Социально-педагогическая виктимология. Объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.




Человек выступает и субъектом, иобъектом как социализации, так и десоциализации (виктимизации). Виктимология – это процесс социально-психологических изменений личности человека под влиянием совокупности негативных внешних условий и факторов, способствующих его превращению в тот или иной тип жертвы неблагоприятной социализации.

Субъект виктимизации – это человек (группа), отличающийся (отличающаяся) своими виктимными (довлеющими, дезорганизующими, разрушающими) возможностями влияния на конкретного человека. Как субъект, человек выступает в роли лица, которое способствует виктимизации (социальной деформации, десоциализации) другого. Виктимизатор (виктимизируюший), посягатель – это человек, целенаправленные действия которого вводят объект его внимания в состояние жертвы, результатом которого является его дезадаптация, негативная (разрушительная) десоциализация. Позиция виктимизатора (виктимизирующего человека) по отношению к другому носит деструктивный характер.

Роли виктимизатора и жертвы могут быть ярко выражены (определены) в ряде ситуаций (например, при неуставных отношениях между военнослужащими; захвате заложников; целенаправленном насилии одного человека над другим). Они могут быть не выражены (не ярко выражены) внешне, но носить десоциализирующий характер (например, при совместной деятельности людей, испытывающих психологическую несовместимость, когда один психологически подавляет другого, делает его замкнутым, неспособным сосредоточиться, активно проявить себя в деятельности). Объект виктимизации – это виктимный человек, подвергшийся (подвергающийся в данный момент) воздействию тех или иных факторов и условий, неблагоприятно сказавшихся (сказывающихся) на его социализации (десоциализации). Он становится жертвой социализации (виктимизированным). Жертва социализации – человек, испытывающий на себе негативное влияние (испытавший последствия негативного влияния) внешнего характера (условий, ситуаций, действий посягателя и т.п.), определяющее его дезадаптацию и десоциализацию (приведшее его к дезадаптации и десоциализации).

Под виктимогенными понимают факторы, которые по отношению к конкретному человеку играют деструктивную роль в его адаптации и социализации.

Акцентируя внимание на адаптации первоклассника и беря за основу социально-психологические условия жизнедеятельности в школе, можно выделить объективные и субъективные предпосылки виктимизации ребёнка-первоклассника, а также объективные и субьективные факторы, обусловливающее её проявление.

Субъективными предпосылками виктимизации вследствие неблагоприятных условий социализации ребенка являются его индивидуальные особенности, своеобразие позиции по отношению к себе и самопроявлению на личностном уровне. По своей сущности субъективные предпосылки характеризуются следующими проявлениями:

· генетической предрасположенностью человека к саморазрушающему и отклоняющемуся поведению.

· предрасположенностью личности реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для нее потребностей, на крушение идеалов и ценностей.

· недостаточной сформированностью устойчивости и меры гибкости ребенка откоторых во многом зависит – в состоянии ли он и в какой мере способен противостоять и сопротивляться различным опасностям, с которыми он сталкивается, а также прямому негативному влиянию окружающих.

· ценностными ориентациями, их несоответствием принятым в обществе (данном социуме) требованиям, определяющими место ребенка в социальной среде, его целеустремленность и способы самореализации в жизни;

· недостаточная степень развитости нравственно-волевых качеств, не позволяющая личности принимать рациональные решения и обеспечивать их достижение, что делает ребенка ведомым, подвластным лидерам не всегда позитивной направленности;

· склонностью человека приписывать причины происходящего с ним внешним обстоятельствам или принимать ответственность за события своей жизни на самого себя.

К субъективным предпосылкам аномальной социализации ребенка (виктимологического характера) относятся также его индивидуальные особенности, такие как:

· особые нужды (ограниченные возможности), связанные с недостатками физического, физиологического, соматического, психического развития;

· своеобразие темперамента

· впечатлительность

На субъективные факторы накладываются объективные, что стимулирует проявление виктимизации человека.

Объективные факторы – это те средовые условия, в которых оказывается ребенок, и которые сказываются на его состоянии, возможности адаптироваться, проявиться, социализироваться. К ним относятся такие факторы виктимизации, как:

· природно-экологические климат, геопатогенные зоны; нахождение школы вблизи вредных производств;

· государственные (общественные) государственный строй, криминогенность, жизненный уровень, наличие общественных организаций, помогающих школе;

· катастрофы войны, землетрясения, наводнения, стихийные бедствия (пережитые ребенком);

· средовые сверстники асоциальной и антисоциальной направленности, семья «группы риска», аморальная семья и многие другие.

Человек, группанередко несут в себе разрушающий, подавляющий характер по отношению к отдельной личности, группе.

Объективные факторы нередко выступают в комплексе и во взаимосвязи с личностными (субъективными). В этом случае их виктимологическое влияние на человека значительно усиливается и трактуется как трудная жизненная ситуация.

Это понятие означает переживания человека, оказавшегося в ситуации, которая серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и, из которой он не всегда способен достойно выйти (не может найти достойного для него выхода). Трудная жизненная ситуация по отношению к человеку носит виктимный характер. Оказавшись в такой ситуации, человек нуждается в помощи государства, общества, специалиста. Наиболее уязвимым в отношении трудной жизненной ситуации является ребенок-первоклассник. На него она воздействует особенно негативно, виктимно, оказывая влияние на его адаптацию и социализацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: