Раздел 3. Финансирование социокультурных проектов и программ




Возможными источниками финансирования социокультурных проектов и программ являются:

1. Государственный бюджет (как федеральный, так и местный). Как правило, бюджетное финансирование культурных программ осуществляется на основе социально-творческого заказа конкретному исполнителю отдельных разделов программы.

Заказчиком социально-культурных проектов и программ и, соответственно, распорядителем бюджетных средств выступают местные органы власти, в частности, отделы, комитеты и управления культуры. Они имеют право выходить с инициативой по льготному налогообложению предприятий и организаций, участвующих в финансировании социально-культурных проектов и программ.

Бюджетными источниками формирования Фондов развития культуры могу быть:

— Фиксированные платежи предприятий, учреждений, организаций, расположенных на исторических территориях, в охранных зонах;

— Процент отчислений от платы за землю исторической территории, охранных зон памятников, взимаемый с предприятий, учреждений, организаций, домовладений, расположенных на этих территориях;

— Часть целевых сборов с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;

— Сбор за право использования местной символики, связанной с памятниками истории и культуры;

— Часть налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы от объема реализации продукции (работ, услг);

— Доля специального налога с предприятий для финансирования поддержки важнейших отраслей народного хозяйства;

— Таможенные тарифы на импорт культурных ценностей зарубежного производства;

— Арендная плата за использование помещений памятников истории и культуры;

— Поступления от налога на добавленную стоимость по товарам культурно-досугового и информационного назначения (фонозаписи музыкальные инструменты) в размере их фактической величины в указанных товарах, реализованных на данной территории;

— Поступления всех видов налогов и сборов, взимаемых с предприятий, учреждений и организаций культуры, в т.ч. специализированный налог на прибыль от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий;

— Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в области культуры;

— Сбор за право торговли товарами культурного и информационного назначения;

— Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей, специализирующихся на культуре;

— Сбор за право проведения кино и видеосъемок памятников истории и культуры;

— Сбор за лицензирование деятельности, связанной с проведением культурно-массовых и зрелищных мероприятий, реставрацией, изготовлением репродукций, копий, экспонатов, издательской деятельности.

2. Фонды — некоммерческие организации, имеющие финансовые средства и программу деятельности. Реализация собственных программ осуществляется фондами, как правило, путем выдачи грантов по заявкам различных субъектов культурной жизни — организаций, учреждений, частных лиц, инициативных образований граждан.

Основным внебюджетным источником финансирования социокультурных программ являются Фонды, которых только на территории Российской Федерации насчитывается несколько десятков. В сфере культуры и искусства действуют такие известные фонды как Международный Фонд; Фонд помощи творческой молодежи; Международный Евразийский Фонд. Средства массовой информации. Развитие негосударственных организаций; Фонд Г.Вишневской; Фонд художников Белютина и Молевой; Фонд Фахтангова, Фонды в общественно-политической и социальной сфере, Санкт-Петербургский центр «Стратегия» и др.

3. Коммерческие организации (фирмы, корпорации, банки и др.).

4. Индивидуальные предприниматели (спонсоры, меценаты).

Формы финансовой помощи со стороны фирмы, банка, общественной организации могут быть самыми различными — непосредственное финансирование проектов программ; предоставление фирмой или организацией товаров, услуг; предоставление льготных кредитов и др.

Мотивы личной благотворительности (спонсорства, меценатства) связаны, как правило, с налоговыми льготами (рациональная выгода); чувством социальной ответственности (чувством долга — перед обществом, культурой); личным искуплением (чувством вины, страха); стремлением адаптироваться к обществу, культуре, социальному окружению (снять личностный дискомфорт, вызванный неблагоприятным общественным мнением); потребностью в личностной самореализации (поиском в благотворительности дополнительных источников смысла жизни).

Таким образом, мотивы индивидуальной благотворительности могут быть связаны как с рациональной выгодой, так и продиктованы желанием избавиться от ряда проблем, стремлением удовлетворить актуальные для личности потребности.

5. Средства населения (доходы от коммерческих программ, благотворительные пожертвования граждан).

Как уже отмечалось, основным источником финансирования социально-культурных программ является бюджет (федеральный, местный) и фонды (централизованные, целевые, международные, благотворительные и др.).

Однако дефицит бюджетных средств делает весьма актуальным использование такого источника финансирования как средства населения. В идеальном варианте каждый проект должен предусматривать виды деятельности и определенного рода услуги, которые будут оплачиваться населением. Сегодня, когда культура испытывает значительный дефицит финансовых средств, этот участок работы является необходимым и занимает весьма существенный объем деятельности учреждений культуры, досуга, спорта.

Коммерческая деятельность культурно-досуговых учреждений может осуществляться по нескольким направлениям:

1. Организация досуга населения (и оказание соответствующих платных услуг). Наиболее распространенными формами здесь являются: дискотеки, дискоклубы; видеосалоны, видеотеки, видеоклубы; концертные (гастрольные) бюро, группы, организации; клубы атлетической гимнастики, аэробики, ушу и т.д.; компьютерные клубы; оздоровительные группы; студии звукозаписи, фотостудии, фотосалоны; игротеки, детские игровые комнаты; мастерские для бытового технического творчества; выставки самодеятельных авторов; кабельное телевидение; услуги по проведению различных торжеств и обрядов; консультации по вопросам культуры, истории, спорта, отдыха и быта. Коммерческие культурно-досуговые программы, преследующие цель извлечения прибыли, должны носить многопрофильный характер.

2. Помимо организации свободного времени, в качестве источника получения финансовых средств нередко используется производственная деятельность (создание ремонтно-строительных групп, ателье, мастерских, кооперативов, оказание информационных, рекламные и бытовых услуг населению, предприятиям и организациям). Здесь перечень работ может быть самый разнообразный: ремонт телерадиоаппаратуры, обслуживание автолюбителей, производство сувениров, светотехнических устройств, транспортные услуги, туристические бюро, юридические консультации, медицинское обслуживание, художественно-оформительские работы, организация туристских маршрутов; ремонт и реставрация произведений и изделий изобразительного и декоративно-прикладного искусства, печатных изданий, переплетные работы; разработка эскизов и оформление интерьеров квартир по заявкам населения и т.д.

3. Посредническая деятельность культурно-досуговых учреждений. Как уже отмечалось, содержание услуг каждый раз определяется в зависимости от местных условий. Поэтому в некоторых случаях культурно-досуговое учреждение может выступать в качестве посредника между заказчиком и исполнителем, оформляя отношения этих сторон юридически и обеспечивая их соответствующими организационными структурами и специфическими социокультурными технологиями (организация праздничных вечеров и программ по заказу различных организаций, проведение аукционов, презентаций, конференций, участие в предвыборных кампаниях и др.).

Основная задача коммерческих мероприятий – общественность должна быть уверена, что учреждение культуры работает в интересах человека и общества, а не с целью извлечения прибыли.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Источники финансирования социокультурных проектов и программ.

2. Заказчики финансирования социокультурных проектов и программ.

 

Основная литература

1. Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб. пособие / А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В. Брежнева и др.; под ред. А.С. Тургаева. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. – 336 с.

2. Фундаментальные основания государственной культурной политики России. Историко-философский аспект. – Санкт-Петербург: ИД Петрополис, 2017. – 224 с.

 

Дополнительная литература

1. Александров, А.А. Международное сотрудничество в сфере культурного наследия / А.А. Александров. – Москва: Проспект, 2011. – 176 с.

2. Беляева, Е. Е. Культурная интеграция как основная стратегия культурной политики Европейского союза [Электронный ресурс] / Е. Е. Беляева. – Электрон. текстовые дан. – Москва: Прометей, 2012. – 98 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211605. – Загл. с экрана

3. Боголюбова, Н.М. Внешняя культурная политика России и зарубежных стран: учеб. пособие / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербург.ун-та, 2008. – 315 с.

4. Боголюбова, Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учеб. пособие / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. – Санкт-Петербург: СПбКО, 2009. – 416 с.

5. Востряков, Л.Е. Государственная культурная политика: понятия и модели / Л.Е. Востряков. – Санкт-Петербург: Изд-во СЗИ РАНХиГС, 2011. – 167 с.

6. Востряков, Л.Е. Культурное сотрудничество в Баренцевом регионе и укрепление доверия между партнерами / Л.Е. Востряков, А.С. Тургаев // Вестник СПбГУКИ. – 2017. – №3. – С. 6–11.

7. Генова Н.М. Культурная политика в системе инфраструктуры культуры региона [Электронный ресурс] / Н. М. Генова. – Электрон. текстовые дан. - Омск: Омский государственный университет, 2011. – 288 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=237289. – Загл. с экрана

8. Костина, А.В. Культурная политика современной России. Соотношение этнического и национального / А.В. Костина, Т.М. Гудима. – 3-е изд., доп. – Москва: URSS, 2016. – 256 с.

15. Культурное пространство России: генезис и трансформации / под общ.ред. А.С. Тургаева; ред.-сост. А.Е. Хренов. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГИК, 2017. – 339 с.

16. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: сб. материалов / Рос.нац. б-ка; сост. Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. – Москва: Либерея, 2002. – 237 с.

17. Филимонов, Г.Ю. Культурно-информационные механизмы внешней политики США: истоки и новая реальность / Г.Ю. Филимонов. – Москва: Изд-во РУДН, 2012. – 405 с.

12. Шумович, А.В. Великолепные мероприятия. Технологии и практика event management / А.В. Шумович – Москва: Манн, Иванов и Фербер. – 2011. – 336 с.

 

Литература, рекомендованная к ознакомлению

 

1. Ивлиев, Г.П. Культурная политика и развитие законодательства о культуре в Российской Федерации: статьи и выступления / Г.П. Ивлиев. – Москва: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. – 207 с.

2. Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 т. Т. 4. Культурная политика / Федер. агенство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии, СПб отд-ние; ред. Д.Л. Спивак. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2008. – 423 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: