ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ




В.А. Кавера

 

ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ

 

 

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность»

очной формы обучения

 

 

 

Санкт-Петербург

СПбГИК

 

УДК 379.8

ББК 77

К12

 

Учебно-методическое пособие издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного института культуры.    
Рекомендовано к печати учебно-методическим советом СПбГИК № от __.__.2019 в качестве учебно-методического пособия.    
Рецензенты: С.С. Комиссаренко, доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурных технологий СПбГУП Е.В. Эртман, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности СПбГИК      
Кавера В.А.    
Технологии разработки международных социально-культурных программ: Методические указания по организации самостоятельной работы студентов направления подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» очной формы обучения. – СПб: Изд-во СПбГИК, 2019. – 29 с.      
Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Технологии разработки международных социально-культурных программ» разработано для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность». В методических указаниях представлено основное содержание тем курса, список основной и дополнительной литературы для изучения, контрольные вопросы по каждой теме, а также задания для самостоятельной практической работы студентов, перечень тем семинарских занятий по курсу «Технологии разработки международных социально-культурных программ». Примерные тестовые задания, задания для подготовки к зачету позволяют оценить уровень знаний и степень сформированности умений, навыков и компетенций студентов в соответствии с требованиями к освоению дисциплины «Технологии разработки международных социально-культурных программ». Предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной формы обучения.    
    УДК 379.8 ББК 77  
© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», 2019    
       

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...4

1. Основные понятия социокультурного проектирования………………………..5

2. Технологии разработки международных социокультурных программ на примере разработки социально-ориентированных проектов…………………..7

3. Финансирование социокультурных проектов и программ…………………...15

Примерные тесты по дисциплине……………………………..………….……….21

Планы семинарских занятий……………………………………….……………...24

Контрольные вопросы по дисциплине……………………………………………28

Заключение………………………………………………………………………….29

 

 

Введение

Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе модели будущего. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность «проектных» (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира – природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) «предмета культуры» человек ориентируется на его совершенные, идеальные формы – идеальную структуру художественного продукта, идеальную форму социального устройства, идеальные отношения между людьми и т.д.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования.

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда – умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование – это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

Раздел 1. Основные понятия социокультурного проектирования

 

Проект - это идеальное видение конечных результатов деятельности, идеальное описание конкретной социальной услуги. Проект всегда направлен на достижение конкретной цели. В зависимости от цели и организационных средств, которыми пользуются организаторы, проекты подразделяются на:

- проекты, носящие бизнес-характер. В данных проектах используются средства деловой организации. Цель – извлечение прибыли, организация коммерческих социальных проектов;

- проекты, носящие политический характер. Подразумевают выработку законодательных актов, которые обеспечат прозрачность деятельности фирм;

- социальные проекты. Проекты, направленные на улучшение ситуации в образовании, здравоохранении, экологии, социальная помощь детям, социально-незащищенным слоям населения, на профилактику безнадзорности и социально-значимых заболеваний, защиту прав граждан;

- социокультурные проекты ориентируются на выработку и сохранение культурных ценностей, новых ценностных отношений.

По организационной структуре проекты могут иметь разовое или постоянное существование. По культурной ценности могут иметь идеально-концептуальное, организационное и действенное выражения.

Создание социокультурных проектов позволяет:

- во-первых, получить ресурсную и финансовую поддержку государственных органов, спонсоров, деловых партнеров;

- участвовать в конкурсах на получение грантов;

- отладить схемы управления деятельностью общественной организации, методом четкого распределения обязанностей и ответственности повысить эффективность использования имеющихся ресурсов;

Социокультурное проектирование – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.

Ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:

· создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

· обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

Задачи проектной деятельности:

· анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

· поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

· выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

· разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

Программа – это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.

Проект может существовать в двух формах:

· как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;

· как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен:

· во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.);

· во-вторых, иметь представление об идеальном состоянии целого и способах его поддержки.

Таким образом, проектирование есть, прежде всего, идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области через формулировку целей к определению конкретных методов изменения ситуации. Объектные области проектирования – и социум, и культура – рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени – искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом: проблематизация, целеполагание, инструментализация.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Определение понятия «социокультурное проектирование»

2. Субъекты социокультурного проектирования

3. Проект как составная часть социально-культурных программ

4. Структурные элементы социокультурного проектирования

 

Основная литература

1. Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб. пособие / А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В. Брежнева и др.; под ред. А.С. Тургаева. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. – 336 с.

2. Фундаментальные основания государственной культурной политики России. Историко-философский аспект. – Санкт-Петербург: ИД Петрополис, 2017. – 224 с.

 

Дополнительная литература

1. Александров, А.А. Международное сотрудничество в сфере культурного наследия / А.А. Александров. – Москва: Проспект, 2011. – 176 с.

2. Беляева, Е. Е. Культурная интеграция как основная стратегия культурной политики Европейского союза [Электронный ресурс] / Е. Е. Беляева. – Электрон. текстовые дан. – Москва: Прометей, 2012. – 98 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211605. – Загл. с экрана

3. Боголюбова, Н.М. Внешняя культурная политика России и зарубежных стран: учеб. пособие / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербург.ун-та, 2008. – 315 с.

4. Боголюбова, Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учеб. пособие / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. – Санкт-Петербург: СПбКО, 2009. – 416 с.

5. Востряков, Л.Е. Государственная культурная политика: понятия и модели / Л.Е. Востряков. – Санкт-Петербург: Изд-во СЗИ РАНХиГС, 2011. – 167 с.

6. Востряков, Л.Е. Культурное сотрудничество в Баренцевом регионе и укрепление доверия между партнерами / Л.Е. Востряков, А.С. Тургаев // Вестник СПбГУКИ. – 2017. – №3. – С. 6–11.

7. Генова Н.М. Культурная политика в системе инфраструктуры культуры региона [Электронный ресурс] / Н. М. Генова. – Электрон. текстовые дан. - Омск: Омский государственный университет, 2011. – 288 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=237289. – Загл. с экрана

8. Костина, А.В. Культурная политика современной России. Соотношение этнического и национального / А.В. Костина, Т.М. Гудима. – 3-е изд., доп. – Москва: URSS, 2016. – 256 с.

9. Культурное пространство России: генезис и трансформации / под общ.ред. А.С. Тургаева; ред.-сост. А.Е. Хренов. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГИК, 2017. – 339 с.

10. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: сб. материалов / Рос.нац. б-ка; сост. Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – Москва: Либерея, 2002. – 237 с.

11. Филимонов, Г.Ю. Культурно-информационные механизмы внешней политики США: истоки и новая реальность / Г.Ю. Филимонов. – Москва: Изд-во РУДН, 2012. – 405 с.

12. Шумович, А.В. Великолепные мероприятия. Технологии и практика event management / А.В. Шумович – Москва: Манн, Иванов и Фербер. – 2011. – 336 с.

 

Литература, рекомендованная к ознакомлению

 

1. Ивлиев, Г.П. Культурная политика и развитие законодательства о культуре в Российской Федерации: статьи и выступления / Г.П. Ивлиев. – Москва: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. – 207 с.

2. Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 т. Т. 4. Культурная политика / Федер. агенство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии, СПб отд-ние; ред. Д.Л. Спивак. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2008. – 423 с.

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683).

3. Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808)

4. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р)

5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон Российской Федерации (утв. Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 28.11.2015)

6. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.)

7. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666).

8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2567-р)

9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 г» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: