Разработать систему работы по умственному развитию детей старшей группы компенсирующей направленности 4 вида с использованием «Кругов Луллия».
Задачи:
Изучить педагогический опыт по использованию «Кругов Луллия» в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Формировать умение детей зрительно обследовать, анализировать и классифицировать предметы по их основным признакам.
Учить детей зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками.
4. Составить план работы по использованию «Кругов Луллия» по предметным темам в старшей группе.
Подготовить практический материал для использования в блоках специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности.
Сроки реализации проекта:
Этап – подготовительный – август-сентябрь 2011 г.
Этап – основной (содержательно-практический) – октябрь 2011 г.-
Апрель 2012 г.
Этап – заключительный (контрольно-оценочный) – май 2012 г.
Целевая группа (категория детей):
Дети старшей группы компенсирующей направленности 4 вида.
Ожидаемые результаты:
Использование дидактической игры «Круги Луллия» в блоках специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности поможет детям старшей группы научиться:
- анализировать предметы на полисенсорной основе;
- группировать предметы по общим признакам;
- делить предметы на части, составлять целое из частей и узнавать предмет по его части;
- самостоятельно придумывать реальные и фантастические задания.
Содержание проекта:
Введение.
Анализ внешней ситуации.
Анализ внутренней ситуации.
Ресурсное обеспечение.
Этапы реализации проекта.
Последовательность реализации мероприятий проекта.
Мониторинг проекта.
Список используемых ресурсов.
Приложения.
Введение.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т.п.
Чем же отличается наше время? Прежде всего, насыщенностью событий и быстротой происходящих перемен. Мы потеряли «уверенность в завтрашнем дне», но в чем-то жизнь стала интереснее и многограннее. Россия - часть нового, стремительно меняющегося мира. Этот динамичный мир предъявляет новые требования ко всем сферам нашей жизни. И воспитание детей не исключение. Поэтому мы должны задуматься над тем, как создать условия для творческого развития ребенка, способного в скором будущем решать задачи, которые сегодня даже еще не сформулированы.
Информационные технологии дают нам все новые возможности. Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро меняющемся мире?
В конце 20-го столетия мы познакомились с большим количеством методик и программ коллег из других стран. Какие-то из них остались в адаптированном виде, какие-то к нашим условиям не подошли. В 20-е годы прошлого века в России, как и во всем мире, работали по методике Марии Монтессори. В 90-е годы эта система вернулась в нашу страну. «До пяти лет ребенок - строитель самого себя из чего бы то ни было», отмечала автор технологии саморазвития.
В российском образовательном процессе имеется широкий спектр инновационных технологий. Для системы дошкольного образования и воспитания представляют интерес следующие педагогические технологии:
- авторитарные;
- личностно-ориентированные;
- гуманно-личностные;
- технология сотрудничества;
- технология свободного воспитания.
В нашем воспитательно-образовательном процессе наиболее приемлема технология сотрудничества.
В последние десятилетия, наконец, стали придавать значение развивающим играм для детей дошкольного возраста. Произошло это, очевидно, потому что психологи и педагоги убедительно доказали: самостоятельная индивидуальная или коллективная творческая деятельность детей со специально подобранными игровыми материалами способствует развитию внимания, памяти, интеллекта, речи, воображения. Средством обучения может быть и киноаппарат, и телевизор, и классная доска, и мел. Главная проблема для современного педагога - научиться выбирать из того обилия и разнообразия, которое предлагает сейчас образовательный рынок, именно то, что нужно ему для его конкретной работы.
При подборе игр и игровых заданий необходимо учитывать общие задачи познавательного развития, охватить множество конкретных тем, касающихся устройства окружающего мира, а также сделать содержание привлекательным для ребенка.
Анализ внешней ситуации.
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки и многое другое. Ребенок, овладевший мыслительными операциями, умеет и хочет сам учиться, у него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное мышление, развитое воображение.
Развитию мышления способствует умение решать задачи мыслительного характера. Это умение напрямую связано с умением освобождаться от стереотипов мышления. При решении подобного рода задач продуктом мыслительной деятельности является не только и не столько результат, сколько мыслительный процесс, производимый ребенком.
Педагогу надо помнить, что важно не только решить с детьми задачу, но и сформировать умение осознавать приемы, с помощью которых это происходит.
Дети должны уметь передавать словами те мыслительные операции, которые происходят в их сознании в процессе выполнения игровых заданий. Задания должны быть максимально понятны и интересны дошкольникам.
Французский монах Раймонд Луллий в 13 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Эти круги можно использовать как средство развития мышления, восприятия, познавательной активности, звукового развития речи. Эффект использования - познание языка и мира в их взаимосвязи.
Для развития познавательных способностей используются игровые задания, направленные на развитие познавательных процессов: развитее воображения, мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация), памяти (слуховой, зрительной, словесно-логической, двигательной), внимания, ощущения, восприятия (величины, цвета, формы, пространства и времени). Всем этим требованиям, на мой взгляд, соответствует дидактическая игра «Круги Луллия».