ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА




 

Требования к компетентности по теме

 

- знать объективные предпосылки возникновения и становления педагогической профессии, уметь обосновывать роль профессии педагога в обществе;

- знать и уметь раскрывать содержание понятий «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагог», учитель»; уметь соотносить эти понятия;

- знать сущность педагогической профессии, уметь характеризовать ее особенности;

- знать и уметь раскрывать социальные и профессиональные функции педагога;

- знать и уметь характеризовать профессионально обусловленные требования к личности педагога, уметь диагностировать и рефлексировать уровень сформированности у себя качеств, представленных в профессиограмме педагога.

 

ТЕМЫРЕФЕРАТОВ

 

1. Возникновение и становление педагогической профессии.

2. Сущность профессии педагога, ее особенности.

3. Социальные и профессиональные функции учителя.

4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

 

Понятия темы

 

Педагогическая профессия, педагогическая специальность, педагог, учитель, воспитатель, профессиограмма педагога, профессиональная компетентность, профессионально-педагогическая направленность, педагогиче­ские способности.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы объективные причины возникновения и становления педагогической профессии?

2. Определите понятия: «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалифика­ция», «педагог», «учитель». Установите взаимосвязь между ними.

Из народной мудрости

3. Дайте общую характеристику педагогической профессии как профессии типа «человек — человек». В чем заключа­ется ее своеобразие?

4. Раскройте социальные и профессиональные функции педагога.

5. Охарактеризуйте профессиональные и личностные качества, представленные в профессиограмме педагога. Изобра­зите схематически структуру профессиональной компетентности педагога.

6. Назовите основные педагогические способности. Кратко их охарактеризуйте.

 

Выполнить задание:

 

стр. 203-205 (1.1;) 212-214 (4.1; 4.2; 4.3; 4.4) в Рабочей тетради по теории воспитания и основам школоведения – (Минск- 2005)

 

Рекомендуемая литература

1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Робото-ва, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова [и др.]. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — Гл. 1,2.

2. Общие основы педагогической профессии: учеб. пособие / авт.-сост.: И. И. Цыркун [и др.]. — Минск: Изд-во БГПУ, 2005. — 195 с.

3. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Ми­халкович.— Минск: ТетраСистемс, 2002. — С. 231—261.

4. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — Гл. 1, 2.

5. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск: Ушвератэцкае, 2000. — С. 517—530.

 

 

КСР 2

 

ТЕМА

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПЕДАГОГИКИ

 

Ценности и ценностные ориентации учителя проявляются в его каждом поступке и действии, которые раскрывают, любит ли он своих воспитанников, в какой степени он заинтересован в их успехах.

В. И. Андреев

Требования к компетентности по теме

 

- знать и уметь раскрывать сущность понятий «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология», «профессионально-педагогическая культура», «методологическая культура», «педагогические ценности»;

- уметь характеризовать место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры учителя;

- знать и уметь анализировать педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую дея­тельность;

- представлять сущность и содержание аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.

Темы рефератов

1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология».

2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологи­ческой культуры учителя.

3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация пе­дагогических ценностей.

4. Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы единой аксиологической мо­дели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.

Понятия темы

Ценность, аксиология, педагогическая аксиология, профессионально-педагогическая культура, методологиче­ская культура, педагогические ценности

Вопросы и задания для контроля (выполнить письменно)

1. Определите понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология».

2. Раскройте сущность и структуру профессионально-педагогической и методологической культуры учителя.

3. Охарактеризуйте место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры педагога.

4. Раскройте понятие «педагогические ценности». Представьте классификацию педагогических ценностей.

5. Какие ценности образуют аксиологическое «Я» педагога?

6. Охарактеризуйте элементы аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности пе­дагога.

 

Рекомендуемая литература _

1..Гавриловец, К. В. Аксиологический подход в учебно-воспитательном процессе / К. В. Гавриловец// Праблемы выхавання. — 2008. — № 5. — С. 40—44.

2. Ильин, В. В. Аксиология / В. В. Ильин. — М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. — 216 с.

3. Пионова, Р. С. Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры / Р. С. Пионова // Адука-цыя i выхаванне. — 2006. — № 4. — С. 80—84.

4. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 31—37.

5. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. -192

 

 

КСР 3

 

ТЕМА

ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

 

Каждый педагог должен осознавать цели образования, видеть образ того идеального выпускника, которого должна выпустить школа.

В. О. Ключевский

 

Основания к компетентности по теме

 

- знать и уметь раскрывать сущность понятий «цель образования», «задача педагогическою процесса»; уметь обосновать конкретно-исторический характер и социальную обусловленность целей образования;

- понимать и уметь характеризовать уровни целеполагания в образовании; знать и уметь раскрывать общие требования к постановке целей и задач образования, а также условия успешности целеполагания;

- знать и уметь анализировать цели обучения и воспитания, сформулированные в директивных документах; уметь раскрыть механизмы реализации целевых установок воспитания в практической работе школ и учителей в Республике Беларусь;

- уметь определять и формулировать образовательные цели конкретного педагогического взаимодействия.

Темы рефератов

1. Понятие цели образования. Разноуровневое^ целей образования.

2. Конкретно-исторический харакгер и социальная обусловленность целей образования.

3. Цели образования в современной школе.

4. Целеполагание как вид деятельности педагога.

 

Понятия темы

Цель педагогического процесса, задача педагогического процесса, базовая культура личности, компетенция, целеполагание.

Вопросы и задания для контроля

1. Определите понятие «цель педагогического процесса». Как данное понятие соотносится с понятием «задача педаго­гического процесса»?

2. Чем обусловлен разноуровневый характер целей и задач педагогического процесса? Охарактеризуйте уровни целе­полагания в образовании.

3. Какие воспитательные идеалы общества наблюдались в разные исторические эпохи? Как развивалась идея всесто­роннего гармонического развития личности в истории педагогики?

4. Каков современный социальный заказ общества? Приведите примеры трактовок целей образования в директивных документах.

5. Обоснуйте актуальность формирования базовой культуры личности как цели образования в средней школе. Назовите компоненты базовой культуры личности.

6. Охарактеризуйте способы постановки задач обучения и воспитания, встречающиеся в школьной практике.

7. Предложите пути решения проблемы согласования целей и задач педагога с целями и задачами учащихся.

 

Выполнить задания в Рабочей тетради по основам дидактики (Минск- 2005) стр.37-42 (1,1; 1.2) стр. 45-46(3.1; 3.2; 3.3; 3.4) стр. 46-47 (4.1; 4.2; 4.3)

 

Глоссарий

Цель педагогического процесса — предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия.

 

Задача педагогического процесса — ближайшая, тактическая цель.

Базовая культура личности — уровень развития и реализации сущностных сил человека, его знаний, умений, навы­ков, отношений к себе и окружающему миру, выражающийся в совокупности базовых (обязательных) компетенций.

Компетенция — совокупность знаний, умений, опыта, личностных свойств (отношений) человека, которые характери­зуют его способность действовать в той или иной сфере жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями.

 

Рекомендуемая литература

1.КОДЕКС Республики Беларусь Об образовании. Гл. 1 и 2.

2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборнік нарматыўных дакументаў" МА Р Б. — 2007. — № 2. — С. 9—40.

3. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. — М.: Пе­дагогическое общество России, 2002. — С. 62—78.

4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Ту­манит, изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — С. 128—159.

5. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. — Минск: ТетраСистемс, 2002. — С. 87—102.

6. Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н. К. Степаненков. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. — С. 68—80.

7. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск: Універсітэцкае, 2000. — С. 48—64.

 

КСР 4

 

ТЕМА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: