С основами специальной психологии 3 глава




Основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций человека можно сформулировать следующим образом:

· Каждая психическая функция, представляющая собой сложную функциональную систему, осуществляется мозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции.

· Различные звенья психологической системы размещены в различных корковых и подкорковых структурах и многие из них могут замещать друг друга.

· При повреждении определённого участка мозга (прежде всего вторичных и третичных областей коры больших полушарий) возникает «первичный» дефект – нарушение определённого физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой структуре.

· В то же время в качестве системного следствия возникают «вторичные» дефекты как результат поражения общего звена, входящего в различные функциональные системы.

· Каждое звено психологической функциональной системы обеспечивается определённым фактором.

Затылочные отделы мозга выполняют функции организации зрительного восприятия.

- Первичные зоны затылочной коры – элементарные функции зрения.

- Вторичные отделы затылочной коры – оптико-гностические функции.

Височные отделы мозга «отвечают» за организацию слухового восприятия.

- Первичные зоны височной коры – элементарные функции слуха.

- Вторичные зоны височной коры – акустико-гностические функции.

Сенсомоторные и премоторные отделы мозга – организация движений.

Премоторные зоны коры – эфферентная организация движения.

Лобные доли мозга выполняют регуляцию психической деятельности, т.е. регуляцию состояний активности, произвольных движений и действий, когнитивных процессов и эмоционально-личностной сферы.

Теменные отделы мозга представлены первичными зонами (все виды чувствительности) и вторичными зонами (зрительно-пространственные представления, представления о схеме тела).

3. В нейропсихологии на основе анализа нейропсихологических данных (т.е. изучения нарушений психических процессов при различных локальных поражениях мозга) была разработана общая структурно-функциональная модель мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель, предложенная А.Р.Лурия (1962, 1969), характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно этой модели весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока.

Три основных структурно-функциональных блока мозга:

энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга;

блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации;

блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Каждая высшая психическая функция реализуется при участии каждого блока мозга. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в формировании и осуществлении психических функций.

Первый – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга, включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Данный блок мозга регулирует два типа процессов активации: общие генерализованные изменения активации мозга, являющиеся основой различных функциональных состояний, и локальные избирательные активационные изменения, необходимые для осуществления высших психических функций.

Первый класс процессов активации связан с длительными тоническими сдвигами в активационном режиме работы мозга, с изменением уровня бодрствования, второй класс процессов активации – это преимущественно кратковременные физические изменения в работе отдельных структур мозга.

Первый тип процессов активации связан преимущественно с работой медленно действующей системы регуляции активности; второй тип активации обеспечивается более быстро действующей активационной системой, регулирующей протекание различных ориентировочных реакций.

Неспецифические структуры первого блока по принципу своего действия подразделяются на восходящие (проводящие возбуждение от периферии к центру) и нисходящие (направляющие возбуждение от центра к периферии). Восходящие и нисходящие отделы неспецифической системы включают активационные и тормозные пути.

Анатомические особенности неспецифической системы состоят в наличии в ней особых клеток, составляющих ретикулярную (сетчатую) формацию и обладающих, как правило, короткими аксонами, что объясняет сравнительно медленную скорость распространения возбуждения в этой системе. В неспецифических структурах обнаружены и длинноаксонные клетки, что обеспечивает быстрые активационные процессы.

Одно из функциональных назначений первого блока – регуляция процессов активации, обеспечение общего активационного фона, на котором разыгрываются все психические функции, поддержание общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания – общего, избирательного и селективного, а также сознания в целом.

Помимо общих неспецифических функций, первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой информации.

Первый блок мозга является непосредственным мозговым субстратом для различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний (наряду с другими мозговыми образованиями). Лимбические структуры мозга, входящие в этот блок (область гиппокампа, поясной извилины, миндалевидного ядра и др.), имеющие тесные связи с медиальной и орбитальной корой лобных и височных долей мозга, являются полифункциональными образованиями. Они участвуют в регуляции различных эмоциональных состояний и прежде всего в регуляции сравнительно элементарных (базальных) эмоций – страха, боли, удовольствия, гнева, а также в регуляции мотивационных состояний и процессов, связанных с различными потребностями организма. В сложной мозговой организации эмоциональных и мотивационных состояний и процессов лимбические отделы мозга занимают одно из центральных мест. В связи с этим первый блок мозга воспринимает и перерабатывает самую различную интероцептивную информацию о состоянии внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.

Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической деятельности и особенно в процессах, связанных с вниманием, памятью, эмоциональными состояниями и сознанием в целом.

Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую, кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий.

Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимые для осуществления высших психических функций. Модально-специфические пути проведения возбуждения имеют иную, чем неспецифические пути, нейронную организацию и четкую избирательность в реагировании лишь на определенный тип раздражителей.

Все три анализаторные системы организованы по общему принципу, а именно: они состоят из периферического (рецепторного) и центрального отделов. Центральные отделы анализатора включают несколько уровней, последний из которых – кора больших полушарий. Периферические отделы анализаторов осуществляют анализ и дисфференциацию стимулов по их физическим качествам (интенсивности, качеству, длительности). Центральные отделы анализируют и синтезируют стимулы не только по их физическим параметрам, но и по их сигнальному значению. В целом, анализаторы – это аппараты, подготавливающие ответ организма на внешние раздражители. Анализаторные системы характеризуются иерархическим принципом строения, причем нейронная организация различных уровней анализаторных систем различна.

Кора задних отделов больших полушарий обладает рядом общих черт, позволяющих объединить ее в единый блок мозга. В соотвествии с учением И.П.Павлова, в коре задних отделов мозга выделяют «ядерные зоны анализаторов» и «периферию». По терминологии Кэмпбелла, – это первичные, вторичные и третичные поля. В ядерную зону зрительного анализатора входят 17, 18, 19-е поля; в ядерную зону кожно-кинестетического анализатора – 3, 1, 2, частично 5-е поля; в ядерную зону слухового анализатора – 41, 42 и 22-е поля, из них первичными являются 17, 3, 41-е, остальные – вторичные.

Функции первичной коры состоят в максимально тонком анализе различных параметров стимулов определенной модальности, причем клетки-детекторы первичных полей реагируют на соответствующий стимул по специфическому типу, не проявляя признаков угасания реакции по мере повторения стимула.

Первичные поля коры по своей цитоархитектонике (морфофункциональному строению) принадлежат к кониокортикальному или пылевидному типу коры, которая характеризуется широким 4-м слоем с многочисленными мелкими зерновидными клетками. Эти клетки принимают и передают пирамидным нейронам 3-го и 5-го слоя импульсы, приходящие по афферентным проекционным волокнам из подкорковых отделов анализаторов.

Так, первичное 17-е поле коры содержит в 4-м слое крупные звездчатые клетки, откуда импульсы переключаются на пирамидные клетки 5-го слоя. От пирамидных клеток первичных полей берут начало нисходящие проекционные волокна, поступающие в соответствующие двигательные центры местных двигательных рефлексов (например, глазодвигательных). Эта особенность строения первичных корковых полей носит название «первичного проекционного нейронного комплекса коры».

Вторичные корковые поля по своей цитоархитектонике характеризуются большим развитием клеток, переключающих афферентные импульсы 4-го слоя на пирамидные клетки 3-го слоя, откуда берут свое начало ассоциативные связи коры. Этот тип переключений носит название «вторичного проекционно-ассоциационного нейронного комплекса». Вторичные поля коры получают более сложную переработанную информацию с периферии, чем первичные.

Вторичные корковые поля осуществляют синтез раздражителей, функцио- нальное объединение разных анализаторских зон, принимая непосредственное участие в обеспечении различных гностических видов психической деятельности.

Вторичные поля вместе с первичными составляют центральную часть того или иного анализатора или его ядро. Взаимодействие первичных и вторичных зон носит сложный характер, в условиях нормальной деятельности они обусловливают соответствующую соорганизацию возбудительных и тормозных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Это и обеспечивает динамические свойства локализации высших психических функций.

Электрическое раздражение вторичных воспринимающих зон вызывает у людей сложно оформленные зрительные образы, мелодии (в первом случае речь идет о зрительной коре, во втором – о слуховой) в отличие от элементарных ощущений (вспышка, звук), возникающих при стимуляции первичных зон.

Третичные поля коры задних отделов больших полушарий находятся вне ядерных зон анализаторов. К ним относятся верхнетеменная область (7-е и 40-е поля), нижнетеменная область (39-е поле) – средневисочная область (21-е поле и частично 37-е) и зона ТРО – зона перекрытия височной, теменной и затылочной коры (поля 37-е, частично 39-е). Цитоархитектоника этих зон определяется в известной степени строением соседних ядерных зон анализаторов. Для третичных полей коры характерен «третичный ассоциативный комплекс», т.е. переключение импульсов от звездчатых клеток 2-го слоя к клеткам 3-го слоя. Третичные поля не имеют непосредственной связи с периферией и связаны лишь с другими корковыми зонами.

С участием третичных полей коры осуществляются сложные надмодальностные виды психической деятельности – символической, речевой, интеллектуальной. Наибольшее значение имеет зона ТРО, обладающая наиболее сложными интегративными функциями.

Третий структурно-функциональный блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Человек не только пассивно реагирует на доходящие до него сигналы. Он создает замыслы, формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением, реализует свое поведение, приводя его в соответствие с планами и программами. Он контролирует свою интеллектуальную деятельность, сличая эффект действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки.

Кора лобных долей мозга занимает 24% поверхности больших полушарий. В лобной конвекситальной коре выделяют моторную кору (4-е, 6-е, 8-е, 44-е, 45-е поля) и немоторную (гранулярную) – 9-е, 10-е, 11-е, 12-е, 46-е, 47-е поля. Эти области коры имеют различное строение и функции. Моторная лобная кора составляет ядерную зону двигательного анализатора и характеризуется хорошо развитым 5-ым слоем – слоем моторных клеток-пирамид.

В 4-ом первичном поле двигательного анализатора различные участки поля иннервируют различные группы мышц на периферии. В 4-ом поле «представлена» вся мышечная система человека. Раздражая различные участки 3-го и 4-го поля, У. Пенфильд выявил своего рода конфигурацию «чувствительного и двигательного человека» – зон проекции и представительства различных мышечных групп.

Таким образом, многочисленные корково-корковые и корково-подкорковые связи коры лобных долей больших полушарий мозга обеспечивают возможности переработки и интеграции самой различной афферентации, возможности осуществления различного рода регуляторных влияний. Анатомическое строение третьего блока мозга обусловливает его ведущую роль в программировании, контроле за протеканием психических функций, в формировании замыслов и целей психической деятельности, в регуляции и контроле за результатами отдельных действий, деятельности и поведения в целом.

А.Н.Леонтьевым (1974) была подробно описана схема психической деятельности, которая в соответствии с моделью «трех блоков» может быть соотнесена следующим образом. Каждая психическая деятельность начинается с фазы мотивов, намерений, которые затем превращаются в определенную программу деятельности, после чего продолжается фаза реализации программы. Завершается все фазой сличения результатов с исходным образом результата.

Первый блок мозга принимает участие в первичной стадии формирования мотивов. Он обеспечивает также оптимальный общий уровень активности мозга и избирательные формы активности, необходимые для осуществления конкретных видов психической деятельности. Первый блок мозга в первую очередь ответственен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности.

С работой третьего блока мозга связана стадия формирования целей, программ, стадия контроля за реализацией программы. Операционная стадия деятельности осуществляется преимущественно с помощью второго блока мозга. Поражение любого из трех блоков (или поражение каких-либо отделов) отражается на всей психической деятельности (в любой форме ее осуществления), так как вызывает нарушение соответствующей стадии ее реализации.

Основным положением теории локализации высших психических функций человека является вывод о том, что мозг как субстрат психических процессов представляет собой единую систему, единое целое, состоящее, однако, из различных дифференцированных отделов (участков или зон), которые выполняют различную роль в реализации психических функций.

4. Ведущую роль в реализации высших психических функций играет кора больших полушарий головного мозга, которая является наиболее дифференцированным по строению и функциям отделом головного мозга. До недавнего времени коре больших полушарий отводилась исключительная роль, ее считали единственным субстратом психических процессов. Подкорковым структурам отводилась вспомогательная роль, за ними признавались прежде всего энергетические, активационные функции. Однако по мере накопления знаний о подкорковых образованиях представления об их участии в реализации различных психических процессах изменились. В настоящее время точка зрения о важной и специфической роли корковых и подкорковых структур в психической деятельности при ведущем участии коры больших полушарий подтверждена различными фактами: результатами электрической стимуляции различных подкорковых образований, стереотаксическими операциями на глубоких структурах мозга, клиническими наблюдениями за больными, имеющими поражения различных подкорковых структур. В целом все высшие психические функции имеют и горизонтальную (корковую), и вертикальную (подкорковую) мозговую организацию.

Современные методы исследования строения мозга позволяют не только обнаруживать статические характеристики нервных элементов, но и фиксировать их функциональные динамические изменения. Как известно, у человека по сравнению с другими представителями животного мира существенно больше развиты новые отделы мозга, прежде всего новая кора.

В пределах новой коры наибольшее развитие получили ассоциативные отделы коры.

Одновременно у человека отмечается усложнение и дифференцировка ассоциативных таламических ядер, подкорковых узлов, а также филогенетически новых отделов мозгового ствола. Существенно более развиты у человека по сравнению со всеми представителями животного мира лобные доли мозга.

На основании анализа экспериментальных данных, полученных в институте мозга АМН, а также обобщения огромного литературного материала О.С. Адриановым была разработана концепция о структурно-системной организации мозга как субстрата психической деятельности. В соответствии с этой концепцией структурно-системная организация мозга включает проекционные, ассоциативные, интегративно-пусковые и лимбико-ретикулярные системы, каждая из которых выполняет свои функции.

Проекционные системы мозга – системы, которые обеспечивают анализ и переработку соответствующей по модальности информации.

Ассоциативные системы мозга – системы, которые связаны с анализом и синтезом разномодальных возбуждений.

Интегративно-пусковые системы мозга – системы, для которых характерен синтез возбуждений различной модальности с биологически значимыми сигналами и мотивационными влияниями, а также окончательная трансформация афферентных влияний в качественно новую форму деятельности, направленную на быстрейший выход возбуждений на периферию (т.е. на аппараты, реализующие конечную стадию приспособительного поведения).

Лимбико-ретикулярные системы – системы, которые обеспечивают энергетические, мотивационные и эмоционально-вегетативные влияния.

Все эти системы мозга работают либо одновременно, либо последовательно в тесном взаимодействии друг с другом. Работа каждой системы, процессы взаимодействия систем имеют не жестко закрепленный, а динамический характер. Динамичность эта определяется особенностями поступающих афферентных импульсов и спецификой реакции организма. Она проявляется на поведенческом, нейронном, синоптическом и молекулярном уровнях. Различным образованиям и системам мозга в разной степени свойственны две основные формы строения и деятельности – инвариантные, генетически детерминированные и подвижные, вероятностно-детерминированные (концепция О.С.Адрианова), что согласуется с идеями Н.П.Бехтеревой о существовании «жестких» и «гибких» звеньев систем мозгового обеспечения психической деятельности человека.

В соответствии с концепцией О.С.Адрианова, несмотря на врожденную, достаточно жесткую организацию макросистем, им присуща определенная приспособительная изменчивость, которая проявляется на уровне микроструктур мозга. Каждая микросистема, входящая в ту или иную макросистему, динамична по своей структуре нервных и глиальных клеток, по их метаболизмам, синоптическим связям, кровоснабжению – по тем элементам, из которых складывается та или иная макросистема. Динамичность макросистем – важнейшее условие реализации как простых, так и более сложных физиологических процессов, лежащих в основе психической деятельности. Она же определяет большую «глубину» (возможности) компенсаторных процессов.

Одним из принципов структурной организации мозга является принцип иерархической соподчиненности различных систем мозга.

О.С.Адрианов (2008) выдвигает один из важнейших принципов структурно-системной организации мозга – принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных (подкорково-корковых и горизонтальных корково-корковых) путей проведения возбуждения.

Принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных путей проведения возбуждения – принцип организации мозга, который предоставляет широкие возможности для различных типов переработки (трансформации) афферентных сигналов и является также одним из механизмов интегративной работы мозга.

Динамичность мозговых структур, их индивидуальная изменчивость достигаются за счет динамичности и изменчивости составляющих их микросистем. Качества динамичности и изменчивости присущи разным системам в разной степени.

Данная концепция дает анатомическое обоснование двум основным принципам теории локализации высших психических функций, разработанной в нейропсихологии, – принципу системной локализации функций и принципу динамической локализации функций.

Принцип системной локализации функций – принцип локализации психических функций, согласно которому каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга.

Принцип динамической локализации функций – принцип локализации психических функций, согласно которому каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные возрасты их жизни.

Основные закономерности мозговой организации психической деятельности человека, являющиеся предметом исследования нейрофизиологии ВНД и нейропсихологии, во многом определяют специфику нарушений познавательной деятельности и отклонений в психофизическом развитии при дефектах развития, коррекцией и компенсацией которых занимается дефектология. Знание этих закономерностей – своего рода «ключ» к пониманию причин (этиологии) и патогенетических механизмов первичных и вторичных нарушений развития у лиц с ОВР. Закономерности функционирования механизмов мозговой организации психической деятельности в норме и специфика их нарушения при дефектах развития во многом определяют основные закономерности аномального (нарушенного) развития.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Дайте краткую характеристику нейропсихологическому направлению в специальной психологии и коррекционной педагогике.

2. Дайте определение понятий «функциональная организация мозга», «мозговая организация психической деятельности».

3. Укажите и охарактеризуйте основные принципы мозговой организации психической деятельности.

4. Назовите три основных функциональных блока мозга. Как осуществляется функциональное взаимодействие основных блоков мозга в процессах психической деятельности.

5. Что такое локальные системы мозга?

6. Назовите первичные, вторичные, третичные зоны коры больших полушарий.

Каково их функциональное назначение?

 

Рекомендуемая литература

1. Астапов В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклоне- ниями развития. – СПб., 2008

2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии / Учебник для студентов вузов. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.— 383 с.

3. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. - Т.3: Проблемы развития психики. - М., 1983.

4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. / Под ред. Т.М. Лифановой и Г.Л. Выгодской. - М., 2004.

5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии / Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2007.

6. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга: Избранные труды. – М.: Академический Проект, 2000.

7. Мастюкова Е. М.., Московина А. Г. Основы генетики: Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В. И. Селиверстова, Б. П. Пузанова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

8. Нейропсихология: Тексты / Сост. Н.Ю.Ченцов и др.// Под ред.Е.Д.Хомской. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

 

 

Тема 3 Основные закономерности аномального (нарушенного) развития

 

Учебные вопросы

1. Основные закономерности психического развития в онтогенезе.

2. Внутренние и внешние условия развития организма. Теория Л.С. Выготского о единстве биологического и социального в онтогенетическом развитии

3. Характеристика возрастных этапов психического развития.

4. Специфические закономерности процесса аномального развития.

 

1. Прежде чем подойти к общей характеристике особенностей нарушенного ( аномаль­ного) развития, необходимо рассмотреть основные закономерности раз­вития ребенка в норме, так как наиболее существенные черты ано­мального развития выявляются в сопоставлении с закономерностями развития нормального ребенка.

Основываясь на знаниях, полученных студентами при прохождении психологических и педагогических дисциплин, мы остановимся на наи­более важных, стержневых вопросах, касающихся нормального разви­тия организма ребенка.

На протяжении длительного времени многие исследователи, зани­мавшиеся проблемой развития ребенка придерживались той точки зрения, что все свойства, характеризующие взрослого человека, заложены в самом человеческом зародыше, процесс же развития сводится к постепенному развертыванию и вызреванию врожденных задатков. Согласно этой теории, носящей название преформизма (предобразования), весь процесс развития определяется наследст­венностью, а воспитание – лишь внешнее условие для выявления врожденных задатков.

Социальные факторы, по мнению сторонников этой теории, иг­рают крайне пассивную роль в развитии организма - ведь все за­ранее предопределено наследственностью; воспитание и другие условия жизни могут лишь в большей или меньшей мере способство­вать выявлению врожденных свойств человека. Указанная теория и до настоящего времени имеет ряд сторонников в зарубежной педа­гогической и психологической науке.

Такая односторонняя трактовка проблемы развития не позволяет правильно понять закономерности формирования и развития психическую практику, поскольку игнорирует определяющее влияние обучения и воспитания на процесс развития ребенка.

Появившись на свет, младенец не владеет никакими способами самостоятельного удовлетворения своих врожденных потребностей (в питании, способе движения и др.), он может лишь криком «сиг­нализировать» о том, что его состояние неблагополучно, что он испытывает отрицательные эмоции. Окружающие его люди приходят на помощь - устраняют неблагоприятные факторы, что способствует возникновению у ребенка положительных эмоций.

В дальнейшем индивидуальное развитие психики зависит не толь­ко от созревания мозговых структур, но и от усвоения (или по-другому, «присвоения») ребенком человеческого опыта.

Не случайно он научается говорить на том языке, на котором разговаривают окружающие, овладевает теми способами поведения, общения, которые приняты в окружающей его социальной среде, обучается тем предметно-практическим действиям, которым его (прямо или опосредованно) учит социальное окружение. На основе овладения внешней предметно-практической деятельностью возникает внутренняя психическая (умственная) деятельность ре­бенка: он усваивает способы мышления и запоминания, которыми владеют окружающие его люди. Таким образом, по выражению А.Н. Леонтьева, ребенок «впитывает в себя опыт человечества»*.

С другой стороны, развитие любого психического процесса за­висит и от биологических факторов, от индивидуальной специфики природной основы психики человека. Установлено, что у разных людей обнаруживаются различия в ряде врожденных свойств нерв­ной системы (нервно-психическая активность, быстрота возникно­вения и прочность сохранения условных связей, умственная рабо­тоспособность и др.). Эти различия обусловливают разную способ­ность людей к усвоению общественного опыта – его восприятию, запоминанию, обобщению и практическому использованию – от этого зависит, насколько человек сможет активно и осознанно познавать действи­тельность, преобразовывать ее, проявляя свои творческие способ­ности. В то же время, такие сложные психические функции, как память, активное внимание и др. формируются в процессе развития подвлиянием социальных условий. В их основе лежат не толькоприродные задатки, но и формы, способы деятельности ребенка, виды его об­щения с окружающими.

Видный отечественный ученый в области генетики, академик H.П. Дубинин указывал, что человек обладает исключительной пластич­ностью нормы реакции, и это определяет огромную роль среды вос­питания при формировании личности человека. Вместе с тем, каж­дый человек уникален по заложенной в нем генетической программы. В результате он развивается под воздействием двух программ. Пер­вая программа – это наследственные задатки вторая – задается воспитанием, через которое «личность испыты­вает формирующее влияние всей истории человечества, кристализованной в современной человеку социальной среде.*



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: