данных, дезинформация, сокрытие или искажение информации). Все они тоже могут быть распределены на реальные и потенциальные угрозы.
Реальные угрозы продемонстрированы на рисунке 7, потенциальные – на рисунке 8.
Рисунок 7 – Реальные угрозы в информационной сфере
Рисунок 8 – Потенциальные угрозы в информационной сфере
В современном социуме воздействие на общественное сознание становится одной из главных политически значимых задач, решение которой осуществляется в процессе взаимодействия политических партий и средств массовой информации (СМИ).
С помощью подконтрольных или идеологически близких СМИ политическая партия в своих собственных интересах может преобразовать отдельные социальные ценности, не имеющие политической окраски, в программу действий политического характера, тем самым происходит политизация социальных интересов, позволяющая партии хотя бы на некоторое время усилить свое влияние в обществе.
СМИ, равно как и электронные средства массовой коммуникации (социальные сети, блоги, интернет-сообщества), позволяют политическим партиям решить еще одну важную задачу — аккумулировать существующую в обществе совокупность частных интересов конкретных людей, отдельных социальных групп и групп интересов в их единый политический интерес, сведенный к общему знаменателю, выразителем которого и проводником в обществе становится конкретная политическая партия. Таким образом реализуется интегрирующая функция политической партии, позволяющая ей сплотить отдельные социальные единицы (конкретных людей и разрозненные социальные объединения) в целостную общность, ориентированную на решение самых масштабных политических задач.
Экономическая информация – это совокупность знаний, отражающих социально–экономические процессы и предназначающихся для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. Экономическая информация, представляет собой совокупность всевозможных сведений экономического характера, которые можно передавать, фиксировать, обрабатывать, хранить и использовать в процессе планирования, контроля, учета и анализа на всех уровнях предприятием. Важной особенностью современного состояния российского общества и человечества в целом является то, что оно находится на переходе к информационному обществу, в более широком понимании – к информационной цивилизации, которая характеризуется резким повышением роли компьютера и информационных технологий в информационных процессах. Информационный ресурс – организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах.
В современных динамических условиях хозяйствования проблемы эффективного функционирования предприятий и возможностей его развития связывают с процессами формирования и использования информационных ресурсов. Результативная деятельность компании невозможна без использования актуальной, достоверной и необходимой информации. Растёт роль современных информационных технологий, которые обеспечивают доступ к базам информационных ресурсов, накопленных как внутри производственной системы (в первую очередь, базового звена экономики - предприятия), так и во внешнем информационном пространстве. Информационные ресурсы объективно являются сопоставимыми по значимости с материальными, финансовыми, трудовыми, другими ресурсами.
К основным проблемам, которые возникают при внедрении автоматизированных систем, относятся: обучение персонала, подготовка бухгалтерского учета к автоматизации, ввод бухгалтерских данных, а особенно – проведение анализа как использования баз данных, так и их содержимого.
Задачи
Задание 1. Расположите в порядке приоритета защиты следующие объекты: государство, правительство, человек, природная среда (биосфера), общество, предприятие.
Обоснуйте ответ.
В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, общество, государство, природная среда (биосфера), предприятие, правительство. Человек подвержен огромному количеству опасностей и угроз, в большинстве своём с которыми пытается справляться самостоятельно, а также он является основным элементом остальных объектов защиты. Правительство меньше всего подвержено опасностям и угрозам.
Задание 2. Соотнесите между собой основные характеристики безопасности (стабильность, устойчивость, живучесть) и их содержание:
а) способность системы восстанавливать свое равновесие (оставаться равновесной) – это стабильность;
б) способность системы нормально функционировать при различных возмущениях вследствие резистентности – это устойчивость;
в) способность систем сохранять рациональную структуру и функционирование в условиях целенаправленного противодействия – это живучесть.
Задание 3. Дайте определение системы национальной безопасности. Сформулируйте её цели и задачи.
Система национальной безопасности – это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз.
Цели – обеспечение безопасности и защита жизненно важных интересов государства и общества от внешних и внутренних угроз.
Задачи – разработка и осуществление оперативных планов и других мер по защите национальных интересов; формирование, обеспечение и развитие органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности; восстановление объектов национальной безопасности, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.
Задание 4. Изучите Стратегию национальной безопасности Российской Федерации и дайте определения:
Национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ.
Национальные интересы – объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития.
Угроза национальной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам.
Обеспечение национальной безопасности – реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов
Задание 5. Вставьте в текст пропущенные слова: стратегия, общество, официально, личность, угрозы, государство.
Национальная безопасность – совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учётом имеющихся ресурсов и возможностей.
Тест
1) Кто возглавляет систему обеспечения экономической безопасности Российской Федерации?
а)министр экономического развития и торговли РФ;
б)председатель Правительства РФ;
в) Президент РФ;
г)генеральный прокурор РФ;
д) другое _______________________________________________.
2)Угроза – это:
а)вполне осознаваемая, объективно существующая, но не фатальная вероятность (возможность) негативного воздействия на социальный организм;
б)совокупность обстоятельств,не обязательно конкретно угрожающего
характера, но, безусловно, требующих реагировать на них с целью предупреждения и/или снижения возможного ущерба;
в) наиболее конкретная и непосредственная форма опасности;
г)возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных действий самого субъекта;
д) другое ________________________________________________.
3)Источники опасности – это:
а)показатели, которые при определенных условиях обнаруживают вредоносные свойства;
6)экономически опасное воздействие;
в) условия и факторы, при определенных условиях сами по себе или в различной совокупности обнаруживающие вредоносные свойства
4) К задачам службы безопасности организации нельзя отнести:
а)распознавание угроз его безопасности;
б)предотвращение возможного ущерба от криминальной конкуренции;
в) проведение различного рода криминальных «разборок» в целях возвращения долгов, выплаты задерживаемого кредита, получения предоплаты по сделкам;
г)минимизация последствий от конкретных фактов криминальной конкуренции;
д)другое ____________________________________________________.
5) Целью создания службы безопасности организации является:
а)прикрытие своей противоправной деятельности;
б) обеспечение для предприятия условий защищенности от криминальной конкуренции;
в)предупредительные мероприятия по охране безопасности сотрудников;
д)другое ____________________________________________________.
6) Организаторские функции службы безопасности организации включают:
а) совершенствование организационной структуры с учетом требований безопасности;
б)физическую охрану руководства и сотрудников;
в)осуществление пропускного режима;
г) координацию и взаимодействие с другими частными службами безопасности;
д)другое ____________________________________________________.
7)Укажите факторы, определяющие внешнюю среду функционирования организации:
а)кадры;
б) конкуренция;
3)риск;
4) конъюнктура
Список использованной литературы
1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020)
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020)
4. Постановление Правительства РФ от 11.10.1997 № 1291 (ред. от 09.02.2005) "О государственной аккредитации научных организаций".
5. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»
6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
7. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
8. Загарских В. В. Введение в специальность «Экономическая безопасность»: учебное пособие – Киров: ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2020. – 124 с.
9. Экономическая безопасность: учебно-методическое пособие / Н. И. Руднева, С. В. Белякова, А. С. Колотова. – Мичуринск: ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, 2018. – 343 с.
10. Яшкова Н. В. Экономическая безопасность: учебное пособие / Н. В. Яшкова. – Москва: РУТ (МИИТ), РОАТ, 2019. – 113 с.
11. Аббазова А. Р., Сулейманова С. А. Промышленный шпионаж, конкурентная разведка. Академическая публицистика. 2019. № 5. С. 130-133.
12. Баттахов П. П. Правовая охрана интеллектуальной собственности и защита интеллектуальных прав. Экономические исследования и разработки. 2020. № 8. С. 65-72.
13. Беспалько А. А. Утечка мозгов как индикатор и угроза технологической независимости и экономической безопасности государства. Systems and Management. 2019. Т. 1. № 1. С. 47-61.
14. Беспарточный Б. Д., Спицына А. О., Демченко А. А., Васильев С. Л., Зюкин Д. А. О проблемах инвестиционного климата и низкой инвестиционной привлекательности в российской экономике. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 75-78.
15. Евсеева Е. С., Столяров А. А., Мясникова Е. Б. Динамика и масштабы "утечки мозгов". Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2019. № 1-2. С. 104-106.
16. Зюкин Д. А., Солошенко Р. В., Дуплин В. В., Ноздрачева Е. Н. Российский инвестиционный климат в условиях новых вызовов. Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. № 4. С. 59-65.
17. Ильина В. А. Документальное обоснование формирования и развития научно-технологической сферы современной России. ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2018. № 2 (24). С. 254-262.
18. Ишмухаметова Э. Ф., Растегаева Ф. С. Проблема использования информационных ресурсов в системе внутреннего контроля организации. Вектор экономики. 2020. № 6 (48). С. 1.
19. Кондратов М. В. Научно-техническая сфера: подходы к определению. В сборнике: Российская экономика: взгляд в будущее. Материалы V Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Я.Ю. Радюкова. 2019. С. 177-182.
20. Котаева С. Р. Изменение инвестиционного климата в России. Тенденции развития науки и образования. 2020. № 61-5. С. 37-40.
21. Крылова И. А. Современные угрозы информационной безопасности России в сфере науки и техники. Знание. Понимание. Умение. 2019. № 3. С. 183-192.
22. Мандражи З. Р. Информационные ресурсы и информационный потенциал в системе управления предприятием. Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2020. № 1 (27). С. 47-53.
23. Оськин С. А. Теория и практика подачи деятельности современных российских политических партий в средствах массовой информации. Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2020. Т. 11. № 3 (45). С. 67-71.
24. Репин А. Инвестиционный климат России: факторы и институты. Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-9. С. 70-73.
25. Рубинштейн Е. Д., Карпец О. В. Отток капитала из России. Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 7 (41). С. 396-398.
26. Строкова А. В., Халиков М. А. Промышленный шпионаж и оценка его результативности для промышленных компаний-субъектов современной экономики. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 1. С. 95-101.
27. Урзов В. А., Ефимова О. А. Теоретическое содержание и необходимость борьбы с промышленным шпионажем. Поиск (Волгоград). 2019. № 1 (10). С. 250-254.
28. Чебоньян Т. Г., Миценко У. Н. Проблемы защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 5-3 (61). С. 181-185.