Должны знать:
- особенности и отличия изделий традиционных народных промыслов лепной игрушки, изучаемых по программе;
- название, назначение и правила пользования инструментами и приспособлениями, предусмотренными программой;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе инструментами и приспособлениями;
- правила и приёмы обработки глины;
- правила организации рабочего места;
- правила общения
Должны уметь:
- различать по внешнему виду изделия народных промыслов, изучаемых по программе;
- правильно называть и самостоятельно использовать в работе строго по назначению инструменты и приспособления;
- самостоятельно и безукоризненно выполнять правила безопасности труда и личной гигиены;
- правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
- правильно выполнять изученные технологические операции;
- самостоятельно изготавливать по образцу изделие;
- работать в группах, распределять и согласовывать свой труд с другими
К концу третьего года обучения:
Дети должны знать:
1. Технику безопасности
2. Технологию лепки разными способами
3. Особенности последовательной работы
4. Росписи ДПИ
5. Особенности выполнения композиции
Дети должны уметь:
1. Пользоваться глиной, красками, кистью, стеками, наждачной
бумагой.
2. Применять придуманный рисунок с листа бумаги на
объемном объекте.
3. Самостоятельно выполнять изделия средней сложности.
4. Правильно применять расцветку в покраске изделий.
К концу четвертого года обучения:
Дети должны знать:
· технику безопасности
· технологию лепки разными способами
· особенности последовательной работы
· особенности создания творческих проектов
Дети должны уметь:
· пользоваться глиной, красками, кистью, стеками, наждачной бумагой
· применять придуманный рисунок с листа бумаги на объемном объекте
· Создавать самостоятельно творческие проекты
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п\п | Раздел программы | Всего часов | В том числе | |
теор. | практ. | |||
Чудесный материал (глина и использование её человеком) | ||||
Основы художественной обработки глины | ||||
Первые шаги (плоская игрушка) | ||||
Что умеют делать золотые руки (знакомство учеников с видами народно-прикладного исскуства) | ||||
Знакомство с игрушкой родного края (Г.А. Климовской) | ||||
У нас получаются красивые изделия | ||||
Экскурсии и выставки | - | |||
Всего часов: |
Второй год обучения
№ п\п | Раздел программы | Всего часов | В том числе | |
теор. | практ. | |||
Послушная глина | ||||
Народные художественные промыслы русской лепной игрушки (филимоновской, дымковской, каргопольской, торжокская) | ||||
Основы художественной обработки глины | ||||
Секреты мастеров | ||||
Знакомство с игрушкой родного края (Г.А. Климовской) | ||||
У нас получаются красивые изделия | ||||
Экскурсии и выставки | - | |||
Всего часов: |
Третий год обучения
тема | название | теория | практика | всего |
Русский Сувенир | Вводное занятие 1. Полховско – майданские сувениры (матрешка) 2. Хохломская матрешка 3. Дымковская игрушка 4. Городецкая роспись (посуда) 5. Торжокская игрушка 6. Парад игрушек | |||
Маленькие человечки | 1. Комиксы 2. Красна девица (Городецкая и хохломская роспись) 3. Лепка сувенира 4. Парад игрушек | |||
Композиция | 1. Жанры живописи 2. Лепка сказочных персонажей 3. Лепка на свободную тему 4. Лепка сувенира | |||
Животный мир | 1. Лепка по своему замыслу 2. Лепка сувенира(пасхальное яйцо) | |||
Прекрасное вокруг | 1. Лепка натюрморта 2. Чаша с фруктами | |||
Итоговое занятие | - | |||
Итого: | 13 ч. | 20 ч. | 33 ч. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(четвертый год обучения)
№ п\п | Раздел программы | Всего часов | В том числе | |
теор. | практ. | |||
Использование глиняного промысла в родном районе | ||||
Что умеют делать золотые руки (о народных умельцах родного края, работающих с глиной) | ||||
Самостоятельная работа (создание творческих проектов) | ||||
Основы создания панно из глины | ||||
Роспись готовых игрушек | ||||
Экскурсии и выставки | - | |||
Всего часов: |
Содержание программы
(первый год обучения)
№ п\п | Наименование раздела | всего часов | Теоретические знания | кол-во часов | Практические работы | кол-во часов |
Чудесный материал | - глина как ху-дожественный материал; - отличитель-ные свойства различных глин; - особенности формообразова-ния; - знакомство с планом работы кружка на год | - подготовка мате-риала (глины) к работе; | ||||
Основы худо-жественной обработки глины | - знакомство с правилами и приёмами обра-ботки глины; - простейшие приёмы декора изделий из гли-ны; - передача фор-мы, пропорций; | - отработка приёма: лепка из целого куска с добавлением дета-лей; - овладение простей-шими приёмами деко-ра изделий: защипы, налепы; | ||||
Первые шаги | - знакомство с инструментами и приспо-собле-ниями, исполь-зуемыми при лепке (стека, доска, блюдце для воды, тря-почка); - условия безо-пасной работы; -организация рабочего места; - формообразо-вание в работе с глиной; - средства и способы изобра-жения в пластике; | - отработка приё-мов лепки: вытя-гивания и при-щипывания; - правильная организация рабочего места; - соблюдение правил безо-пасной работы; | ||||
Что умеют делать золо-тые руки | - беседы по ис-тории возникно-вения различ-ных художест-венных промыс-лов изготовле-ния глиняной игрушки в России (Филимоновс-кой, Дымковской, Каргопольской, Абашевской) с показом иллюстратив-ного и предмет-ного материала; | - отработка приё-ма: лепка из целого куска; | ||||
Знакомство с игрушкой родного края (Г.А. Климовской) | - беседы по ис-тории возникновения художест-венного промысла в Торжке и возрождения глиняной игрушки Г.А.Климовской. Изготовление игрушек: уточки, петушка, гуся и пеночки. | Закрепление приёмов лепки: вытягивания и прищипывания; лепка и примазывание налепов. - правильная организация рабочего места; - соблюдение правил безо-пасной работы; | ||||
У нас полу-чаются кра-сивые изделия | - основные цве-та красок, ис-пользуемые в росписи глиня-ных игрушек в традиционных народных промыслах; - знакомство с элементами росписей и узорными композициями используемыми в росписи игру-шек в народных промыслах; | - закрепление приёмов – наращивание по частям; - лепка по образам народ-ной игрушки; - создание несложных по технике выполнения творческих работ; - упражнения в выполнении эле-ментов и узорных композиций рос-писей используемых в традицион-ных народных промыслах; - роспись игрушек с использованием традиционных приёмов; | ||||
Экскурсии и выставки | - экскурсии на выставки; - выставки работ детей; - конкурсы | |||||
Итого: 66 ч | 20 ч. | 46 ч. |
Содержание программы
(второй год обучения)
№ п\п | Наименование раздела | всего часов | Теоретические знания | кол-во часов | Практические работы | кол-во часов |
Послушная глина | -разнообразие глин, их назна-чение и основ-ные свойства: цвет, пластич-ность, водонеп-роницаемость; - инструменты и приспособления для работы с глиной: разные по форме стеки, кисть, станок для лепки, тряпочка, баночка для во-ды; - их назначение; - правила и приёмы безопасной работы и хране-ние; - основные приёмы работы с глиной; - особенности формообразова-ния в глиняной пластике; -организация рабочего места; | - подготовка материала (гли-ны) к работе; - правильная организация рабочего места; - соблюдение правил безопас-ной работы; | ||||
Народные худо-жественные промыслы русской лепной игрушки | - беседы по истории развития на-родных худо-жественных про-мыслов глиняной игрушки в России (Филимоновской, Дымковской, Каргопольской,Торжокской); - знакомство с планом работы кружка на год | - правильная организация рабочего места; - соблюдение правил безопас-ной работы; | ||||
Основы художественной обработки глины | - обобщение ранее изученных правил и приё-мов обработки глины; - приёмы стили-зации в лепке; | - отработка приёма: лепка из целого куска с добавлением деталей; | ||||
Секреты мастеров | - композиция в пластике; - искусство круглой много-фигурной композиции в творчестве народных мастеров; - использование цвета в росписи изделий для от-ражения эмоцио-нального состоя-ния; - работа над образом; | - отработка приёма лепки способами кру-гового налепа; | ||||
Знакомство с игрушкой родного края (Г.А.Климовской) | - беседы по ис-тории возникновения художест-венного промысла в Торжке и возрождения глиняной игрушки Г.А.Климовской. Изготовление игрушек: | Закрепление приёмов лепки: вытягивания и прищипывания; лепка и примазывание налепов. - правильная организация рабочего места; - соблюдение правил безо-пасной работы | ||||
У нас получа-ются красивые изделия | - создание еди-ной композиции; | - лепка с натуры по образам народной иг-рушки с внесе-нием измене-ний; - лепка с сохра-нением стиля; - создание кол-лективных композиций; - создание твор-ческих работ; - роспись игру-шек из глины; | ||||
Экскурсии и выставки | - экскурсии на темати-ческие выставки; - индивидуальные и коллективные выставки работ детей; - конкурсы | |||||
Итого: 66 ч | 23ч. | 43 ч. |
Содержание программы
(третий год обучения)
№ п\п | Наименование раздела | всего часов | Теоретические знания | кол-во часов | Практические работы | кол-во часов |
Русский Сувенир | - беседы по истории развития на-родных худо-жественных про-мыслов глиняной игрушки в России (Полхов-Майданской, Дымковской, Хохломской, Городецкой); - знакомство с планом работы кружка на год | - правильная организация рабочего места; - соблюдение правил безопас-ной работы; | ||||
Маленькие человечки | Беседа о новых видах лепки из глины, используя мелкие фигурки человечков, а также народный стиль (Городецкая игрушка, Хохломская роспись) | - подготовка материала (гли-ны) к работе; - правильная организация рабочего места; - соблюдение правил безопас-ной работы; лепка сувениров | ||||
Композиции | - композиция в пластике; - искусство круглой много-фигурной композиции в творчестве народных мастеров; - использование цвета в росписи изделий для от-ражения эмоцио-нального состоя-ния; - работа над объемным образом; | - отработка приёма лепки способами кру-гового налепа; лепка сказочных персонажей | ||||
Животный мир | - обобщение ранее изученных правил и приё-мов обработки глины; - приёмы стили-зации в лепке; | - отработка приёма: лепка из целого куска с добавлением деталей; лепка сувениров (пасхальных яиц) | ||||
Прекрасное вокруг | - создание еди-ной композиции; | - лепка натюрмортов, объемных работ в виде корзин или чаш с фруктами | ||||
Ахитектура | - видение объема | - лепка домиков, дворцов | ||||
Итоговое занятие | - индивидуальные и коллективные выставки работ детей; | |||||
Итого: 33 ч | 13 ч. | 20 ч. |
Содержание программы
(четвертый год обучения)
№ п\п | Наименование раздела | всего часов | Теоретические знания | кол-во часов | Практические работы | кол-во часов |
Использование глиняного промысла в родном районе | - история глиняного промысла в своем районе | - создание эскизов по рассказу педагога глиняных изделий | ||||
Что умеют делать золотые руки (о народных умельцах родного края, работающих с глиной) | - беседы о народных умельцах своего края, работающих с глиной и с показом иллюстратив-ного и предмет-ного материала; | - создание альбома о народных умельцах | ||||
Самостоятельная работа (создание творческих проектов) | - знакомство с проектными технологиями в творчестве | - правильная организация рабочего места; - соблюдение правил безо-пасной работы; самостоятельная работа | ||||
Основы создания панно из глины | - простейшие приёмы декора изделий из гли-ны; - передача фор-мы, пропорций; - показ простейших панно из глины | - отработка приёма: лепка из целого куска с добавлением деталей; - овладение простейшими приёмами деко-ра изделий: защипы, налепы; | ||||
Роспись готовых игрушек | - основные цве-та красок, ис-пользуемые в росписи глиня-ных игрушек в традиционных народных промыслах; - знакомство с элементами росписей и узорными композициями используемыми в росписи игру-шек в народных промыслах; | - упражнения в выполнении элементов и узорных композиций росписей используемых в традиционных народных промыслах; - роспись игрушек с использованием традиционных приёмов; | ||||
Экскурсии и выставки | - экскурсии на выставки; - выставки работ детей; - конкурсы | |||||
Итого: 33 ч | 16 ч. | 17 ч. |
Методическое обеспечение программы.
Й год обучения
Тема | Форма занятия | Приёмы и методы | Дидактический раздаточный материал | Техническое оснащение | Форма подведение итогов |
Чудесный материал (глина и использование её человеком) | Комплексное занятие | Беседа, рассказ, показ | Глина, изделия из глины | медиапроект компьютер | опрос |
Что умеют делать золотые руки (о народных умельцах) | Заочная экскурсия | Игра «Колесо истории» | Фото мастеров, образцы изделий | медиапроект компьютер | анализ полученных знаний |
Первые шаги | Комплексное занятие | Рассказ, практическая работа | Глина, рабочие инструменты, тряпочки, мисочки с водой | - | Мини-выставка |
Основы художественной обработки глины | Комплексное занятие | Рассказ, показ, практическая работа | Глина, рабочие инструменты, тряпочки, мисочки с водой | - | Коллективный анализ работ |
У нас получаются красивые изделия | Комплексное занятие | Рассказ, показ, практическая работа | Глина, рабочие инструменты, тряпочки, мисочки с водой | - | Мини-выставка |
Экскурсии и выставки | Практическая работа | Фотоаппарат | Создание творческих видоархивов |
Методическое обеспечение программы.
Й год обучения
Тема | Форма занятия | Приёмы и методы | Дидактический раздаточный материал | Техническое оснащение | Форма подведение итогов |
Народные художественные промыслы русской лепной игрушки (филимоновской, дымковской, каргопольской, абашевской) | Заочная экскурсия | Беседа, рассказ, показ | Картины, образцы игрушек | медиапроект компьютер | опрос |
Послушная глина | Комплексное занятие | Рассказ, практическая работа | Глина, рабочие инструменты, тряпочки, мисочки с водой | - | анализ полученных знаний |
Секреты мастеров | Комплексное занятие | Рассказ, практическая работа | Глина, рабочие инструменты, тряпочки, мисочки с водой | медиапроект компьютер | Мини-выставка |
Основы художественной обработки глины | Комплексное занятие | Рассказ, показ, практическая работа | Глина, рабочие инструменты, тряпочки, мисочки с водой | - | Коллективный анализ работ |
У нас получаются красивые изделия | Комплексное занятие | Рассказ, показ, практическая работа | Глина, рабочие инструменты, тряпочки, мисочки с водой | - | Мини-выставка |
Экскурсии и выставки | Практическая работа | Фотоаппарат | Создание творческих видоархивов |
Методическое обеспечение программы.
Й год обучения
Тема | Форма занятия | Приёмы и методы | Дидактический раздаточный материал | Техническое оснащение | Форма подведение итогов |
Русский Сувенир | Заочная экскурсия | Беседа, рассказ, показ | Картины, образцы игрушек | медиапроект компьютер | опрос |
Маленькие человечки | Комплексное занятие | Рассказ, практическая работа | Глина, рабочие инструменты, тряпочки, мисочки с водой, образцы изделий | - | анализ полученных знаний |
Композиция | Комплексное занятие | Рассказ, практическая работа | Глина, рабочие инструменты, тряпочки, мисочки с водой, образцы изделий | медиапроект компьютер | Мини-выставка |
Животный мир | Комплексное занятие | Рассказ, показ, практическая работа | Глина, рабочие инструменты, тряпочки, мисочки с водой, образцы изделий | - | Коллективный анализ работ |
Прекрасное вокруг | Комплексное занятие | Рассказ, показ, практическая работа | Глина, рабочие инструменты, тряпочки, мисочки с водой | - | Мини-выставка |
Архитектура | Комплексное занятие | Практическая работа | Глина, рабочие инструменты, тряпочки, мисочки с водой, образцы изделий | медиапроект компьютер | опрос |
Итоговое занятие | Подведение итогов | Благодарственные письма | Фотоаппарат | Награждение за активную работу |
Методическое обеспечение программы.
Й год обучения
Тема | Форма занятия | Приёмы и методы | Дидактический раздаточный материал | Техническое оснащение | Форма подведение итогов |
Использование глиняного промысла в родном районе | Заочная экскурсия | Беседа, рассказ, показ | Картины, образцы изделий | медиапроект компьютер | опрос |
Что умеют делать золотые руки (о народных умельцах родного края, работающих с глиной) | Устный журнал | Рассказ, показ | Фото мастеров и их изделий | медиапроект компьютер | Коллективный анализ полученных знаний |
Самостоятельная работа (создание творческих проектов) | Комплексное занятие | Рассказ, практическая работа | Глина, рабочие инструменты, тряпочки, мисочки с водой | медиапроект компьютер | Мини-выставка |
Основы создания панно из глины | Комплексное занятие | Рассказ, показ, практическая работа | Глина, рабочие инструменты, тряпочки, мисочки с водой | - | Коллективный анализ работ |
Роспись готовых игрушек | Комплексное занятие | Рассказ, показ, практическая работа | Краски, кисти, клей ПВА, тряпочки, мисочки с водой | - | Мини-выставка |
Экскурсии и выставки | Практическая работа | Фотоаппарат | Создание творческих видоархивов |