Универсальность программы




Авторские программы ДОУ

Программа «Шаг за шагом»

 

Основой программы «Сообщество» является программа «Шаг за шагом» - международный проект, написанный коллективом авторов «Центра международных детских программ» на основе идей Л.С. Выготского,

Э. Эриксона и Ж. Пиаже.

 

Важным моментом в реализации Программы является наличие механизма её внедрения, который предполагает поэтапность и определенную последовательность.

 

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Цель программы «Сообщество» - заложить личностные качества, развитие таких способностей у ребенка, которые были бы востребованы в быстро меняющемся мире.

 

К числу способностей и качеств, необходимых ребенку для дальнейшей жизни, можно отнести следующие:

 

• Уметь принимать и осуществлять перемены;

• Критически мыслить;

• Осуществлять выбор;

• Ставить и решать проблемы;

• Проявлять творчество, фантазию;

• Быть самостоятельным и инициативным.

 

Программа основана на сочетании научно-обоснованных и подтверждаемых позитивной практикой методов.

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

В основе программы лежит теория развития, где развитие - объективный процесс количественных и качественных изменений психики, происходящий во времени.

 

Успешность развития зависит от:

 

• наследственных факторов и индивидуальных особенностей ребенка;

• степени удовлетворения насущных потребностей ребенка;

• среды, в которой растет и развивается ребенок;

• стиля и содержания взаимодействия взрослых с ребенком.

 

Согласно теории развития, дети:

 

• проходят через закономерные стадии развития;

• неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе;

• активно обучаются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр;

• нуждаются в общении для успешного развития.

 

Программа направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей каждого ребенка, поэтому основой программы является индивидуализация условий развития и обучения для каждого воспитанника. Это означает, что каждый ребенок получает сопровождение, основанное на комплексной диагностике и в соответствии с индивидуальной программой поддержки его развития.

 

В основе Программы лежит твердое убеждение в том, что ребенок обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания; что дети строят свои собственные знания о мире, опираясь на свой личный опыт и непосредственное взаимодействие с предметами, веществами и явлениями окружающего мира. Поэтому в группах создается продуманная предметно - развивающая среда, побуждающая детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Все оборудование и материалы размещаются в так называемых «центрах активности». Основные из них - Искусство, Наука и Природа, Песок и Вода, Литература, Драматизация, Строительство, Кулинария, Манипулятивные игры. В этих центрах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем и с кем именно ему заниматься. Самостоятельная творческая деятельность ребенка рассматривается как условие и средство его полноценного развития. Роль воспитателей заключается в том, чтобы ставить перед каждым ребенком и перед группой подходящие цели, учитывая интересы, способности и потребности каждого. Задания в центрах подобраны таким образом, что каждому ребенку был гарантирован успех.

 

Одной из сильных сторон Программы является полноправное участие семьи в жизни ребенка в детском саду. Родители и педагоги рассматриваются как партнеры, постоянно общаются, информируют друг друга о достижениях и проблемах ребенка. На первый план выходят принятие и уважение уже сложившихся отношений ребенка в семье, обеспечение преемственности воспитания «семья - детский сад» за счет участия всех членов семьи во всех аспектах Программы. Родители приглашаются в группу для участия в играх и занятиях с детьми.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В образовательную программу детского сада включена система мероприятий, направленных на создание условий для развития всех сфер личности ребенка.

 

Социально – эмоциональное развитие:

- развитие самосознания и самооценки (кто я, что я хочу, люблю, умею);

- усвоение правил и норм поведения среди сверстников и взрослых;

- развитие активности, самостоятельности;

- развитие навыков самопрезентации;

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

 

Интеллектуальное развитие:

- развитие психических процессов - восприятия, внимания, памяти, воображения;

- развитие познавательных и интеллектуальных умений (обследовательские действия, операции сравнения, сортировки, классификации, обобщения, логические действия);

- формирование системных знаний об окружающем мире;

- развитие познавательного интереса.

 

Развитие речи:

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие активного словаря;

- развитие диалогической и монологической связной речи.

 

Развитие творческих способностей:

- развитие интереса к творческим видам деятельности;

- развитие умения выражать свои идеи и чувства различными средствами;

- формирование умения проявлять оригинальность в выражении мыслей и реализации задуманного;

- развитие умения решать проблемы.

 

Физическое развитие:

- развитие крупной и тонкой моторики;

- развитие координации движений;

-формирование навыков гигиены и здорового образа жизни.

 

Развитие учебных навыков:

- предграмоты и чтения (звуковой состав слова, послоговое или слитное чтение);

- владения элементарными математическими представлениями;

счетной деятельности;

-подготовка руки к письму.

Программа способствует тому, что дети вырабатывают свое собственное понимание:

- физического мира с помощью таких занятий, как измерение и взвешивание предметов, строительство, игра с песком и водой, смешивание красок;

- социальной и культурной информации с помощью ролевых игр, приготовления пищи, чтения книг, драматических постановок, участия в общественных мероприятиях;

- законов логики и математики с помощью измерения, сопоставления, счета, выявления тождества, выстраивания порядка и последовательности, сортирования, классификации;

- письменной и устной речи с помощью чтения, письма, рисования, диктовки, слушания, выражения собственных мыслей.

 

В 1995 г. по заказу Управления дошкольного воспитания МО РФ была произведена экспертиза программы на предмет соответствия государственному образовательному стандарту. Анализ показал не только соответствие Программы требованиям стандарта, но и во многих случаях его превышение.

 

24 декабря 1998 года учебно-методический комплекс «Сообщество» («Шаг за шагом») получил гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации».

 

«Ребенок в мире поиска»: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

Авторы: под ред. Дыбиной О.В.

 

М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с. - (Программа развития).

 

Рубрика: От 3 до 7 лет

 

Аннотация:

 

В программе, основанной на современных подходах к развитию и воспитанию дошкольника, определены содержание и задачи интеллектуально-личностного развития ребенка, решаемые в ходе поисково-познавательной деятельности.

 

Представлены также методические рекомендации по реализации программы.

 

Программа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений, методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием детей дошкольного возраста.

 

Предисловие

 

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействий взрослого).

 

Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т.д. Однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределенны, не совсем отчетливы, глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения и мировидения.

 

Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

 

Программа «Ребенок в мире поиска» носит инновационный характер и является результатом исследований О.В. Дыбиной и обобщением экспериментальной работы по организации поисково-познавательной деятельности детей на базе дошкольного образовательного учреждения № 140 АО «АвтоВАЗ» (г. Тольятти)*.

 

В программе отражены основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками, дана развернутая характеристика содержания основных тем («Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир») и блоков деятельности (информационный, действенно-мыслительный, преобразования), что поможет взрослому целостно представить содержание работы.

 

Цель программы состоит в создании условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

 

Задачи программы

 

1. Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.

 

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

 

3. Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

 

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

 

Особенности программы

1. Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания психофизиологических особенностей дошкольников («ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям, поискам и т.д.).

 

2. Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.

 

3. Соединение разделов «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир» с направлениями развития поисково-познавательной деятельности детей.

 

4. Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей. Культурные средства (по концепции Л.С. Выготского), которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовывать свою деятельность, что способствует формированию у ребенка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.

 

5. Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей (самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической деятельности, способности переносить действия с одного содержания на другое, способности к моделированию, умения видеть явления и предметы в перспективе).

 

Разделы программы

 

1. Теоретическое обоснование.

 

2. Содержание объектов поисково-познавательной деятельности.

 

3. Программные задачи и их поэтапная реализация (по возрастам и блокам деятельности).

 

4. Методические рекомендации.

 

Для реализации данной программы в воспитательно-образовательном процессе целесообразно использовать материал, представленный в следующих методических пособиях:

 

Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 2004;

 

Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2002;

 

Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2004;

 

Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2003;

 

Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с секретами кухни: Сценарии игр-занятий. М., 2003;

 

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2004.

 

Кроме того, для более успешной работы можно использовать рабочие тетради «Ребенок в мире поиска» для детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет.

 

 

«Цвет творчества». Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет» (учебно-методическое пособие в соответствии с ФГОС, 2-е издание, 2016 год)

 

Название программы включает в себя два понятия - цвет и творчество - которые непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве определяющей цели. Уникальность и значимость изобразительной деятельности в том, что она развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Цвет – одно из наиболее ярких, выразительных средств в дошкольном возрасте. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он и использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.

 

Программа «Цвет Творчества» адресована воспитателям дошкольных учреждений, психологам, руководителям кружков и изостудий, студентам педагогических колледжей, вузов, гувернерам, родителям на практике осваивающих новые виды изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

 

Программа может рассматриваться как самостоятельная модель по изобразительной деятельности от младшего до подготовительного к школе возраста. Принципиальное отличие программы состоит в том, что уже в младшем дошкольном возрасте ребенок погружается в атмосферу творчества, который содействует развитию духовного потенциала ребенка.

 

Цель программы:

Через развитие максимально возможной индивидуализации изобразительной деятельности дошкольника, используя интегрированное построения творческого процесс, помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в разных видах изобразительной и прикладной деятельности.

 

Задачи:

• Развитие чувственно-эмоционального отношения к действительности, художественной культуре;

• Формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности;

• Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника;

 

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, графика, коллаж, аппликация, витраж, мозаика); игры-занятия, развивающие абстрактное мышление; использование методических пособий, дидактических игр по развитию цветовосприятия; художественных произведений детей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.

 

Основные принципы программы:

1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

 

Универсальность программы

Универсальность программы заключается в разработке новой структуры занятия по изобразительной деятельности, в основе которого лежит «творческий замысел». Универсальность определяется переходом от регламентированной работы к вариативности и творчеству в каждой возрастной группе. Основная идея — развитие творческого потенциала личности дошкольника, ассоциативно-образного восприятия цвета через систему интегрированных заданий.

 

Программа может рассматриваться как самостоятельная модель дошкольного образования по изобразительной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: