В качестве основных этапов эволюции орудийных (технических) средств и всего характера производства в истории общества можно выделить следующие:
· Архаичное, присваивающее производство эпохи палеолита, возникшее примерно 800 тыс. лет назад и существовавшее до 10 тысячелетия до н. э. Основные отрасли этого производства: охота, рыболовство, собирательство. Трудовая деятельность осуществлялась с использованием орудий из камня, дерева, рогов, костей и жил животных. Источником энергии служила мускульная сила человека.
· Аграрно-ремесленное производство, возникшее в эпоху неолита 5-7 тысяч лет до н. э. Основные отрасли аграрно-ремесленного производства: земледелие, скотоводство, ручное ремесло. Технический базис аграрного производства составляли ручные орудия труда, ремесленные инструменты, на более поздних этапах механические прообразы машин (например, ветряные, водяные мельницы и др.). В качестве источника энергии использовалась мускульная сила человека и животных, на более поздних этапах энергия ветра, воды.
· Машинное производство, возникшее в Западной Европе с середины 18 века. Механизация производства в широких масштабах началась с изобретением парового двигателя. Созданные вслед за этим технологические машины, станки начали вытеснять ремесленный труд ткачей, кузнецов и т. д. Машины стали использоваться для производства новых машин, применяться во всех отраслях производства, в быту. Машинная техника в своей совокупности образовала технический базис индустриального общества.
· Научно-информационное производство возникло во второй половине 20 века. Несмотря на развитие научных знаний с времен древности, их влияние на развитие техники и технологии до 20 века было в основном косвенным и опосредованным. Так изобретение плуга, водяной мельницы, токарных, сверлильных, ткацких и других станков, даже паровой машины, паровоза, парохода было совершено мастерами-умельцами, далекими от науки. Однако, начиная с 20 века и, особенно, со второй его половины, технологические объекты настолько усложнились, что их создание и эффективное применение стало невозможным без специальных научных исследований и разработок. Современные технологии (химические, электроэнергетические, лазерные, ядерные, космические и др.) явились непосредственным воплощением научных разработок. Автоматизация производства потребовала широкого развития информационных технологий. Наука и информационные технологии стали во все большей степени превращаться в непосредственную производительную силу, что и составило основу возникновения качественно нового, научно-информационного производства. В таком производстве коренным образом меняется роль человека. Из непосредственного участника технологического процесса он все больше превращается в организатора, контролера, создателя информационных программ автоматизации производственных процессов и т. п.
Таковы основные этапы развития орудийных (технических) средств и форм производства в истории общества. Переход от этапа к этапу носил характер коренных изменений всего хозяйственного и социального уклада жизни. Иными словами, эти переходы являлись, по сути, производственными революциями. Переход от присваивающего к аграрно – ремесленному производству – это аграрная (или неолитическая) революция; переход к машинному производству произошел в результате промышленного переворота 18 века; переход к научно-информационному производству составил содержание научно-технической революции.
Технологические уклады, их характеристика:
№ | Период доминирования | Страны лидеры | Техника | Ключевой фактор | Организация производства |
1780-1840 | Англия, Франция, Бельгия | Текстильная промышленность, выплавка чугуна, металлообработка, строительство магистральных каналов | Водяной двигатель | Модернизация производства, его концентрация на фабриках. | |
1840-1890 | Англия, Франция, Бельгия, США, Германия | Ж/д и пароходный транспорт, машиностроение, станкостроение,угольная промышленность | Паровой двигатель | Рост масштабов производства на основе механизации | |
1890-1940 | Англия, Германия, Франция, США, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Российская империя, СССР | Электротехническое и тяжелое машиностроение, производство и прокат стали, ЛЭП, кораблестроение | Электродвигатель | Рост разнообразия производства, рост качества продукции, стандартизация производства, конвейеры | |
1940-1990 | Страны ЕЭС, СССР, Австралия, Канада, Япония, Швеция | Автомобилестроение, моторизированная военная техника, синтетические материалы, цветная металлургия, органическая химия, электронная промышленность | Двигатель внутреннего сгорания, атомный реактор | Массовое производство серийной продукции, дальнейшая стандартизация производства, конвейеры | |
1990-2020 | Германия, Тайвань, Юж. Корея, Страны ЕЭС, Австралия, Швеция, Россия | Вычислительная техника, программное обеспечение, авиационная промышленность, телекоммуникации, роботостроение, оптические волокна | Газовые технологии | Сочетание крупных корпораций с малым бизнесом, влияние государственного регулирования | |
2010-… | США, Страны ЕС, Япония, Россия | Биотехнологии, нанотехнологии, фотоника, оптоэлектроника, аэрокосмическая промышленность | Нетрадиционные источники энергии | Крупный и малый бизнес, развитие государственного регулирования |
ВОПРОСЫПО МАТЕРИАЛУ ЛЕКЦИИ
1. Чем понятие «техника» отличается от понятия «технология»?
2. Как в инженерной деятельности применяются математические и естественнонаучные знания?
3. Какие из функций техники, на Ваш взгляд, наиболее связаны с формированием человеческой личности? Почему?
4. Какие вопросы и проблемы рассматривает философия техники?
5. Что такое органопроекция, с точки зрения Эрнста Каппа?
6. Что такое производственная революция?
7. Почему, на Ваш взгляд, Франция и Англия являются лидерами во всех технологических укладах, начиная с 18 века?