Сейчас вы сможете проверить и оценить себя сами, как вы можете противостоять групповому давлению. Группе предлагается разделиться на три группы по 3 человека. Каждая команда получает карточку с описанием ситуации (приложение № 1), затем по ситуации разыграть отказ, можно использовать предложенные способы отказа. Остальные участники игры, эксперты, оценивают эффективность выбранной формы отказа. Оценивание и обсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации.
Вопросы для обсуждения:
· Можно ли избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа?
· Могли ли участники избежать конфликта?
· Насколько убедительный был отказ?
- Приведите примеры таких ситуаций, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ? Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить вред себе или кому-то из окружающих.
Упражнение «Просто скажи «нет»
Участники делятся на две равные группы. Члены одной подгруппы становятся в круг лицами вовне, члены второй подгруппы – в круг большего диаметра лицами к центру, таким образом, чтобы каждый из них оказался напротив участника из внутреннего круга. Потом каждый из стоящих во внешнем круге обращается к находящемуся напротив него с какой-нибудь просьбой, а тот ему отказывает. На любую просьбу следует отказываться, сказав просто: «Нет», «К сожалению, не смогу», «Нет, я не буду этого делать». После этого внешний круг сдвигается на одного человека относительно внутреннего (т.е. меняется состав пар), и теперь стоящие во внутреннем круге обращаются с очередной просьбой к находящимся во внешнем, а те отказываются. Так повторяется несколько раз.
Вопросы для обсуждения:
-Что было сложнее - обращаться с просьбой и получать отказ на них или самому отказываться, с чем это связано?
-В каких ситуациях стоит вести себя так, а в каких лучше реагировать по-другому?
Таким образом, просьба - это такая форма влияния, которая, в отличие от приказа или требования, подразумевает возможность отказа.
СЛАЙД № 7
Какие качества должен проявить человек, чтобы противостоять чужому давлению?. У частники читают со слайда характерные черты уверенного человека.
Упражнение: «Сильные стороны»
Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит в себе, что дает ему чувство внутренней уверенности в себе. Каждый говорит в течение одной минуты по секундомеру. После того как все высказались, ведущий задает вопрос: Как можно использовать в жизни свои сильные стороны?
СЛАЙД № 8
Уверенный чаще всего бывает тот, кто сам готов прийти на помощь другим, оказать поддержку тому, кто в ней нуждается. Уверенность подобна деревьям: «вырастает» не сразу, а формируется постепенно, набирая силу и объём.
Упражнение: Изобразить поведение уверенного человека - взгляд, поза, жесты, голос, речь.
Рефлексия: «Новое и важное для меня». Участники высказываются в кругу.
- Что нового узнали?
- Что понравилось?
-Что удивило, огорчило?
- Чему научились?
Желаем всем успехов!
Приложение № 1
Ситуация – 1. (автор, Дарья, Инга)
В дверь позвонили. Инга открыла дверь – на пороге стояла Дарья, её давняя подружка. Девочки уселись на кухне и стали оживлённо обсуждать новости. Дарья: «Слушай, Инга, давай покурим».
Инга: «Сейчас, только сигареты принесу».
Дарья: «Да не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие ещё не пробовала?»
Инга растерялась: «Нет».
Дарья протянула Инге сигарету: «Слушай, такой кайф, и не опасно совсем! На, попробуй!»
Ситуация – 2. (автор, Сергей, 1 подросток, 2 подросток)
Этих ребят Сергей совсем не знал. Просто во дворе кроме них никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний футбольный матч.
1 подросток достал из кармана тюбик с клеем: «Ну что, мультяшки что ли посмотрим?»
Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились.
2 подросток спросил: «А ты чего расселся? А ну, давай вместе со всеми!» Ребята угрожающе двинулись в сторону Сергея.
Ситуация – 3 (автор, Димка, папа Лены)
Этого дня Димка ждал очень долго. Совершенно неожиданно Лена – девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась Димке, пригласила его на день рождения. Праздник получился очень весёлым. Все танцевали, играли, даже пускали фейерверки, наконец, все уселись за стол с именинным пирогом. В этот момент папа Лены достал из шкафа большую красивую бутылку.
Папа Лены: «Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!»
Большинство ребят за столом радостно оживились. Димка насторожился
Список использованной литературы:
1. «Тренинг общения для подростков» А. Грецов. «Питер»-2007
2. «Тренинг уверенного поведения» А.Грецов. «Питер»-2008
3. «Когда не знаешь, как себя вести…» Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу. И.Г. Юдина. Москва-2007
4. «Поверь в себя» Программа психологической помощи подросткам. Ю. Зарипова. Москва-2007.