Требования к компетентности по теме
- знать объективные предпосылки возникновения и становления педагогической профессии, уметь обосновывать роль профессии педагога в обществе;
- знать и уметь раскрывать содержание понятий «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагог», учитель»; уметь соотносить эти понятия;
- знать сущность педагогической профессии, уметь характеризовать ее особенности;
- знать и уметь раскрывать социальные и профессиональные функции педагога;
- знать и уметь характеризовать профессионально обусловленные требования к личности педагога, уметь диагностировать и рефлексировать уровень сформированности у себя качеств, представленных в профессиограмме педагога.
ТЕМЫРЕФЕРАТОВ
1. Возникновение и становление педагогической профессии.
2. Сущность профессии педагога, ее особенности.
3. Социальные и профессиональные функции учителя.
4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
Понятия темы
Педагогическая профессия, педагогическая специальность, педагог, учитель, воспитатель, профессиограмма педагога, профессиональная компетентность, профессионально-педагогическая направленность, педагогические способности.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Каковы объективные причины возникновения и становления педагогической профессии?
2. Определите понятия: «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагог», «учитель». Установите взаимосвязь между ними.
Из народной мудрости
3. Дайте общую характеристику педагогической профессии как профессии типа «человек — человек». В чем заключается ее своеобразие?
4. Раскройте социальные и профессиональные функции педагога.
5. Охарактеризуйте профессиональные и личностные качества, представленные в профессиограмме педагога. Изобразите схематически структуру профессиональной компетентности педагога.
6. Назовите основные педагогические способности. Кратко их охарактеризуйте.
Выполнить задание:
стр. 203-205 (1.1;) 212-214 (4.1; 4.2; 4.3; 4.4) в Рабочей тетради по теории воспитания и основам школоведения – (Минск- 2005)
Рекомендуемая литература
1. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Робото-ва, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова [и др.]. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — Гл. 1,2.
2. Общие основы педагогической профессии: учеб. пособие / авт.-сост.: И. И. Цыркун [и др.]. — Минск: Изд-во БГПУ, 2005. — 195 с.
3. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович.— Минск: ТетраСистемс, 2002. — С. 231—261.
4. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — Гл. 1, 2.
5. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск: Ушвератэцкае, 2000. — С. 517—530.
КСР 2
ТЕМА
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПЕДАГОГИКИ
Ценности и ценностные ориентации учителя проявляются в его каждом поступке и действии, которые раскрывают, любит ли он своих воспитанников, в какой степени он заинтересован в их успехах.
В. И. Андреев
Требования к компетентности по теме
- знать и уметь раскрывать сущность понятий «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология», «профессионально-педагогическая культура», «методологическая культура», «педагогические ценности»;
- уметь характеризовать место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры учителя;
- знать и уметь анализировать педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность;
- представлять сущность и содержание аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.
Темы рефератов
1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология».
2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры учителя.
3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
4. Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.
Понятия темы
Ценность, аксиология, педагогическая аксиология, профессионально-педагогическая культура, методологическая культура, педагогические ценности
Вопросы и задания для контроля (выполнить письменно)
1. Определите понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология».
2. Раскройте сущность и структуру профессионально-педагогической и методологической культуры учителя.
3. Охарактеризуйте место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры педагога.
4. Раскройте понятие «педагогические ценности». Представьте классификацию педагогических ценностей.
5. Какие ценности образуют аксиологическое «Я» педагога?
6. Охарактеризуйте элементы аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.
Рекомендуемая литература _
1..Гавриловец, К. В. Аксиологический подход в учебно-воспитательном процессе / К. В. Гавриловец// Праблемы выхавання. — 2008. — № 5. — С. 40—44.
2. Ильин, В. В. Аксиология / В. В. Ильин. — М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. — 216 с.
3. Пионова, Р. С. Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры / Р. С. Пионова // Адука-цыя i выхаванне. — 2006. — № 4. — С. 80—84.
4. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 31—37.
5. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. -192
КСР 3
ТЕМА
ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
Каждый педагог должен осознавать цели образования, видеть образ того идеального выпускника, которого должна выпустить школа.
В. О. Ключевский
Основания к компетентности по теме
- знать и уметь раскрывать сущность понятий «цель образования», «задача педагогическою процесса»; уметь обосновать конкретно-исторический характер и социальную обусловленность целей образования;
- понимать и уметь характеризовать уровни целеполагания в образовании; знать и уметь раскрывать общие требования к постановке целей и задач образования, а также условия успешности целеполагания;
- знать и уметь анализировать цели обучения и воспитания, сформулированные в директивных документах; уметь раскрыть механизмы реализации целевых установок воспитания в практической работе школ и учителей в Республике Беларусь;
- уметь определять и формулировать образовательные цели конкретного педагогического взаимодействия.
Темы рефератов
1. Понятие цели образования. Разноуровневое^ целей образования.
2. Конкретно-исторический харакгер и социальная обусловленность целей образования.
3. Цели образования в современной школе.
4. Целеполагание как вид деятельности педагога.
Понятия темы
Цель педагогического процесса, задача педагогического процесса, базовая культура личности, компетенция, целеполагание.
Вопросы и задания для контроля
1. Определите понятие «цель педагогического процесса». Как данное понятие соотносится с понятием «задача педагогического процесса»?
2. Чем обусловлен разноуровневый характер целей и задач педагогического процесса? Охарактеризуйте уровни целеполагания в образовании.
3. Какие воспитательные идеалы общества наблюдались в разные исторические эпохи? Как развивалась идея всестороннего гармонического развития личности в истории педагогики?
4. Каков современный социальный заказ общества? Приведите примеры трактовок целей образования в директивных документах.
5. Обоснуйте актуальность формирования базовой культуры личности как цели образования в средней школе. Назовите компоненты базовой культуры личности.
6. Охарактеризуйте способы постановки задач обучения и воспитания, встречающиеся в школьной практике.
7. Предложите пути решения проблемы согласования целей и задач педагога с целями и задачами учащихся.
Выполнить задания в Рабочей тетради по основам дидактики (Минск- 2005) стр.37-42 (1,1; 1.2) стр. 45-46(3.1; 3.2; 3.3; 3.4) стр. 46-47 (4.1; 4.2; 4.3)
Глоссарий
Цель педагогического процесса — предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия.
Задача педагогического процесса — ближайшая, тактическая цель.
Базовая культура личности — уровень развития и реализации сущностных сил человека, его знаний, умений, навыков, отношений к себе и окружающему миру, выражающийся в совокупности базовых (обязательных) компетенций.
Компетенция — совокупность знаний, умений, опыта, личностных свойств (отношений) человека, которые характеризуют его способность действовать в той или иной сфере жизнедеятельности в соответствии с поставленными целями.
Рекомендуемая литература
1.КОДЕКС Республики Беларусь Об образовании. Гл. 1 и 2.
2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборнік нарматыўных дакументаў" МА Р Б. — 2007. — № 2. — С. 9—40.
3. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — С. 62—78.
4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Туманит, изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — С. 128—159.
5. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. — Минск: ТетраСистемс, 2002. — С. 87—102.
6. Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н. К. Степаненков. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. — С. 68—80.
7. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск: Універсітэцкае, 2000. — С. 48—64.
КСР 4
ТЕМА