ПОЛОЖЕНИЕ
МОУ «Средняя школа №11»
Образовательное учреждение
самостоятельно в выборе системы оценок,
форм, порядка и периодичности промежуточной
аттестации обучающихся.
Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
1.2. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и т. д.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д.
1.3. Модернизация содержания образования и организация учебного процесса в начальной школе предусматривает работу с детским интересом и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни.
1.4. Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
1.5. Основные принципы безотметочного обучения:
- дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;
- приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);
- гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);
- естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).
1.6. Никакому оцениванию не подлежат:
- темп работы ученика;
- личностные качества школьников;
- своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
1.7. Основные виды контроля:
- стартовый контроль,
- тематический контроль,
- итоговый контроль.
2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.
2.1. Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений обучающихся предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником и не подразумевают сравнения его с другими детьми.
2.2. Видами контроля результатов обучения в 1-х классах являются:
- текущий контроль;
- тематический контроль;
- итоговый контроль.
2.3. В первых классах контрольные работы не проводятся, поэтому устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений обучающихся:
а) устный опрос;
б) письменный опрос:
- самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку обучающихся после освоения ими определённых тем;
- самостоятельные работы, демонстрирующие умения обучающихся применять усвоенные по определённой теме знания на практике;
в) тестовые диагностические задания;
г) графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д.;
д) административные контрольные работы, проверяющие усвоение обучающимися совокупности тем, разделов программы, курса обучения за определённый период времени (триместр, полугодие, год).
2.4. С целью фиксации и систематизации результатов тестовых, самостоятельных, творческих работ эти результаты заносятся в рабочий журнал учителя.
- МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
3.1.Содержательный контроль и оценка знаний и умений первоклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
3.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- текущие проверочные работы;
- «портфолио» ученика.
3.3. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».
3.4. Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
3.5. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.
3.6. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода.
3.7. «Портфолио» ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.
3.8. Динамика обученности обучающихся фиксируется учителем.
3.8. Для формирования действий самоконтроля и самооценки учениками первых классов особое внимание уделяется развитию рефлексивных умений и навыков обучающихся.
3.9. Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений».
Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития обучающихся, зелёным и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень.
3.10. При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо, прежде всего, учитывать: понимание прочитанного текста, а так же способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
3.10.1. Высокому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствуют плавный слоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 35-40 слов в минуту (на конец учебного года), во втором классе (I полугодие 45-50 слов целыми словами), понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
3.10.2. Среднему уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 25-30 слов в минуту (на конец учебного года); во втором классе (I полугодие) 40-45 слов в минуту (целыми словами). Обучающийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
3.10.3. Низкому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствуют чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и чёткости произношения, во втором классе (I полугодие) ниже 25 слов (слог + слово), непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.
3.11. При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии, сформированность устной речи.
3.11.1. Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочёта.
3.11.2. Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочёта.
3.11.3. Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками.
3.11.4. К числу негрубых недочётов относятся:
а) частичные искажения формы букв:
б) несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;
в) наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;
г) выход за линию рабочей строки, недописывание до неё;
е) отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.
3.11.5. Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу.
3.11.6. Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5—7 недочетов.
3.11.7. Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочётов превышает указанное количество.
3.12. Критериями оценки сформированности устной речи являются:
а) полнота и правильность ответа;
б) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
в) последовательность изложения;
г) культура речи.
3.12.1. Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные связанные, последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более одной неточности в речи.
3.12.2. Среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.
3.12.3. Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.
3.13. При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.
3.13.1. Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро.
3.13.2. Среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные приёмы вычислений.
3.13.3. Низкому уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала.
3.13.4. Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно.
3.13.5. Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок.
3.13.6. Высокому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи).
3.13.7. Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.
3.13.8. Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубые ошибки.
3.13.9. Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломанная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль.
3.13.10. Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур.
3.13.11. Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, несоответствующие указанным требованиям.
3.14. Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.
3.14.1. Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
3.14.2. Среднему уровню умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.
3.14.3. Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
3.15. При определении уровня развития общеучебных навыков необходимо учитывать умения учащихся работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать, обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные суждения.
3.15.1. Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга чтения, легко вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чём расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя ее содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте).
3.15.2. Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в какой- либо детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей её содержания (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте).
3.15.3. Низкому уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чем расскажет книга), принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте).
3.16. Умение обучающихся планировать свою работу определяется учителем на основе наблюдений за деятельностью детей на различных уроках.
3.16.1. Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и способы работы.
3.16.2. Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм действий и выбрать рациональные приёмы и способы работы.
3.16.3. Низким уровнем определяется непонимание учеником учебной задачи — составление последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя, существенные затруднения при выборе рациональных приемов и способов работы, даже при помощи учителя.
3.17. Определение уровня развития познавательных мотивов и активности обучающихся производится по результатам наблюдения учителя за деятельностью обучающихся в урочной и неурочной деятельности и при помощи диагностических методик.
3.17.1. При высоком уровне развития общественной активности ученик принимает активное участие в деятельности классного коллектива, во время бесед с интересом обсуждает вопросы, правильно оценивает ситуации, аргументирует свою точку зрения, умеет организовать ребят, повести за собой.
3.17.2. При среднем уровне развития общественной активности ученик принимает участие в деятельности классного коллектива, следуя за другими ребятами участвует в обсуждении различных вопросов и событий, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения.
3.17.3. При низком уровне общественной активности ученик малоактивен в делах классного коллектива, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается порученным делом, но быстро охладевает к нему. При оценке событий не умеет аргументировать свою точку зрения или неверно их оценивает.
3.18. При высоком уровне сформированности отношения к учению проявляется повышенный интерес обучающегося к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться как долг, всегда добросовестен в учении.
3.18.1. При среднем уровне сформированности отношения к учению проявляется интерес ребёнка к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в учении, но иногда бывают срывы.
3.18.2. При низком уровне сформированности отношения к учению не проявляется интерес к знаниям или этот интерес ситуативен, учащийся добросовестен только по отношению к предметам, к которым проявляет интерес, учится по принуждению, не проявляет старания.
3.19. Высоким уровнем определяется ответственное отношение ребёнка к любым трудовым поручениям, он любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу.
3.19.1. Средним уровнем определяется, как правило, ответственное отношение учащегося к трудовым поручениям, но в отдельных случаях он может не выполнить порученное, любит участвовать в трудовых делах, но включается в них только по инициативе других.
3.19.2. Низким уровнем определяется отношение к трудовым поручениям тогда, когда осуществляется постоянный контроль со стороны учителя, включение в трудовую деятельность происходит лишь по необходимости, ученик редко доводит дело до конца, часто уклоняется от участия в трудовых делах.
3.20. Высокий уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием нравственным нормам в любых ситуациях, проявлением постоянной готовности помочь товарищам, взрослым и младшим.
3.20.1. Средний уровень сформированностиотношения к людям характеризуется следованием нравственным нормам, но в сложных конфликтных ситуациях ученик нередко теряется, проявляет готовность помочь товарищам, взрослым, но делает это без энтузиазма.
3.20.2. Низкий уровень сформированностиотношения к людям характерен для такого поведения, когда ученик затрудняется принять правильное решение в жизненных ситуациях, поступает часто интуитивно, сам не ищет места приложения сил, иногда поступает вопреки нравственным нормам, если помогает, то исполняет это как повинность.
4. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ.
4.1. Учитель:
4.1.1. По каждому предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.
4.1.2. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.
4.1.3. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Портфолио), составленных согласно программам по каждому предмету (См. Приложение).
4.1.4.Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:
«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
«/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;
«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
4.1.5. Для коррекции своей работы учитель не реже 1 раза в триместр проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся.
4.2. Администрация школы:
4.2.1. В своей деятельности школа использует, при необходимости, все материалы учителей и обучающихся для создания целостной картины реализации и обучения в школе.
4.2.2. По итогам года на основе полученных материалов от учителей администрация школы проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как обучающихся, так и учителей, на основе которых определяется задачи на следующий год обучения.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
5.1. Между учителем, обучающимися, родителями обучающихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество.
5.2. Обучающийся имеет право на ошибку и время на ее ликвидацию.
5.3. Учитель имеет право:
- определять содержание оценочной деятельности в соответствии с тематическим планированием;
- оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и достижений.
5.4. Учитель обязан:
- соблюдать правила оценочной безопасности;
- вести учет продвижения учащихся;
- доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.
5.5. Родитель имеет право:
- знать о принципах и способах оценивания первоклассников в данной школе;
- на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
- на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.
5.6. Родитель обязан:
- соблюдать правила оценочной безопасности и Положения безотметочного обучения;
- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
- посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.
6.1. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школыс целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядке.
6.2. В случаях, когда родителей не устраивают отдельные положения данного документа, они имеют право перевести ребенка в другое учреждение.
Приложение 1
ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ
ученика (цы)__________ класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа ___________________________________-»
на _______________ учебный год
ФИО _________________________________________________
Учебные предметы | Период обучения | ||
Начало учебного года | 1 полугодие | 2 полугодие | |
Чтение: осознанность правильность выразительность темп чтения | |||
Русский язык: каллиграфия орфография развитие устной речи | |||
Математика: устный счет письменные вычислительные навыки решение задач логические задачи геометрический материал | |||
Окружающий мир: умение наблюдать умение устанавливать причинно-следственные связи умение применять полученные знания на практике | |||
Учебно-организационные умения: умение определять цель деятельности умение планировать предстоящую деятельность умение осуществлять запланированные действия умение контролировать ход и результаты деятельности умение оценивать ход и результаты деятельности | |||
Сформированность познавательной активности и ценностных отношений: активность познания отношение к учению отношение к труду отношение к людям | |||