Тема «Психология мышления»




1) Понятие мышления

2) Мыслительные операции

3) Формы мышления

4) Виды мышления

 

Мышление- высшая форма познавательной деятельности человека, которая позволяет отражать определенные действия обобщенно-опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом, а всякое слово уже обобщает. Благодаря опосредованность оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано. Начальным моментом мышления является проблемная ситуация. Мышление тесно связано с: ощущение и восприятием; памятью; эмоциями; воображением; волей; речью (материальной основой мышления является речь).

 

Мыслительные операции:

1) анализ- мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части; выделение в нем отдельный частей, признаков, свойств.

2) синтез- мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

3) сравнение- установление сходства и различия между явлениями и предметами.

4) обобщение- объединение предметов и явлений, имеющих множество сходных признаков, как существенных, так и второстепенных.

5) конкретизация- мысленный переход от общего к единичному.

 

Формы мышления:

1) понятие- форма человеческого мышления, отражающая общие существенные свойства, характерные для определенного вида предметов и явлений.

2) суждение- такая форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений и их свойств. Суждения бывают общими, частными, единичными, истинными и ложными.

3) умозаключение- такая форма мышления, в процессе которой человек составляя и анализируя различные суждения выводит из них новое суждение. Различают:

а. Индуктивное- способ рассуждения от частных суждений к общему, при котором индуктивное умозаключение устанавливает причинно-следственные связи и закономерности.

б. Дедуктивное- способ рассуждения от общего суждения к частному. Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов.

 

Виды мышления:

1) Наглядно-действенное - связано с практическими действиями над предметами (развито у детей до 3-4х лет)

2) Наглядно-образное - опирается на восприятие, представление, воображение (развивается в младшем школьном возрасте)

3) Абстрактное - мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности (развивается с 11-12 лет)

 

Структуры решения мыслительных задач:

1) постановка вопроса, который требует ответа

2) поиск материала для его решения

3) появление гипотезы

4) составление размышления

5) проверка на практике решения задачи

Существует интуитивное решение задач- оно основано на длительном творческом опыте.

Эвристический метод- мыслительная деятельность связана с внезапным решением проблемы.

Метод коллективного додумывания или брейншторм.

 

5 тема "Психология воображения"

1) Понятие о воображении

2) Функции воображения

3) Виды воображения

 

Воображение- психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, полученных в предшествующем опыте.

Вся человеческая материальная духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Деятельность воображения зависит от направленности личности, ее потребностей, интересов, чувств.

 

Функции воображения:

1) представление действительности в образах, создании новых образов

2) регулирование эмоциональных состояний

3) произвольная регуляция познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, речи)

4) формирование внутреннего плана действий

5) планирование и программирование

6) создание образа конечных результатов деятельности

7) компенсация негативных переживаний

8) создание программы поведения в неопределенной проблемной ситуации

 

Виды воображения

Воображение бывает пассивное и активное.

 

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. К пассивному воображению относят:

1) сновидения

2) галлюцинации- фантастические ведения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью, обычно они результат тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния;

3) грезы- психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

 

Активное воображение характеризуется тем, что пользуясь им человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Активное воображение подразделяется на:

1) воссоздающее- создание образа и предмета по его описанию

2) творческое- создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом. К нему относятся:

а) фантазии- воображение рисует сознанию такие картины, в которых много или мало что соответствует действительности

б) мечта- вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего

 

Воображение играет существенную роль в художественном творчестве. Всякое художественное произведение имеет художественное содержание.

Преобразование действительности в художественном творчестве осуществляется с помощью приемов:

а) агглютинация- склеивание различных, в повседневной жизни не соединимых, частей качеств.

б) гиперболизация- увеличение или уменьшение предмета и его частей

в) схематизация- отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко

г) типизация- выделение существенного, повторяющегося в однородных образах

 

Тема «Темперамент»

1) Понятие темперамента

2) История создания учения о темпераменте

3) Типы высшей нервной деятельности, как физиологическая основа темперамента

4) Психологическая характеристика типов темперамента

 

Темперамент- совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения.

Создателем учения о темпераменте является Гиппократ:

«Состояние организма зависит от количественного и качественного соотношения жидкостей, имеющихся в нем- кровь (сангвиник), слизь (флегматик), желтая желчь (холерик), черная желчь (меланхолик).»

Сочетание наиболее важных и устойчивых свойств возбуждения и торможения называется типом высшей нервной деятельности. В основе индивидуальных различий лежат физиологические свойства:

а) сила возбуждения и торможения

б) подвижность возбуждения и торможения

в) уравновешенность

Основные типы высшей нервной деятельности:

1) сильный, подвижный, неуравновешенный- холерик

2) сильный, подвижный, уравновешенный- сангвиник

3) сильный, инертный, уравновешенный- флегматик

4) слабый, инертный, неуравновешенный- меланхолик

 

Холерик- сильный, подвижный, неуравновешенный тип ВНД. Голос громкий, жест энергичный, излишне резок, много импульсивных недостаточно обдуманных движений, быстро увлекается, преувеличивает свои силы и недооценивает трудности, быстро включается в работу и доводит начатое дело до конца, склонен к крайностям, не любит ждать, не терпелив легко возбуждается и медленно успокаивается, любит быть первым.

 

Сангвиник- сильный, подвижный, уравновешенный тип ВНД. Быстро говорит, много лишних движений, быстро и легко переключает внимание, быстро воспринимает и запоминает, быстрая смена чувств, нравится новизна, без труда включается в работу, но если она однообразна, может не довести начатое дело до конца, быстро возбуждается и легко успокаивается, очень общительный.

 

Флегматик- сильный, инертный, уравновешенный тип ВНД. Малая подвижность, скупость в движениях, медленная речь, не торопливо включается в работу, ритм работы устойчив, за счет неторопливости в работу выполняет тщательно, распределение и переключение внимания слабое, не склонен к перемене обстановки, новизне, безынициативен, устойчивое эмоциональное состояние, спокойствие и невозмутимость в конфликтных ситуациях, ровен в отношении со всеми, малообщителен.

 

Меланхолик- слабый, инертный, неуравновешенный тип ВНД. Высокая эмоциональная чувствительность, неуверенность в движениях, словах, недооценка своих сил и переоценка препятствий, легкая ранимость, избегает конфликтных ситуаций, теряется в них, быстро утомляется, ищет поддержки и помощи, склонен к уединению, сближается с людьми медленно, недоверчиво, осторожно, но доверившись человеку очень нежен, мягок, привязчив.

 

Нет хороших и плохих темпераментов, каждый тип темперамента может проявить себя как в положительных, так и в отрицательных чертах.

Темперамент не определяет социальные ценности человека, от него не зависит мировоззрение личности.

Чистые темпераменты встречаются редко, чаще всего у человека сочетаются черты разных типов.

Нельзя смешивать свойства темперамента и черты характера.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: