Раскройте последовательность изучения в школе одного из теоретико-литературных понятий.
Формирование теоретико-литературных понятий
Понятие – сложная философская категория. Это знание существенных сторон, свойств предметов и явлений окружающей действительности, знание существенных связей и отношений между ними.
Надо отметить, что формирование теоретико-литературных понятий – серьезная проблема для современной школы. Часть учащихся, оканчивая школу, остается на уровне донаучных представлений в определении основополагающих понятий. (Например, романтизм – это то, чего не бывает, как в сказке: Данко вырывает сердце. Типическое – то, чего много. Коробочка, Плюшкин – типические персонажи, а Онегин нет: он один). У большинства отсутствует система в классификации понятий (затрудняются в определении родо-видовых понятий – эпитет соотносят с понятием «композиция»). Причина заключается в том, что в большинстве случаев вопросы теории литературы изучаются формально, в лучшем случае требуется умение найти в тексте определяемое понятие (эпитет, метафору…), указать черты, например, романтизма и выявить их наличие в разбираемом произведении.
В современных программах по литературе предусмотрены при изучении теории литературы определенные этапы формирования понятий. Это следующие этапы:
1. Наблюдение за проявлением понятия.
2. Вычленение существенных признаков понятия на основе сопоставления, сравнения фактов, наблюдаемых предметов и явлений.
3. Определение понятия, синтезирование признаков в определение понятия.
4. Углубление и обогащение признаков понятия.
5. Включение понятия в систему других понятий.
6. Применение понятия для решения учебно-познавательных задач.
7. Перенос знаний о понятии в смежные предметы.
Пункты 1-3 в основном реализуются в среднем звене школы, пункты 4-7 являются предметом рассмотрения в старшем звене.
Например, в 6 классе необходимо изучить теоретико-литературное понятие миф, установить отличие мифа от сказки. С жанровыми разновидностями сказок, народных и литературных, школьники знакомились в 5 классе. Они наблюдали за этим понятием. Узнали, что сказка – это занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории, относится к одному из трех родов литературы -–эпосу (мы учитываем в данном случае только фольклор), устной народной прозе. Сказки бывают волшебные, о животных, новеллистические (сатирико-бытовые или социально-бытовые), сказки имеют свои композиционные и стилистические особенности. Ученики узнали также, что бывают сказки народные и литературные. Наблюдение за понятием, вычленение существенных признаков его и определение происходит с помощью текстов произведений, учебников, справочников по теории литературы. В 6 классе учитель может опереться на уже имеющиеся у школьников знания, чтобы установить отличия мифа от сказки. Одно из наилучших средств – составление таблицы, схемы.
«Они (таблицы, схемы) систематизируют знания, обобщают накопленные факты, формируют представление об историко-литературном процессе, существенно облегчают процесс усвоения сложных теоретических понятий; способствуют быстрому запоминанию материала, дисциплинируют мышление» (М.Мещерякова).
Сказка отличия Миф
Повествует об обычных людях («благородного» или «низкого» происхождения) Воспринимается слушателями как фантастика, вымысел; рассказывается, в основном, с целью развлечь (в меньшей степени – с нравоучительной) Сказитель и слушатели не верят в рассказываемое Сказка рассказывается сказителем слушателям Общедоступна Повествует о деяниях богов и героев Воспринимается слушателями как отражение реального мироустройства; передает миропонимание и мироощущение народа, объясняет мир, его законы Рассказчик и слушатели верят в рассказываемое, воспринимают его как откровение Миф часто разыгрывается перед слушателями-зрителями или приобретает облик обряда Носит сакральный характер («скрытого», тайного знания)
В методике преподавания литературы существуют два пути изучения теоретико-литературных понятий:
1. Сопутствующее.Теоретико-литературные понятия изучаются в связи с изучением конкретных художественных текстов (характерно для программы под ред. Т.Ф.Курдюмовой).
2. Концентрическое (гнездовое). На каждом этапе литературного образования расширяется представление о теоретико-литературном понятии, устанавливаются его взаимосвязи с другими, типологически близкими понятиями (характерно для программы с углубленным изучением литературы под ред.А.Г.Кутузова).
V класс | VI класс | VII класс | VIII класс | |
Литература как вид искусства и как учебный предмет. Произведение и писатель | Начальные сведения о литературном герое, теме, идее произведения. Устное народное творчество и литература | Значение художественной литературы в жизни человека. Выражение позиции автора, развитие понятия об идее, о литературном герое | Человек как главный предмет изображения в художественном произведении,. Взаимосвязь характеров и обстоятельств | Художественная литература и действительность, образное отражение в художественной литературе жизни. Жизненная правда и художественный вымысел в литературе. Образ — характер в литературе |
Композиция | Повествование. Начальное понятие о сюжете и конфликте в эпическом произведении, портрете, построении произведения | Начальное понятие о композиции. Развитие понятия о портрете литературного героя, пейзаж | Развитие понятия о пейзаже, сюжете, композиции, виды описания. Роль рассказчика в повествовании | Развитие понятия о сюжете и композиции, антитеза как способ построения произведения |
Роды и жанры | Понятие о видах устного народного творчества. Пословица, поговорка, загадка, сказка, былина. Сказка литературная. Басня, рассказ | Повесть. Былины как один из видов устного народного творчества. Древнерусская летопись. Понятие о балладе | Понятие о поэме, о лирике, начальное понятие о сатире. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Народная драма. Комедия | Развитие понятия об основных родах художественной литературы. Традиции устного народного творчества в литературе |
Язык и средства художественной выразительности | Слово в художественном контексте. Поэтическая и стихотворная речь, рифма, сравнение, эпитет, олицетворение. Аллегория | Гипербола, постоянный эпитет, метафора, развитие понятия об олицетворении. Интерьер и его роль | Развитие понятия о метафоре. Значение художественной детали | Понятие о языке художественной литературы. Эпиграфы. Афоризмы |
Стихосложение | Различие прозаической и стихотворной речи | Размеры стиха. Былинный стих | Развитие понятия о рифме и строфе, понятие об основах стихосложения | Развитие понятия о двух- и трехсложных стихотворных размерах |
V — VIII классы
Учение о сущности литературы | Учение о литературном произведении | Учение о литературном процессе | |
IX класс | Личностный характер художественного творчества. Специфика художественной литературы | Драма как род литературы. Жанр поэмы. Комедия как драматический жанр. Развитие понятия о родах и жанрах литературы, о средствах художественной выразительности, о значении авторской позиции | Начальное понятие о литературном направлении, о классицизме, романтизме, реализме, литературной критике. Общие понятия об истории русской литературы |
X класс | Понятие о прекрасном в жизни и искусстве, понятие об эстетике, о содержательности художественной формы, об условности | Развитие понятия о драме, романе, романе-эпопее, поэме, сатире, трагедии, об индивидуальном стиле писателя. Подтекст | Связь русской классической литературы с общественной жизнью России. Романтизм и реализм как литературные направления |
XI класс | Понятие о традициях и новаторстве, о положительном герое в литературе | Развитие понятия о художественной образности (образ-символ), о поэтических средствах выразительности, о лирическом герое, о тоническом стихосложении | Развитие понятия о литературных направлениях и литературной критике. Основные потоки русской литературы XX века |