Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времени.




Какую подготовительную работу, по вашему мнению, целесообразно провести перед введением типовых задач на движение? Какие методические приемы может использовать учитель при разъяснении младшим школьникам понятия «скорость движения» и ознакомлении их с зависимостями между величинами скорость, время, расстояние? С какой целью при решении простых задач на движение используется прием составления и решения обратных задач? (В ответе используйте материал статьи В.Н. Рудницкой «Формирование у школьников понятия «скорость». //Начальная школа 1993 № 1.)

В 4 классе на специальном уроке учащиеся знакомятся с тройкой величин - скорость-время-расстояние. Для этого рекомендуют провести беседу по известным детям жизненной ситуации – движение транспорта. Задаем вопрос, почему некоторые машины едут быстрее других? (некоторые дети неправильно связывают это со временем). Учитель сообщает, что это связано с новой величиной – СКОРОСТЬЮ.

Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времени.

Приводят примеры скоростей различных животных и транспортных средств. Например, скорость автомобиля 70 км/ч, а скорость пешехода 5 км/ч и т.д.

В учебнике 4 кл. М.И. Моро есть специальная таблица примеров скоростей.

В процессе беседы вводят зависимости между величинами «скорость, время, расстояние», т.к. скорость, это расстояние, пройденное за единицу времени, то для того, чтобы найти скорость нужно расстояние разделить на время. Аналогично выводятся две другие зависимости.

На этом этапе учим детей решать простые задачи на движение.

  Скорость Время Расстояние
1 вид 6 км/ч 2 ч ?
2 вид ? 2 ч 12 км
3 вид 6 км/ч ? 12 км

Предлагая примеры таких задач, подбираем такие, чтобы в них использовались различные единицы измерения скорости: км/ч; м/с и т.д.

Знакомство с понятием «скорость».

Основой одного из подходов к введению понятия «скорость» является рассмотрение и сравнение движений нескольких (двух или трех) предметов. Поставив перед учащимися задачу – определить, какой из предметов движется быстрее (при заданных условиях), и произведя соответствующие вычисления, легко подведем учащихся к пониманию необходимости введения особой величины (скорости), являющейся характеристикой быстроты движения, и ее единиц.

1 подход

При ознакомлении со с к о р о с т ь ю целесообразно так организовать работу, чтобы учащиеся нашли скорость своего движения пешком. Для этого можно начертить во дворе, в спортзале или коридоре «замкнутую дорожку». На дорожке надо отметить расстояние по 10 м, чтобы удобнее было находить, какой путь прошел каждый ученик. Учитель предлагает детям идти по дорожке, например, в течение 4 минут. Учащиеся сами легко найдут по десятиметровым отметкам пройденное расстояние. На уроке каждый из детей может вычислить, какое расстояние он проходит за 1 минуту. Учитель сообщает, что расстояние, которое прошел ученик за минуту, называют его скоростью. Ученики называют свои скорости. Затем учитель называет скорости некоторых видов транспорта. Эти данные учащиеся могут записать в своих справочниках и использовать в дальнейшем при составлении задач.

2 подход

Первоначальное ознакомление учащихся со скоростью можно начать со следующего вступления: "Вы уже знакомы с некоторыми важными величинами – длиной, массой, временем, научились их измерять. Сегодня мы познакомимся с новой величиной, многие из вас слышали ее название – с к о р о с т ь. Чтобы понять, что такое скорость, решим задачу: "Петя на лыжах пробежал 30 м за 10 с, а Федя – 30 м за 15 с. Кто из мальчиков бежал быстрее?"

Наверное, многие из вас сообразят, кто бежал быстрее. Выскажите свое мнение. Почему вы так думаете?

Давайте разберемся. Федя пробежал то же расстояние, что и Петя, но затратил больше времени. Чтобы ответить на вопрос задачи о том, кто из мальчиков бежал быстрее, надо узнать, сколько метров пробегал каждый из них в одну секунду:

30: 10 = 3 30: 15 = 2

Итак, Петя пробегал 3 м в каждую секунду, а Федя – только 2 м в секунду. Говорят так: " Петя бежал с большей скоростью, чем Федя. Скорость Пети была 3 метра в секунду, а скорость Феди – 2 метра в секунду.

Метр в секунду – это единица скорости. Ее обозначают так: м/с. Есть и другие единицы скорости, например, километр в секунду (км/с), километр в час (км/ч), метр в минуту (м/мин).

Как же найти скорость, если известны длина пути и время? Какое действие надо выполнить?

Чтобы найти скорость, надо длину пути разделить на время.

Если ракета летит со скоростью 9 км/с, то это значит, что в каждую секунду она пролетает 9 км. Если машина идет со скоростью 85 км/ч, то это значит, что она проходит 85 км в каждый час. Если черепаха движется со скоростью 5 м/мин, то это значит, что она проползает 5 м в каждую минуту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: