Тема «Психология памяти»




1) Общая характеристика памяти

2) Процессы памяти

3) Виды памяти

 

Память- это запоминание, сохранение, последующее воспроизведение человеком его жизненного опыта.

Психологическая теория памяти основана на ассоциативной направленности.

Физиологическая теория памяти связана с учением Ивана Павлова: образование и закрепление временных нервных связей в коре головного мозга с последующей их актуализации.

Биохимическая теория памяти

 

Процессы памяти

Различают запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание

Запоминание- процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового, путем связывания его с приобретенным ранее.

запоминание:

механическое осмысленное

кратковременное долговременное

непроизвольное произвольное

 

При механическом запоминании материал запоминается без активного участия мышления, связи между элементами мысли либо непонятны, либо их нет.

 

Осмысленное запоминание более продуктивно, так как связано с мышлением

 

Непроизвольное запоминание происходит без участия воли, без цели.

Условия непроизвольного запоминания:

а) если материал входит в содержание основной цели деятельности- он запоминается лучше;

б) эмоционально окрашенные переживания лучше удерживаются в памяти;

в) зависит от протекания деятельности (установил Зейгарник)- прерванные задачи запоминаются лучше завершенных в два раза.

 

Произвольное запоминание характеризуется поставленной целью и приложением усилия воли.

Условия произвольного запоминания:

а) мотивы, побуждающие запоминать;

б) необходимо обеспечить установку на запоминание материала на длительный срок;

в) необходимо обеспечить активную мыслительную деятельность;

г) использовать различные приемы сравнения;

д) материал должен быть хорошо прочувствован и явно осмыслен;

е) внутренняя установка на прочное запоминание;

ж) правильное повторение;

з) особое внимание обратить на середину изучаемого материала, так как действует "закон края" при забывании.

 

Рациональные приемы запоминания:

1. интерес

2. понимание материала:

а) разбивка материала на составные части

б) придумывание заглавий для него и выделение опорного пункта, с которым легко ассоциируется содержание данной части

в) связывание частей по их заглавию

г) составление схемы, таблицы, зарисовки

 

Правильное повторение:

а) подряд повторить 2-3 раза, а через длительный период еще по 3 раза

б) при повторении внимание обратить на допущенные ошибки

в) два раза читать и один раз повторять

г) последнее повторение должно быть перед сном

 

Сведения по гигиене памяти:

1) трудный материал учить на свежую голову

2) что плохо заучено вечером, следует повторить утром. Материал, предназначенный для механического запоминания, лучше запоминать в вечернее время.

3) следует учитывать биологические ритмы организма

с 8:00 до 11:00 лучшая работоспособность, дальше идет спад

с 16:00 до 19:00 повышается работоспособность, дальше идет спад

4) зрительная память ухудшается при уменьшении кислорода в воздухе

5) память ухудшается в следствии нарушения режима сна

 

Сохранение- удержание заученного в памяти. Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности.

 

Кратковременная человеческая память, как правило, не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов.

 

Воспроизведение- процесс памяти, в результате которого происходит актуализация или восстановление закрепленного ранее содержания психики. Внутри процесса воспроизведения выделяют:

1) узнавание- оживление нервной связи при наличии объекта

2) припоминание- когда делаются активные поиски, преодолеваются определенные трудности

3) воспоминание- историческая память личности

 

Забывание- процесс памяти, при котором происходит угасание временных нервных связей в коре головного мозга. С временным забыванием связано явление реминисценции, то есть отсроченное воспроизведение. Забывание зависит от времени, это доказал немецкий психолог Эббингауз. Забывание особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, потом замедляется.

 

"Закон края"- начало и конец материала помнятся дольше, а середина забывается быстрее.

Факторы, влияющие на забывание: возраст, не использование информации, активное забывание по Фрейду, значение информации в деятельности.

 

Виды памяти

1. по характеру психической активности выделяют:

а) образную- память на представление, картины природы и жизни, внутри образной памяти выделяются типы: зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная, обонятельная.

б) эмоциональную- сохранение и воспроизведение пережитых человеком чувств.

в) словестно-логическую - объясняется преобладанием второй сигнальной системы

г) зрительную- запоминание и воспроизведение различных движений и их систем.

 

2. по характеру целей деятельности выделяют:

а) произвольная память

б) непроизвольная память

 

3. по продолжительности выделяют:

а) кратковременную

б) долговременную

в) оперативную- вид памяти, которая работает во время какой-либо деятельности и рассчитана на короткий срок до окончания деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: