Современная концепция чтения.




Интеллектуальное и нравственное развитие современных школьников напрямую связано с получаемой ими информацией, именно поэтому огромную роль в формировании личности играют основные источники её получения - средства массовой коммуникации и книги.

 

В нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется, потому что сегодня мы можем констатировать о возникновении такого явления современного общества как «экранная культура» (совокупность СМИ, электронных носителей информации, аудио- и мультимедиапроектов, Интернета, формирующая информационные, эстетические, культурные и развлекательные предпочтения человека). Попадая в зависимость от телевидения, Интернета, компьютерных игр (так называемую гаджет-зависимость), школьники зачастую не находят ни времени, ни желания на чтение книг, оказывающее неоценимо положительное влияние на грамотность, развитие речи, а также воспитательное воздействие на душу подрастающего поколения.

 

Современное поколение мало читает, и падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество во всех странах и на разных уровнях.

 

В 2006 году в России была принята Национальная программа развития и поддержки культуры чтения в качестве основного документа государственной политики в этой области до 2020 года. В программе заявляется, что нынешняя ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры. Страна дошла до критического состояния в области чтения. Сегодня в российском обществе одна из главных задач заключается в том, чтобы привлечь молодое поколение к чтению. Кроме того, приоритетной целью ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) основного общего образования является формирование читательской компетентности, в основе которой лежит читательская деятельность.

 

Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом достижения успеха человека в жизни. Таким образом, выявлено противоречие: между растущей значимостью чтения в условиях информационного общества как инструмента успешной деятельности человека в различных сферах жизни и снижением интереса к чтению книг у населения, в том числе подростков.

 

В этой связи в настоящее время актуальной проблемой является поддержание интереса детей и подростков к книге, к самому процессу чтения, расширению и разнообразию книжного кругозора.

 

Цель исследования – привлечение внимания к чтению как к важному фактору успешной социализации личности в современном обществе.

 

Из этой цели вытекают следующие задачи:

изучение проблем и тенденций детского чтения в России;

выявление причин падения интереса к чтению среди школьников;

 

В работе были использованы различные методы:

анализ литературы по данной теме исследования;

анкетирование учащихся и родителей;

интервьюирование сотрудников библиотеки, педагогов;

обработка и анализ полученных данных;

организация урочной и внеурочной деятельности.

 

С целью ознакомления с состоянием проблемы на современном этапе развития нашего общества мною были проанализированы литература по данной теме, источники сети Интернет, а также материалы Национальной программы поддержки и развития чтения РФ.

 

Мною были изучены статьи В. П. Чудиновой «Чтение в контексте развития информационного общества», С. А. Денисовой «Родители о чтении роли библиотек», Л. В. Чернышевой «Кризис детского чтения - общемировая проблема», Н.Н. Светловской «Обучение чтению и законы формирования читателя» и др.

 

Ознакомилась также с материалами круглого стола на тему «Книга и чтение в культурном пространстве России», организованного Российской библиотечной ассоциацией, Российским книжным союзом и Комитетом по культуре Госдумы, который состоялся 13 марта 2014 года в Москве. Материалы круглого стола отражают актуальность проблемы чтения в РФ; представляют статистические данные библиотек, причины снижения процента читающего населения, а также пути решения данной проблемы.

 

Материал для анализа удалось найти на сайте Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федерального института оценки качества образования. Данные опроса фонда «Общественное мнение» позволяют оценить процент читающего населения в России, читательские предпочтения, интересы, причины снижения интереса к чтению в нашей стране.

 

Анализ Интернет-источников показал, что все статьи, публикации, данные социологических опросов, интервью, посвященные проблеме чтения, в основном, относятся к периоду 2005 – 2012 годов. Современных данных по проблеме найти практически не удалось. Соответственно, можно сделать вывод, что проблеме в наши дни не уделяется должного внимания ни в СМИ, ни на уровне правительства РФ. Появляются некоторые программы, разработанные и действующие на уровне отдельных субъектов РФ, городских округов, поселений. Федеральные же программы, действие которых было развернуто в 2005 – 2012 годах, продолжают работать, однако результативность их, на мой взгляд, недостаточно высока.

 

Сегодня особенно необходимы фундаментальные, междисциплинарные исследования процесса чтения, функциональной грамотности (и неграмотности) юных и взрослых, изучение психологических, педагогических и иных аспектов читательской деятельности. Однако фундаментальных исследований чтения, и особенно детей и юношества сегодня практически не проводится. По свидетельству Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в течение последних 10 лет в России не проводились фундаментальные исследования детского чтения и книгоиздания для подрастающего поколения. В последнее десятилетие получилось так, что читающий ребенок «выпал» из сферы академической науки и стал объектом прикладных исследований. Практически нет соответствующих организаций, чтение почти не исследуется в рамках академических институтов, и его исследования фактически из сферы фундаментальной науки перешли в плоскость прикладных областей знаний, а также в сферу практической деятельности.

В таком контексте ничем не заменимую роль играет чтение – важнейший способ освоения профессионального и обыденного знания, базовой социально значимой информации, содержащейся в печатных и электронных книгах, журналах, газетах, различных документах, интернет-ресурсах. Чтение – первый по значимости источник социального опыта и освоения смыслов, накопленных человечеством. Чтение имеет первостепенное значение для:

 

формирования общекультурного потенциала страны;

повышения уровня образованности, профессиональной компетентности граждан;

повышения качества жизни;

повышения престижа страны в мире.

 

Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение имеет первостепенное значение. Оно является самым мощным механизмом сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка.

Несмотря на очевидную важность и незаменимость чтения, снижение интереса к нему наблюдается не только в России, но и во всем мире. Россия так же, как и другие страны, переживает системный кризис чтения, в том числе детского чтения и шире – приобщения детей и подростков к письменной культуре.

Причины появления этой общемировой тенденции недостаточно изучены. Принято связывать их с глобализацией и повсеместной доступностью электронных аудиовизуальных средств массовой информации, развитием экранной культуры, социальных сетей, индустрии развлечений. Считается, что именно эти факторы обусловливают вытеснение чтения как незаменимого прежде источника социально значимой информации, снижение его культурного престижа.

Отдаленные последствия этой тенденции также не осмыслены, хотя острота проблем чтения, необходимость изучения факторов, порождающих эти проблемы, признается повсеместно. В развитых и развивающихся странах происходит обсуждение необходимости и целей расширения и повышения качества читательской аудитории, объема, содержания и средств решения задач, стоящих в этой связи перед соответствующими институтами.

Кризис детского чтения в России имеет свои особенности. В России, как никогда прежде, издается колоссальное разнообразие книг и другой печатной продукции, в том числе для детского и юношеского возраста. Однако этот культурный эффект ослабляется целым рядом факторов: отсутствием интереса к чтению у значительной части населения (в том числе у молодых родителей); неразвитостью инфраструктуры книжной торговли; бедностью значительной части населения и библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать (не только в малых городах и на селе, но даже и в крупных городах, особенно в депрессивных регионах); отсутствием эффективной системы навигации в литературном потоке; должного уровня экспертизы книг, особенно для детей и подростков, и др.

В вопросах приобщения детей к чтению особо важную роль играет весь комплекс детской литературы – художественной, учебной, развивающей, познавательной, научно-популярной. Россия традиционно считалась одним из мировых лидеров в этой области. Но сегодня возникли серьезные проблемы.

Рынок художественной литературы для детей перенасыщен однотипными изданиями. Выявлен существенный спад интереса к познавательной литературе для школьников, являющейся фундаментом детского образования. Большая доля выпускаемой детской печатной продукции адресуется дошкольной аудитории. Крайне неразвитым остается региональное книгоиздание для детей. Практически отсутствует возможность распространения детских книг в сельской местности, а иногда и в районных центрах.

Негативное влияние на ситуацию с чтением оказывает современная информационная среда, в которой проблематика культуры, образования и просвещения вытеснена на периферию и отсутствует действенная система пропаганды книг и чтения. Снижение уровня филологической грамотности, читательской и речевой культуры взрослого населения также приводит к серьезным проблемам чтения российских детей.

Во всем мире реальностью стало изменение практик чтения – от чтения на бумаге к чтению на экране (все чаще на экране мобильных устройств), использование медийных продуктов в школьном образовании. Однако научного понимания процессов, последствий и рисков раннего приобщения детей к электронной культуре не сформировано. Специалисты предупреждают о нарастающих проблемах концентрации внимания, клиповости восприятия и мышления, ослаблении когнитивных способностей молодого поколения, о том, что углубленное аналитическое чтение все чаще подменяется поверхностным просмотром текстов в электронной среде, не позволяющим осмыслить прочитанное, получить прочные знания.

Наряду с очевидным снижением потребности в чтении педагоги, логопеды, детские психологи отмечают более позднее овладение речью, бедность словарного запаса дошкольников, растущее число дислексий (нарушений чтения), дисграфий (нарушение письма) у детей школьного возраста и дислогий (неспособность использовать родной язык как главный инструмент сознания, освоения культурного опыта, общения) у всего молодого поколения.

Необходимость комплексной модернизации в России обусловлена тем, чтобы в условиях глобализации качество жизни в нашей стране соответствовало общепризнанным мировым стандартам, и Россия могла успешно конкурировать в рамках мировой политики и экономики с другими странами и в то же время конструктивно взаимодействовать с ними. Реализации этих целей препятствует недостаток конструктивных идей, знаний и информации, циркулирующей во всех слоях российского общества, а сравнительно низкий уровень общекультурной компетентности всего населения недостаточен для успешного решения накопленных сложных проблем.

 

Все эти общие для всего мира проблемы в России становятся особенно заметны в подростковой возрастной группе в сравнении с зарубежными сверстниками. Об этом свидетельствуют и результаты международных исследований в сфере образования (PISA), согласно которым российские школьники, имея относительно высокие показатели уровня читательской грамотности в возрастной группе детей 9–10 лет, перемещаются к 15 годам в конец рейтинга.

Серьезные проблемы в сфере детского чтения, овладения грамотной письменной и устной речью даже на родном языке формируются и накапливаются в современной системе российского образования. В стране не хватает специалистов по детской литературе, недостаточно развита литературная критика в области литературы для детей и подростков. В ходе оптимизации в вузах культуры были закрыты кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми; в педагогических вузах ликвидированы или существенно сокращены курсы методики внеклассного чтения и детской литературы; отсутствуют соответствующие специализации в профильных институтах, готовящих кадры для издательств и книжной торговли. Ни один вуз в стране не готовит специалистов в области детского чтения. При переходе на программы бакалавриата в вузах, ведущих подготовку филологов и педагогов, детская литература в учебных планах стала занимать незначительное место.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: