Инструменты управления (как воздействия):




«Иерархия» ― организация общественных (социальных) связей, где давление на человека ( как основное средство воздействия в системе отношений «руководитель ― подчиненный») осуществляется с помощью принуждения работников и контроля над распределением материальных благ и др. На практике «иерархия» как инструмент управленческого воздействия представлена административными методами, основной формой про явления которых является массив организационно-распорядительных документов (ОРД): постановления, приказы, распоряжения, инструкции и др.

«Культура» ― вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. В практике управления «культура» трансформируется в социально-психологические методы, среди которых выделяются убеждение, разъяснение, стиль управления руководителя, моральное давление, которые в совокупности стимулируют у работников чувство долга и стремление работать в этой организации.

«Рынок» ― сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на равновесии интересов продавца и покупателя (рыночная экономика ― это сочетание свободы и ограничения). В практике управления «рынок» реализуется посредством экономических методов, к которым относят материальное стимулирование (поощрение) инициативы.

·

Управленческий ресурс ― сочетание аналитических, координационных и организаторских способностей субъектов управляющей подсистемы организации.

В качестве аналитического ресурса сегодня рассматриваются:

а) способность руководителей и сотрудников к восприятию информации;

б) умение извлекать ее из прямых и косвенных источников на основе реализации методологии SWOT и PEST анализов (расшифровку смыслов анализов см. ниже);

в) навык понимания существа происходящих событий применительно к текущей ситуации в части как предпосылок ее возникновения, так и возможности прогнозирования дальнейшего развития.

Координационным ресурсом обозначается способность субъектов управляющей системы проводить в жизнь принятые решения.

Организационный ресурс ― это способность руководителей высшего и среднего звена управления к получению поддержки от институтов власти, субъектов институтов общества, а также к ее оказанию указанным субъектам взаимодействия.

При этом нужно помнить, что ресурсы есть средства, которые могут быть использованы для исполнения управленческих функций. И чтобы они стали факторами, то есть действительно вовлеченными, взаимодействующими между собой в процессе управленческой деятельности, необходимы управленческие способности ― способность рационально и наиболее эффективно сочетать (использовать) ресурсы/факторы деятельности для реализации уставных целей и задач.

NB! Новый стиль работы руководителя XXI века можно сформулировать как умение выявлять все лучшее, что есть в людях. Сказанное связано с тем, что современный менеджмент, как сказано выше, рассматривает любую организацию как социальную подсистему рыночной экономики. Так, например, образовательные учреждения как институты образования в экономической теории есть элемент социального блока рыночной инфраструктуры.

Как следствие, проблема «жесткости» системы управления организацией в период перехода в режим развития трансформируется в проблему эффективного управления и вдохновенного руководства в процессе обеспечения стабильности жизнедеятельности организации.

Эффективное управление и вдохновенное руководство, свойственное инновационному управлению, невозможно без творческой составляющей и фирмы как организации, и субъектов системы управления им.

·

Системное восприятие организации характеризует следующий спектр признаков:

· Целеполагание.

Данный элемент, формализованный в Концепцию развития организации, является ключевым понятием для описания ее поведения как института рынка, как сложной социально-экономической системы, ориентированной на достижение новых целей.

· Хорошо организованное планирование.

При системно организованном планировании персонал хорошо понимает его предназначение, взаимообусловленность стратегического и тактического (ежегодного) планирования. Это все задает те рубежи и результаты, которые организация должна достичь в своей деятельности и прозрачность критериев оценивания результатов работы каждым из работников организации.

· Постоянный анализ состояния организации.

Анализ состояния организации в рамках стратегического развития или внедрения новых идей предусматривает: а) оценку того, насколько хорошо работает сегодняшняя стратегия; б) SWOT–анализ и PEST-анализ; в) сравнительный анализ издержек; г) сравнительный анализ конкурентоспособности организации; д) определение будущих стратегических проблем организации и возможность внедрения новых идей.

· Ценности (провозглашенные, воспринятые, культивируемые).

Системы ценностей (предметные, явления общественного сознания, эстетические и др.) в пространстве организации могут быть очень широки. При определенных благоприятных условиях они, будучи внутренне мотивированными, таят в себе огромный творческий потенциал. Из сказанного вытекает непреходящее значение миссии, имиджа, организационной культуры, традиций, атрибутики и мифологии организации.

 

· Оптимальное использование человеческих ресурсов.

Демографические, социальные, экономические и технологические тенденции вынуждают к изменениям в организации. В этой связи роль управления человеческими ресурсами (кадрового менеджмента) резко возрастает и требует новых, нестандартных подходов в работе с коллективом: гибкие организационные структуры; нестандартные формы оплаты труда; апробация новых элементов карьерного роста; разнообразные программы обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала за счет прибыли организации; установление новых ценностей; обеспечение экономической безопасности организации и др.

· Система передачи информации.

Открытая, честная, критическая информация совершенно необходима для проявления как настоящей целенаправленности, так и творческого подхода. Гласность атмосферы допускает эксперимент, признает столкновение противоречий и улучшает сотрудничество в организации.

· Стимулирование творческой активности.

Такой режим предполагает индивидуальный и творческий подход к решению проблем, стимулирует творческое проявление работников. Это, конечно, является определенным вызовом руководителю. Индивидуально мыслящих и действующих работников нельзя считать неудобными людьми, скорее наоборот, их следует рассматривать как ресурс для обновления организации.

· Гибкая структура организации.

Иерархические организации почти всегда препятствуют проявлению творческого подхода. В то же время современные гибкие структуры (матричные, проектные и др.), наоборот, содействую проявлению творческих действий. Они дают возможность работать индивидуально, парами, тройками, группами. Такое равновесие означает свободный выбор формы деятельности, отвечающей требованиям ситуации без преувеличения роли какой-либо деятельности.

· Приобщение к принятию управленческих решений.

В инновационной организации ресурсы, полномочия и ответственность всегда рассредоточены, там понимают прелесть делегирования полномочий, который до минимума сводит элемент самоцентризма.

· Ориентированность на развитие контактов с внешней средой.

Развитие контактов с внешним миром предполагает приток новых стимулов, идей, нетрадиционных способов взаимовыгодных отношений, определение путей развития.

· Повышенное внимание к культуре управления.

Культура управления позволяет руководителям и персоналу получить более реалистичное и ясное представление о возможных окончательных результатах планов организации даже на очень ранних стадиях.

Сказанное позволяет говорить о востребованности адекватных качеств от всех работников системы управления фирмы. Если раньше было достаточно сугубо профессиональных экономических знаний, любой ценой организовать выполнение централизовано планируемых показателей, то в современных условиях от каждого менеджера требуется умение своевременно принять правильное управленческое решение и добиться его выполнения. Другими словами, от каждого из них сегодня востребовано творческое начало в деле, которому они служат.

·

Три основные функции менеджмента по: а) повышению его эффективности (инновационный и финансовый менеджмент), б) управлению менеджерами (организационный менеджмент) и в) управлению работниками (кадровый менеджмент) и работой (производственный менеджмент) обусловлены комплексной природой бизнеса.

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

Объекты менеджмента: а) инновации; б) производство; в) рынок; г) финансы; д) информация; е) снабжение; ж) сбыт; з) кадры (см. Таблицу 6.7.).

В современном производстве сами по себе ни труд, ни капитал не заработают. Для этого нужны особые условия ― все то, что обеспечивает работу организации и из чего она складывается: нормативно-правовые, кадровые, научно-методические, материально-технические, финансовые, понимаемые как экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег; и экспертные условия.

Сюда же входят: 1) маркетинг как деятельность производителя или посредника по разработке, распространению и продвижению товара или услуги, 2) управление маркетингом как управление спросом, 3) маркетинговая среда ― совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами организации и влияющие на возможности руководства организации устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

Как следствие, к факторам, влияющим на стратегию маркетинга фирмы, следует относить: а) демографическую и экономическую среду, лежащую в основе системы маркетинговой информации; б) технико-экологическую среду, лежащую в основе системы планирования маркетинга; в) политико-правовую среду, лежащую в основе системы маркетингового контроля; г) социально-культурную среду, лежащую в основе системы организации маркетинга (подробнее см. 6.6. Основы теории маркетинга).

Отдельно ― работа с регулирующими и контролирующими государственными и административными органами (например, с налоговой и другими инспекциями, министерствами и ведомствами, комитетами и комиссиями), разрешение споров в арбитражных судах и много другое, всего не перечислишь.

Таблица 6.7.

Виды менеджмента и краткое их содержание

Вид менеджмента Аспект менеджмента Краткое содержание и основные требования
Инновационный Проблема эффективности Инновационный менеджмент― комплексная система управления эффективностью инвестиций, вкладываемых коллективом собственников в развитие всех видов инноваций (товар, технологии, методы менеджмента и др.) Теоретические и практические вопросы должны рассматриваться по стадиям маркетинга, НИОКР, организационно-технологиче6ской подготовки производства в увязке с остальными стадиями.  
Производственный Стадия жизненного цикла объекта Производственный менеджмент― комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого объекта на конкретном рынке. Проблемы: построение производственных и организационных структур, выбор организационно-правовой формы управления (по всем функциям) производством, сбытом и фирменным обслуживанием объекта в увязке с предыдущими стадиями жизненного цикла.  
Организационный Организация как функция управления Организационный менеджмент ―комплексная системаобеспеченияадаптивности, ритмичности, стабильности, надежности, эффективности управления организацией как самоорганизующейся, включающая в себя теорию и законы организации, сущность и область применения принципов организованности систем, влияния этих принципов на организационно-правовые формы управления и принципы построения ОСУ ― организационных структур управления. Организация как объект управления ― это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. К элементам внутренней среды организации относятся: 1) цели ― конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиваться группа, работая вместе. Процесс разработки целей представляет собой мощный механизм координирования, потому что он указывает членам организации, к чему они должны стремиться (см. Таблицу 6.8.); 2) структура ― логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации; 3) задача ― работа или ее часть, которая должна быть выполнена определенным способом в определенный период. Задачи можно классифицировать как работу с предметами (вещами), людьми, информацией; 4) технология ― любое средство, с помощью которого входящие в производство элементы преобразуются в выходящие. Она охватывает машины, механизмы, инструменты, навыки людей; 5) люди ― центральный фактор любой модели управления. Внешняя среда организации делится на среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия. Факторы, оказывающие немедленное воздействие на организацию: п о с т а в щ и к и трудовых ресурсов, материалов, капитала; п о т р е б и т е л и; к о н к у р е н т ы; п р о ф с о ю з ы; з а к о н ы и г о с у д а р с т в е н н ы е о р г а н ы. Факторы среды косвенного воздействия на организацию: состояние экономики, социокультурные факторы; политические факторы; научно-технический прогресс; международные события.
Финансовый Проблема (специфическая управленческая функция) Финансовый менеджмент― комплексная система обеспечения устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. При формировании и планировании финансовых показателей, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования всех видов ресурсов, рентабельности, работы и товаров. Взаимоотношений с внешней средой должны соблюдаться научные подходы (особенно важны системный, комплексный, воспроизводственный, нормативный, динамичный подходы).

·

В теории и практике менеджмента с 60-х годов XX века приоритетной стала проектная форма принятия решений.

Проектирование ― одна из форм опережающего отражения действительности, процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование является конкретной формой проявления прогностической функции управления, когда создается возможный образ будущей материальной или идеальной реальности. Целью проектирования является такое преобразование действительности, когда создаются (или предполагается создание) объекты, явления и процессы, которые отвечали бы желаемым свойствам. Принципиальным отличием социального проектирования от планирования промышленных показателей является допущение в проектировании многовариантности решений, что предопределяет, в свою очередь, направление развития социального института, процесса, явления из наличия материальных, трудовых и финансовых ресурсов при учете социально-политических и экономических рисков.

Проектирование социальное является одним из инструментов реализации требований научного управления, конкретнее ― системного подхода к управлению, согласно которому эффективность и действенность проектирования социального могут проявляться только во взаимосвязи с другими элементами целенаправленной регулирующей деятельности.

Из сказанного вытекает, что проект как управленческое решение более «рыночный» элемент бытия организации в условиях рыночных отношений.

Принципиально модель управления проектами включает в себя представление о совокупности и взаимосвязях следующих базовых понятиях.

Проект (в переводе с английского ― «брошенный вперед») функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, правовые/нормативные, культурные и иные факторы.

Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную объектную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководителем проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту.

В работах по проекту ― как правило, на условиях частичной занятости ― могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений организации, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию, администрирование и другие общесистемные функции.

Управление проектами представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих, информационных, финансовых (денежных) и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, направленную на эффективность достижения его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объекту работ, стоимости, времени, качеству.

Для эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована: структура проекта призвана определить услугу, которую необходимо разработать (произвести), а также связь элементов работ, которые предстоит выполнить, как между собой, так и с конечной целью проекта. Таким образом, суть структуризации (говорят также ― декомпозиции) сводится к разбивке проекта и системы его управления на подсистемы и компоненты, которыми можно управлять. При этом не следует забывать, что процесс структуризации проекта ― неотъемлемая часть общего процесса планирования проекта и определения его целей, а также подготовки сводного (генерального) плана проекта и матрицы распределения ответственности и обязанностей.

Жизненный цикл проекта (промежуток времени между моментом зарождения, появления проекта и моментом его завершения) является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Укрупнено жизненный цикл проекта можно разделить на три основные смысловые фазы: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.

Функции управления проектом включают стратегический анализ внешней и внутренней среды; целеполагание/стратегополагание; планирование; систему процедур принятия и реализации управленческих решений; составление и сопровождение бюджета проекта; организацию осуществления проекта; мониторинг и экспертизу результатов внедрения; проверку, приемку и оценку; бухгалтерский учет, администрирование.

Подсистемы управления проектом включают управление содержанием и объемами работ; управление временем, продолжительностью; управление стоимостью; управление качеством; управление закупками и поставками; управление распределением материально-технических ресурсов и факторов; управление человеческими ресурсами; управление рисками/неопределенностью; управление запасами ресурсов; интеграционное управление, управление информацией и коммуникациями.

·

Для нормальной работы управляющая подсистема организации должна располагать следующими данными:

1. Идеальной моделью (видением) будущего функционирования объекта, рассчитанного так, чтобы цель достигалась оптимальным образом.

2. Сформулированной на основе видения целью управления.

3. Моделью фактического состояния объекта для сравнения ее с идеальной моделью и нахождением отклонений, которая разрабатывается на основе SWOT и PEST анализов внутренней и внешней среды организации, а также с помощью разработки сценариев развития, как отдельного работника, так и организации в целом.

4. Информацией, направленной на устранение отклонений фактического состояния модели от идеального образа (видения).

Наличие этих данных обеспечивается выполнением трех основных фаз управления: планирования; учета и анализа; регулирования.

·

В практике управления сегодня эффективно реализуются так называемые современные подходы к управлению.

1. При системном подходе открытая система (объект) рассматривается как целостность взаимосвязанных элементов, имеющих выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь.

Система ― совокупность элементов, находящихся в отношениях и связанных друг с другом, которая, взаимодействуя с внешней средой, образует определенную целостность.

Системный подход ― методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов― систем разных типов и классов.

Исторически системный подход приходит на смену широко распространенным в XVII―XIX вв. концепциям механицизма и по своим задачам противостоит этим концепциям: механицисты не видели, что свойства целого не могут быть сведены к сумме составляющих его частей. Введение системным подходом понятия «иерархия систем», когда между определенными частями системы устанавливается соподчиненность, но вместе с тем они обладают и относительной автономностью, позволило объяснить процессы, связанные со сложноорганизованными системами, в частности понять причины ускорения эволюции иерархических систем и структуры.

Наиболее широкое применение методы системного подхода находят при исследовании сложных развивающихся объектов ― многоуровневых, иерархических, к которым относятся, как правило, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных систем, а также больших технических систем, построенных по принципу «человек – машина».

К числу важнейших задач системного подхода относятся:

А) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем; Б) построение обобщенной модели системы, моделей разных классов и специфических свойств систем; В) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок.

В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и его взаимоотношениях с внешним окружением, средой.

Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта.

Для понимания поведения систем, прежде всего целенаправленных, необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управления, к которым относят: а) формы передачи информации от одних подсистем к другим; б) способы воздействия одних частей системы на другие, в) координацию низших уровней системы со стороны элементов ее высшего уровня управления, г) влияние на последние всех остальных подсистем.

Например, в ОУ как объекте системного анализа следует различать (снизу вверх) следующие подсистемы 1) педагогическая ситуация; 2) учебное занятие; 3) процесс обучения; 4) образовательный процесс, а также 5) внешнюю среду (как «ближнюю», так и «дальнюю») обитания ОУ.

Существенное значение в системном подходе придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов.

В целом при системном исследовании необходимо ориентироваться на следующую совокупность содержательных признаков, связанных с системой, в порядке возрастания системных свойств:

А – признаки, характеризующие внутреннее строение системы: «множество», «компонент», «элемент», «отношение», «свойство», «связь», «каналы связи», «взаимодействие», «целостность», «подсистема», «организация», «ведущая часть системы», «подсистема, принимающая решения», «иерархическое строение системы»;

Б – признаки, характеризующие специфические системные свойства: «изоляция», «взаимодействие», «интеграция», «дифференциация», «централизация», «децентрализация», «состояние системы», «целостность», «стабильность», «восприятие, хранение и переработка информации», «обратная связь», «равновесие», «подвижное равновесие», «регуляция», «управление», «саморегуляция», «самоуправление», «конкуренция»;

В – признаки, относящиеся к поведению системы: «среда», «поведение», «состояние системы», «деятельность», «изменение», «функционирование», «развитие», «адаптация, или приспособление к условиям существования, а также процесс выработки такого приспособления», «аккомодация, или приспособление», «гомеостазис, или совокупность сложных приспособительных реакций живого организма, направленных на устранение или максимальное ограничение действий различных внешних или внутренних факторов, нарушающих вышеназванное динамическое постоянство»; «рост», «эволюция», «зквифинальность, или равноправность методов достижения цели», «целенаправленность поведения».

·

Понятие системы органически связано со следующими понятиями.

Целостность ― внутреннее единство объекта, его отдиференцированность от окружающей среды, а также сам объект, обладающий такими свойствами. Методологическое значение представления о целостности состоит в указании на необходимость, во-первых, выявить внутреннюю детерминацию свойств объекта и, во-вторых, на недостаточность объяснения специфики объекта, когда его основные свойства и характеристики считаются детерминируемыми извне, (исходя, например, или из условий окружающей среды, или из рассмотрения частей объекта, в свою очередь, обладающих целостностью, либо из целостности, включающей данный объект в качестве части, и др.);

Элемент/компонент ― член ряда,часть целого.

Связь. Если всякое отношение образует из своих носителей объект, то связь ― это такое отношение, которое образует из них предмет, то есть целостность. Связь ― это отношение, объединяющее многое в одно.

Связь определяют также как отношение зависимости. Так понимаемая связь существует не только между частями целого, но и между объектами, разделенными в пространстве и времени. Обратной стороной связи-зависимости является связь-влияние, связь-воздействие;

Отношение ― понятие, выражающее соответствие содержания образов и понятий существующих независимо от их реальности, на которую они направлены.

Структура (от лат. struktura ― строение, порядок, расположение) ―взаимосвязь или отношение между элементами материальной или концептуальной системы.

Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность.

Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве системы более низкого порядка.

Иерархичность, многоуровневость характеризуют строение, морфологию системы и ее поведение, функционирование: отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней.

Для большинства систем характерно наличие в них процессов передачи информации и управления.

К наиболее сложным типам систем относятся целенаправленнные системы, поведение которых подчинено достижению определенной цели, и самоорганизующиеся системы, способные в процессе своего функционирования изменять свою структуру.

2. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические (при необходимости ― политические, демографические и др.) аспекты управления и их взаимосвязи.

3. Интеграционный подход к управлению направлен на исследование и усиление взаимосвязей: а) между отдельными подсистемами и элементами системы; б) между стадиями жизненного цикла организации (рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение); в) между субъектами управления по горизонтали.

4. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя: повышение качества услуги (прежде всего).

5. Сущность функционального подхода к управлению заключается в том, что потребность организации в создании конечного продукта своей (уставной) деятельности (а значит, и в соответствующем штатном расписании) рассматривается как совокупность функций (ролей), которые нужно выполнить для ее удовлетворения наемной рабочей силой. (Если идти от объекта ― будет простое функционирование, а не развитие!).

6. При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом, в причинно-следственных и синергетических связях и соподчиненности; проводится ретроспективный анализ за 5―10 лет и более и перспективный анализ (прогноз).

7. Воспроизводственный подход ориентирует на развитие (расширенное воспроизводство интенсивным путем, а не экстенсивным путем) формирующих его факторов (не следует забывать, что образовательную и культурную услуги творят (помимо «капитала» и «земли») социально-психологические, информационные, научные и художественно-творческие факторы!).

8. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные: процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

9. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы управления:

целевой ― показатели качества продуктов труда, параметры их рынка; показатели социального развития, коллектива;

обеспечивающей ― характеристики элементов внешней среды в вопросах законодательно-правовых условий, финансовой и налоговой политики государства, экологической среды, духовной среды, жилищно-бытовых и семейных условий субъектов фирмы, природно-географической среды;

функциональной ― нормативы качества планирования профессиональной и управленческой деятельности, качества учета и контроля, нормативы мотивации и стимулирования труда обеспечивающей подсистемы.

10. Сущность количественного (математического) подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических методов, экспертных оценок, системы баллов и др.

11. Сущность административного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, продолжительности процессов и др. в локальных нормативных актах (приказах, распоряжениях, инструкциях, положениях, стандартах и др.).

12. Целью поведенческого подхода является оказание помощи субъектам производственных отношений в осознании своих собственных потребностей, возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук для повышения эффективности фирмы за счет эффективности ее человеческих ресурсов.

13. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность методов управления определяется конкретной ситуацией (в том числе и психолого-педагогической).

Информационный подход.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: