План
1. Философская и общенаучная методология научного исследования.
2. Диалектика в современной науке.
3. Системный подход и синергетика.
1. Философская и общенаучная методология научного исследования
В начале 21 века наряду с эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания принято говорить о метатеоретической организации научного исследования. Метатеоретический уровень научного познания представляет собойинтеграцию научных знаний в целостную картину мира, обусловленность имеющихся научных достижений господствующими философскими теориями, распространённым стилем мышления. Предполагает использование методологических принципов – комплекса методов, подчинённых определённому стилю мышления. Например, позитивистский принцип, превозносящий результаты эмпирических исследований; диалектический принцип, опирающийся на универсальные законы развития природы, общества, человека и мышления; органический методологический принцип, исходящий из законов существования живой природы и т. д. Методологические принципы можно назвать философской и общенаучной методологией. В современной западной науке наибольшее распространение получил диалектический методологический принцип, на основании которого был разработан системный подход и появилась новая наука синергетика, которая сама по себе стала универсальным методологическим подходом, применяемым во всех науках.
2. Диалектика в современной науке
Диалектика — это философское учение о развитии, всеобщих взаимосвязях и противоречиях.
Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. Так, диалектика Иммануила Канта - это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума. В то же время, диалектика Иоганна Фихте сводится к исследованию творческой активности "Я", к взаимодействию "Я" и "не-Я" как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Вильгельм Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него - становящийся, развивающийся дух. Геогрг Гегель формулирует основные законы диалектики, которые универсальны — в равной степени позволяют объяснить развитие природы, общества и человеческого мышления.
Основные законы диалектики, их методологическое значение
Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т. к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как нечто общее, проявляющееся во множестве законов.
Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами. Например, категория причинности - универсальный закон мира. Таким образом, закон-категория, по существу, представляет собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности.
Законы диалектики:
1. закон единства и борьбы противоположностей;
2. закон перехода количества в качество и наоборот;
3. закон - отрицание отрицания отрицанием (двойного отрицания, «снятия»).
Категории диалектики
Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышления, они в ходе его исторического развития постепенно выделяются в особую систему. Именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.
В современной диалектике к базовым категориям относят:
· Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм внешнего проявления предметов. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.
· Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.
· Качество — это особая определенность каждого предмета, явления, по которой мы их и различаем. Изменение качества - это высшая форма движения — развитие. Поэтому, теряя качество, вещь перестает быть тем, чем она являлась и переходит в другую форму существования. Качество является объективной характеристикой вещи; не существует качества, оторванного от вещи.
· Количество — это внешняя определенность предметов и процессов без различия их качественной внутренней определенности. Количество непрерывно в том плане, что оно постоянно изменяется, с переходом меры меняется характер количественных изменений. Количественное различие предметов при их качественной однородности является основанием для применения количественных методов в диагностике. Это инструментальные, лабораторные показатели, например в медицине: ЭКГ, СОЭ, частота пульса, температура тела, границы органов.
· Мера — это единство качественной и количественной определенности объекта, это диапазон количественных изменений, в пределах которого сохраняется данное качество.
· Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.
· Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.
· Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.
3. Системный подход и синергетика
Системный подход — это совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся: а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учётом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; в) исследование механизма взаимодействия системы и среды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; е) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.
Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Исследование саморазвивающихся сложных открытых систем происходит в рамках междисциплинарных изысканий в нескольких направлениях. Это модель, предложенная родоначальником синергетики Германом Хакеном, модели Ильи Пригожина. Начало новой дисциплины положило выступление Хакена в 1973 году на первой конференции, посвященной проблеме самоорганизации. Однако Илья Пригожин употребил другой термин – неравновесная термодинамика. В современной постнеклассической картине мира, упорядоченность, структурность, также как и хаос признаны объективными универсальными характеристиками действительности, которые присутствуют на всех структурных уровнях развития. Так, проблема иррегулярного поведения неравновесных систем является предметом синергетики (греч. – содействие, соучастие). Предметом синергетики является выявление наиболее общих закономерностей спонтанного структурогенеза. Здесь показателем прогресса, как состояния стремящегося к повышению степени сложности системы, является наличие в ней внутреннего потенциала самоорганизации. Поэтому самоорганизация мыслится как глобальный эволюционный процесс. Синергетика понимается как непрерывное сотрудничество, согласованное действие. Синергетику интересует вопрос о том, как именно подсистемы или части производят изменения, которые всецело обусловлены процессами самоорганизации. Оказалось, что все системы при переходе от неупорядоченного состояния к порядку ведут себя схожим образом. По мнению Хакена, принципы самоорганизации различных по природе систем (от электронов до людей) одни и те же, коль так, то, следовательно, речь должна идти об общих детерминантах природных и социальных процессов. На нахождение этих процессов и направлена синергетика. Она включает в себя новые представления о реальности, то есть новую картину мира, а именно, рисует концепцию нестабильного, неравновесного мира, идею многоальтернативности воздействия, идею возникновения порядка из хаоса.
Основополагающая идея синергетики состоит в том, что неравновесность мыслится источником новой организации, то есть порядка (порядок из хаоса). Зарождение упорядоченности приравнивается к самопроизвольной самоорганизации материи, при этом для поведения системы важны интенсивность и степень их неравновесности. Неравновесные системы вызывают эффект корпоративного поведения элементов, которые в равновесных условиях вели себя независимо, то есть автономно. Рассматривается поведение неравновесных систем в органической и неорганической химии. В социальных науках пытаются описать явления с позиции синергетики, работа головного мозга рассматривается как шедевр кооперирования клеток.
ВОПРОСЫПО МАТЕРИАЛУ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
1. Что включает в себя метатеоретический уровень научного познания?
2. Какой из законов диалектики выражает внутренний механизм (причину) движения и развития?
3. Чем диалектическая категория меры отличается от других категорий диалектики?
4. Почему, на Ваш взгляд, именно системный подход получил распространение в современной науке?
5. Какие идеи синергетики, на Ваш взгляд, особенно актуальны для современной науки?
Основная литература
1. Барковская, А. Ю. Философия техники: учебное пособие / А. Ю. Барковская, Л. Л. Мальцева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. техн. ун-т. — Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2017. — 119, [1] с. Свободный доступ https://elibrary.ru/download/elibrary_28834574_89400613.pdf
2. Смирнова, О. В. Философия науки и техники: учебное пособие / О. В. Смирнова. — 2-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2014. — 296 с. — ISBN 978-5-9765-1806-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/63041 (дата обращения: 20.09.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Дополнительная литература
1. Деменев, А.Г. Современные философские проблемы математических, естественных и технических наук: учеб-метод, пособие / сост. А.Г. Деменев. - Архангельск: Изд-во АГТУ, 2007. - 79 с. Свободный доступ https://narfu.ru/university/library/books/0095.pdf
2. Коптелова, Т.И. НГСХА как проводник инновационных аграрных технологий на евразийском культурном пространстве / Т.И. Коптелова // Вестник Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - 2 (6). - С. 69-76.
3. Коптелова, Т.И. Постмодернизм как деконструкция жизни и вызов современной науке / Т.И. Коптелова // Философия и культура. — 2016. - № 6. - С. 882-891.
4. Коптелова, Т.И. Унификация - основа глобальной экономики или самоуничтожение человечества? Ответ с точки зрения евразийской философии истории / Т.И. Коптелова // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. - 2015. - № 2. С. 64-72.
5. Лебедев, С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). Научное издание: монография / С. А. Лебедев. — Москва: Академический Проект, 2020. — 692 с. — ISBN 978-5-8291-3314-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132876 (дата обращения: 20.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Лебедев, С. А. Краткий словарь по методологии научного познания: методические указания / С. А. Лебедев. — Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. — 102 с. — ISBN 978-5-7038-4680-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/103624 (дата обращения: 20.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Любомиров, Д.Е. Философские проблемы науки и техники: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям магистерской подготовки 09.04.02, 15.04.02, 15.04.04, 18.04.01, 18.04.02, 35.04.01, 35.04.02, 35.04.09. [Электронный ресурс]: учеб. пособие — Электрон. дан. — СПб.: СПбГЛТУ, 2014. — 136 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/58360 — Загл. с экрана.
8. Микешина Л.А. Философия науки: Эпистемология. Методология. Культура / Учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. Свободный доступ. https://ideashistory.org.ru/sciphil.html
9. Смирнова, О. В. Философия науки и техники: учебное пособие / О. В. Смирнова. — 2-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2014. — 296 с. — ISBN 978-5-9765-1806-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/63041 (дата обращения: 20.09.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
10. Юдин, А.И. История и философия науки: общие проблемы: учебное пособие / А.И. Юдин. – Тамбов: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 160 с. – 160 экз. – ISBN 978-5-8265-1092-6 Свободный доступ. https://window.edu.ru/resource/094/80094/files/yudin.pdf